Всем привет, друзья! С вами ††Ищущи醆, и мы ищем хорошие книги : )
Сегодня я хотел бы поговорить с вами про одно из советских наследий, которое нравится мне и сейчас. "Шел по городу волшебник." был написан в далеком 1963 году, а воз и нынче там - люди зачастую врут, люди не хотят брать ответственность за свои поступки, и вместо признания вины они будут пытаться увиливать или ссылаться на "а вот на Васю посмотрите. Он такое сделал, ого-го". Что уж говорить про обыкновенного 11-летнего пацана, который фантазер и любитель похвастаться на ровном месте.
Я совершенно уверен в том, что настоящее счастье человеку приносят чудеса, сделанные его же руками.
Я не говорю, что все дети такие. Конечно же нет. Просто это объясняет почему именно он оказался в такой ситуации, которая с ним произошла. И почему первое время его лучший друг не воспринимал всерьез некоторые заявления друга, так как он уже привык к его буйной фантазии. И вообще, говоря о детских книгах, мне становится немного неловко, так как я оцениваю их через призму взрослого восприятия. А юные читатели будут смотреть на эту историю под совершенно иным углом зрения. Меня успокаивает только понимание того, что книгу писал тоже взрослый человек.
Так что если один взрослый дяденька пишет отзывы на книги другого взрослого дяденьки, то это естественно и нормально, правда?
Почему же ты выпрашиваешь дружбу? Ты просишь, как нищий. Но разве с тобой будет кто-нибудь дружить? Ты можешь только заставить. Ты не великий волшебник, а великий нищий.
Повесть получилась на удивление убедительной и запоминающейся. Я не считаю её прямо шедевральной, местами она слишком топорная и странная, да и друг главного героя тоже вызывает у меня немало вопросов. Я понимаю, что аудитория для произведения немного отличалась тогда от мышления моего поколения, но если бы у меня был бы такой друг, который постоянно врет, фантазирует и ведет себя как неадекватное нечто, то я бы просто с ним не общался. Потому что ну его нафиг, такого "друга".
Где-то на дне моря все еще бродит Железный Человек. Он слишком железный и никогда не умел понимать чужое горе и чужую беду. Поэтому ему никогда не стать настоящим человеком. Так он и будет ходить по дну, разыскивая Толика, пока насквозь не проржавеет.
Здесь же, как я понимаю, на разнице правильного школьника пытались показать разницу между друзьями. И то, к чему должен стремиться главный герой, который совершенно случайно получил в свои руки власть, которая и не снилась его отцу. Вот только как и любой другой НОРМАЛЬНЫЙ ребенок он использует её исключительно в эгоистических целях - чтобы родители не ругали, чтобы учителя не приставали в школе, и чтобы ему было хорошо.
Дело в том, что мальчик с голубыми глазами все еще живет во вчерашнем дне. Он может вернуться в наш день, если ему снова захочется найти друга. Он может отомстить Толику за то, что тот оказался не таким, как он рассчитывал.
А то я с ужасом представляю чего бы могли натворить люди в наше время, попади им подобный "артефакт" в руки. Даже хочется сказать парню спасибо за мелкий эгоизм и желание обустроить только свою жизнь без замашки "сейчас я пойду перестраивать мир". Тогда вместо интересной детской повести у нас могла бы получиться жестокая антиутопия с абсурдом вместо логики. А то нетипичный постапокалипсис про сошедший с ума мир, в котором классические зомби казались бы волне адекватными и полноценными гражданами общества.
Перед Толиком стояла тарелка остывшего супа. Толик быстро схватился за ложку, надеясь оттянуть расплату. — Не смей есть! — сказала мама. — А я как раз не хочу есть, — тонким голосом отозвался Толик. — Знаешь, мама, у меня аппетита нет. — Я тебе покажу «не хочу»! Ешь немедленно!
Вот честно, я просто на минуту представил, что я могу вообще ВСЕ. Менять людей, менять социальное положение, искривлять реальность или даже изменить ПРОШЛОЕ. То есть, фактически, уровень Бога. И мне страшно. Потому что я не знаю какие демоны сидят во мне, и чтобы со мной случилось, попади ко мне в руки такой страшный на самом деле артефакт. Так что очень хорошо, что среди нас нет волшебников с неприметным коробков спичек, которые исполняют ЛЮБОЕ желание человека.
Найдётся выход, хоть один, из всех безвыходных положений!
Потому что у магии нет шкалы "хорошо" или "плохо". Она есть только у того, кто её творит, эту самую волшбу. И когда человеку вообще не надо платить за исполнение своих желаний, когда у тебя нет никакой ответственности или последствий за любой проступок. Я повторюсь, это просто страшно представить себе такой мир. Так что автору большое спасибо за концепт, и за реализацию. Не могу поставить максимально высокую оценку лишь потому ,что некоторые моменты мне показались излишне "воспитательными".
- Не надо, мама. Я сам его испачкал. Я этим батоном в футбол играл, - сказал Толик, решив до конца выяснить могущество коробка.
- Батоном? В футбол? - спросила мама и засмеялась счастливым смехом. - Смотри, какой молодец! Я догадалась: у тебя не было мяча и ты играл батоном. Я всегда говорила, что ты сообразительный ребёнок. Но я куплю тебе мяч. Может быть, тебе иногда захочется поиграть мячом. Только ты не думай, что я тебя заставляю играть мячом. Если хочешь, играй батоном.
Что неудивительно - литература того времени была направлена на советского читателя. И потому в ней нет-нет, но мелькали такие вот воспитательные нотки. Посмотрите на это лгунишку, и что с ним стало после того, как он нашел волшебные спички. А вот его лучший друг - комсомолец, атеист, послушный мальчик, и сын маминой подруги. Да, утрирую немного, но суть вы должны были уловить : ) Если бы он был чуть более живым, мне было бы проще. А так иногда мешало его белоснежное пальто, в котором он ходит.
- Не надо, мама. Я сам его испачкал. Я этим батоном в футбол играл, - сказал Толик, решив до конца выяснить могущество коробка.
- Батоном? В футбол? - спросила мама и засмеялась счастливым смехом. - Смотри, какой молодец! Я догадалась: у тебя не было мяча и ты играл батоном. Я всегда говорила, что ты сообразительный ребёнок. Но я куплю тебе мяч. Может быть, тебе иногда захочется поиграть мячом. Только ты не думай, что я тебя заставляю играть мячом. Если хочешь, играй батоном.
Опять же, это только моя оценка. Я не претендую на некую истину, и считаю это повесть замечательной даже сейчас. Не знаю будут ли её читать через 20-30 лет, но я с удовольствием перечитывал для отзыва, и уверен, что буду рекомендовать всем, кто интересуется именно детской литературой. Что примечательно - впервые с книгой я познакомился только в студенческие годы. Так что говорить о том, что это чувство ностальгии не получится.
Я уже был достаточно взрослым мальчиком : )
Толик стоял посреди комнаты и плакал, держа в руке коробок. Толик был самый сильный человек в мире. Он лучше всех играл в хоккей и в шахматы. Но он никак не мог сделать так, чтобы папа хоть на минуточку ему поверил. Если, конечно, не прибегать к помощи коробка. И это было очень обидно, потому что получалось, будто Толик уже ничего не может добиться сам, даже если будет говорить лишь одну правду.
История просто неплохая сама по себе. Без привязок к детству, родительскому голосу, которые читает мне по главе перед сном, или что там еще может быть причиной завышения оценки из-за несвоевременного чувства ностальгии?
Автор: Волков Александр Мелентьевич, Токмакова Ирина Петровна, Медведев Валерий Владимирович , Губарев Виталий Георгиевич, Крапивин Владислав Петрович, Томин Юрий Геннадьевич, Прокофьева Софья Леонидовна
Художник: Стерлигова Евгения
Редактор: Гринцева О. Б.
Издательство: Детская литература, 2010 г.
Серия: Библиотека мировой литературы для детей
Страниц: 798 (Офсет)
Масса: 910 г
Размеры: 223x152x41 мм
Аннотация:
Повесть советского писателя Юрия Томина в жанре литературной сказки, рассказывающая о мальчике, нашедшем коробок с волшебными спичками. Впервые опубликована в 1963 году.
"Шел по городу волшебник" - добрая и поучительная повесть.
Она не лишена неких шероховатостей, которые есть не только в поведении главного героя и фантазера Толика. И дело даже не в его друге, который слишком идеален, и это прямо БРОСАЕТСЯ в глаза. Поведение одноклассников в повести порой тоже вызывает море вопросов, так как назвать такую реакцию адекватной я не могу. Хотел бы, но не могу. Мне могут возразить, что школьники именно так и решают свои проблемы и конфликты - кулакам и толпой, но все относительно и спорно.
И здесь это обыграно крайне неубедительно и странно.
Цепляясь носками за асфальт, Толик подошел ближе.
– Вам в школе объясняли, как нужно переходить улицу? – спросил милиционер.
Голос у него был сердитый и не насмешливый, а какой-то скучный.
– Нам не объясняли, – на всякий случай сказал Толик.
– А ты сам не знаешь, где можно переходить улицу?
– Мне в булочную надо, – тихо сказал Толик.
А вот мальчик с голубыми глазами мне внезапно понравился. Причем очень сильно. Не как персонаж, так как это гротеск чистой воды. Мне нравится сам концепт и его поведение. Он доказывает мою озвученную ранее мысль о том, что всемогущество опасно и чревато ужасными последствиями. Люди с с их мышлением и опытом на уровне самих себя не способны принимать правильные и волевые решения. Потому и говорят Святые Отцы Церкви о том, что Бог НЕПОСТИЖИМ.
– Павлов.
– Вроде слышал про такого, – сказал милиционер после раздумья. – Значит, и в школу тебе ходить некогда?
– Совсем некогда… – вздохнул Толик.
– Ну, беги в свою булочную.
Прошу прощения за вплетение в отзыв религиозных мотивов, но я сейчас их поясню. Просто посмотрите на состояние мира, в котором решил остаться и жить мальчик с голубыми глазами. Какой гротеск на реальность он создает в силу своего скудного опыта и отсутствия фантазии и банальной эмпатии к ближним? Его мир пустой, так как слишком жадный для того, чтобы делиться с кем-нибудь. Но он нуждается в "друзьях", и потому создает бездушную железяку, которая будет его товарищем.
Но интересно, что на бегу Толик успевал еще кое о чем думать. И так как ногами он переступал быстро, а дышал часто, то и мысли его были очень короткие. Примерно такие: «Убегу… Нет, не убегу… А может, убегу?… Мишка видел… Мишка не скажет… Мама не узнает… Анна Гавриловна не узнает… Нужно быстрей… Никто не узнает… А если выстрелит?… Не имеет права!..»
Ирония? Нет, скорее грустное понимание и осознание насколько ужасна власть в руках подобных эгоистов. Имея возможность сделать мир лучше, он создает мертвую и застывшую вселенную без импульса к движению. Даже рыбы ловятся сами на крючок, так как ему не хочется сидеть и ожидать пока морская тварь клюнет (если вообще клюнет на крючок). Если задуматься над этой главой, то она прекрасна во всем.
– Триста тысяч один… – сказал он.
Толик подошел поближе. Мальчик, не глядя на Толика, взял еще один коробок.
– Триста тысяч два…
– Эй, ты чего тут делаешь? – спросил Толик.
– Триста тысяч три… – сказал мальчик.
– Как отсюда выйти? – спросил Толик. – Где тут ворота?
– Триста тысяч четыре… – сказал мальчик.
И полностью передает мой страх перед подобным всемогуществом. Потому я и говорю, что людям НЕЛЬЗЯ иметь подобную власть в руках. Никогда и ни за что. Пока мы люди в привычном понимании этого слова, это чревато для нас. И мальчик с голубыми глазами прекрасный тому пример. Как хорошо, что его эгоизм сильнее желания мести или мирового господства. Ведь став тираном, нужно ПРАВИТЬ. А он слишком ленив для этого. Ему не хочется взаимодействовать с людьми. Он слишком самовлюблен, и это и спасает наш мир от возможного вторжения волшебника со странными спичками.
Но давайте вернемся к произведению.
– Сейчас ты у меня получишь! – рассвирепел Толик. – Я тебе покажу, как дразниться. Я тебе покажу триста тысяч! Получишь раза два, тогда узнаешь, где триста тысяч!
– Не мешай, – сказал мальчик. – Ты же видишь – я только что начал новую тысячу.
– Мне все равно – новую тысячу или новый миллион! – сказал Толик. И вдруг остановился, увидев, как при слове «миллион» глаза мальчика засветились голубым светом.
С первых строк нам показывают не самого умного и ответственного школьника Толика, который, к сожалению (будем честны) немного туговат на развитие. Иначе объяснить его капризное и неадекватное поведение нельзя. А если добавить к этому еще фантазию и необъяснимое желание отвечать за свои поступки (он врет не только по крупным делам из-за страха быть наказанным. Он врет, в принципе, всегда), то вы можете сложить полное представление о нем.
И Мишка был настоящий, потому что он заорал еще громче:
– Ты что, оглох? Неси свой батон домой и бежим в школу!
И милиционер был настоящий. Он взял Толика за руку и сказал:
– Если ты с такого возраста врать научился, что же из тебя дальше вырастет? Ну-ка, повтори, чем болеет твоя мама?
И снова страх перед ответственностью - он перешел не в положенном месте, и милиционер пытается его остановить и отвести в участок для воспитательной беседы толкают его к побегу и попаданию в странное место, в котором он и натыкается на мальчика с голубыми глазами. Который сосредоточенно считает коробки спичек. По непонятному импульсу (ведь главный герой не курит) он хватает один коробок, и вновь оказывается в нашей реальности.
– Отпустили? – спросил Мишка.
– А ты никому не говорил?
– Нет.
– Теперь можешь говорить: мне все равно, – прошептал Толик и похлопал себя по карману.
– Чего там у тебя? – спросил Мишка.
Несколько позднее, совершенно случайно он узнает о магическом свойстве своей "находки" (которую он просто украл. Давайте не ходит вокруг да около, а называть все своими вещами).
– С другой стороны, – продолжал старшина, – отец, говорит, преступниками ранен. А сам, между прочим, неправду говорит. Это и товарищ его подтвердил. Как фамилия товарища-то? – повернулся старшина к Толику.
– Павлов… – совсем тихо проговорил Толик.
– Вот-вот, – сказал старшина. – А сам, между прочим, тоже Павловым назвался. И через дорогу ходит где ему вздумается.
И теперь с такой властью наш герой готов сокрушить головы и ВСЕМ показать чего он СТОИТ. Вот только наблюдая за его потугами, хвастовством, неадекватным поведением и позерством, ты понимаешь, что даже с такой силой и возможностями он остается лгуном и лентяем, который слишком эгоистичен для того, чтобы думать о других людях. Да, так как книга написана во времена СССР, то нас ждет предсказуемый финал с перевоспитанием героя.
– Тихо, гражданин Зайцев, – спокойно сказал капитан. – Вы не к приятелю в гости пришли, а в милицию. Причем в нетрезвом виде. А горе ваше мы хорошо знаем. Работать не хотите, бездельничаете и пьянствуете – вот и все ваше горе. Не знаем только, откуда вы на водку деньги берете.
– Это мое дело, – неожиданно спокойно сказал парень. – Вы, гражданин начальник, свои деньги считайте. А мои на том свете сосчитают.
Вот только я не верю в такое завершение. Простите, но не верю. Оно слишком искусственное и нереальное. ИМХО, конечно же, каждый читатель остается со своим мнением. Да и здесь главное другое - читая книгу студентом, читая сейчас, я ловил себя на мысли о том, что мне неприятен Толик и его поведение. И что я не хотел бы быть похожим на него. Даже когда у него появилось такое могущество. И что по мне, именно такое нежелание быть таким же персонажем и является основной идеей повести.
Теперь Толику на самом деле расхотелось есть. Он очень не любил, если мама плакала. Тогда он просто не знал, что делать. Ему было жалко на нее смотреть. И хотелось убежать из дому, чтобы не видеть, как она плачет. Но сейчас убежать было невозможно.
А такой финал был нужен для закрепления "материала". И что советская цензура пропустила подобную историю. Так что ничего против такого финала не имею, просто он меня не убедил в своей искренности.
– Твой голубь?
– Н-нет… чес-с… сло… – дрожащим голосом сказал Толик.
Капитан выскочил из-за перегородки и подбежал к милиционерам.
– Где задержанный?!
– К-к-кажется… у-у-шел… – запинаясь, проговорил один из милиционеров.
– Догнать! – закричал капитан. – Догнать немедленно!
"Шел по городу волшебник" - замечательная история и пример про то, что даже получив могущество и власть, ты можешь остаться только недалеким глупцом и лентяем. И что твои способности и новые навыки не помогут найти тебе друзей, которые будут искренне тебя любить. Можно заставить их поклоняться силой, да. Но даже сам Толик понимает насколько фальшивым будет такая реальность. И потому он так не поступает. Хоть в чем-то он проявил сообразительность и твердость характера.
Толстяк, ничего не понимая, повернулся к нему.
– Это вы мне?
– Вам, гражданин.
– Но за что? Что я сделал?
– Ничего не знаю, гражданин. Пойдемте со мной.
Толстяк тяжело вздохнул, поправил расползающиеся свертки и покорно пошел вслед за милиционером.
Подводя итог в отзыве, хочу сказать, что история не теряет своей актуальности и сейчас, в наше время. Мир становится более прогрессивным, появляются новые возможности. Но никакая социальная сеть, никакой гаджет не заменят тебе настоящих и верных друзей из крови и плоти. Готовых прийти на помощь, если ты действительно в ней нуждаешься. а не пытаешься опять всех разыгрывать ради того, что привлечь к себе внимание, которого так не хватает.
Очень умная мысль, как мне кажется : )
Спасибо всем, кто заглянул на огонек, друзья. И надеюсь, что до новых встреч. Берегите себя!
__________________________
З.Ы. Если вы интересуетесь книжными новинками или подборками артов по любимым вселенным, если вам интересно читать книжные рецензии, или хочется поделиться своими мыслями по поводу очередной прочитанной книги, то сообщество "живу с книгами" ждет вас! Мы рады всем, и с нетерпением будем ждать и тебя, друг. Присоединяйся!