Опубликовано 30 Ноябрь, 2022 - 04:19

Приветствую всех заглянувших!

 

Я очень люблю хорроры и триллеры. А фильмы с психологической подоплёкой просто обожаю, тем более что работала психологом.

Часто психологи в своей работе, как в индивидуальной, так и в групповой, используют кино. Берётся фильм, в котором хорошо раскрыта какая-нибудь актуальная тема. И в групповом формате идёт просмотр с обсуждением и комментариями психолога. В индивидуальной работе можно дать клиенту домашнее задание посмотреть определённый фильм и на следующей встрече его обсудить. В принципе, психолог - профессия достаточно творческая, поэтому могут быть другие варианты работы с фильмами. Также во время обучений самих психологов преподаватели часто рекомендуют посмотреть то или иное кино для закрепления изучаемой темы. Поэтому среди психологов (а также людей, интересующихся саморазвитием) ходят целые списки фильмов, которые стоит и самим разобрать, и дать клиентам в работу. "Не говори никому", по моему мнению, достоин пополнить такой список.

К чему такое долгое вступление? К тому, что в этом отзыве я попытаюсь разобрать фильм не просто с точки зрения зрителя, а немного под иным углом. Рассуждать на тему актёрской игры и как кого зовут из героев не буду (хотя, по моему мнению, актёрская игра прекрасна и убедительна). Хочу "подсветить" некоторые психологические моменты. Конечно, я не претендую на истину в последней инстанции. Это только моё видение с опорой на знания и профессиональный опыт, которые у меня есть. К тому же, я ограничена тем, что фильм новый, 2022 года, и раскрывать сюжет особо нельзя. Посмотрим, что из этой моей затеи выйдет...

А сюжет на первый взгляд незамысловатый. На отдыхе в Италии семья из Дании знакомится с семьёй из Нидерландов.

Взрослые быстро находят общий язык, да и дети вроде бы ладят и весело проводят время, несмотря на то, что голландский мальчик немой. Датчане получают приглашение от своих новых знакомых приехать к ним в гости, которое, спустя некоторое время, принимают. Но в гостях с ними начинает происходить нечто неприятное.Собственно, оригинальное название фильма "Гости". И смысл вроде бы на поверхности: не стоит доверять плохо знакомым людям и уж тем более ехать к ним в другую страну. Проще некуда. Однако я согласна с высказыванием, которое мелькнуло в трейлере:Дело в том, что мы привыкли к определённым сюжетным ходам и поворотам в триллерах и ужасах, к определённому ритму повествования. А здесь, судя по отзывам, нет динамики, нудно. (Да-да, я прочитала и проанализировала все отзывы, которые есть в ветке на сегодняшний день). И в целом фильм неприятный, отвратительный, мерзкий. Напряжение нарастает не спеша, постепенно. Но напряжение не из-за страха перед каким-нибудь маньяком или монстром. Да, есть интрига, подозрение, что с немым мальчиком не так всё просто, как объясняют хозяева дома.Однако, за исключением финала фильма, что мы наблюдаем? Взаимоотношения гостей и хозяев, не менее, но и не более. Конечно, одни нам могут казаться жертвами, другие - злодеями. Но, если на минуту забыть, что мы смотрим триллер, что там такого нереалистичного, "киношного" происходит? Вполне себе обыденное общение, то, что может произойти с каждым из нас. Взять хотя бы эти кадры в ванной комнате:Кто ещё не смотрел фильм, запомните их. А кто смотрел, вспомните, что там такого невообразимого, взрывающего мозг творится? Ничего. Вполне житейские ситуации. И тем не менее, на лицах героев напряжение. Им некомфортно, и нам неприятно на это смотреть. Точно так же неприятно, как если бы эти ситуации происходили с нами в реальной жизни.

Поэтому, на мой взгляд, "Не говори никому" только притворяется стандартным триллером или даже хоррором. Вроде как в самом конце создатели фильма отдают дань жанру, и мы получаем какую-то более-менее традиционную развязку. Это та, которая касается детей. Во всяком случае, здесь разрыва шаблона не происходит. А дальше мы сталкиваемся с "двойным дном": развязка, в которой участвуют взрослые, две пары. И тут идёт уже чистая метафора (эх, спойлерить нельзя). Она красноречиво показывает, что фильм на самом деле не про чудовищ, монстров и маньяков, а про то, что происходит между обычными людьми в повседневной жизни.

Поэтому и нет никакой предыстории у пары из Нидерландов, нам совершенно не объясняют их мотивацию. Фильм не про них, не про их злодейство, а про взаимодействие людей.

Надо сказать, что о "Не говори никому" я узнала здесь, на Айреке, несколько месяцев назад. В тот же день, когда я прочитала один из первых отзывов в этой ветке, посмотрела фильм. И находясь под глубоким впечатлением, сразу оставила автору данного отзыва комментарий, что по фильму можно писать целый кинотренинг. О чём? Конечно, о личных границах (как я уже проспойлерила в заголовке). Точнее, о нарушении границ.

Психология - наука не точная. И у разных психологов можно встретить разные описания темы личных границ, тем более, что тема довольно сложная. Например, будут разные классификации и т.д. Но общим всегда будет то, что личные границы - это про то, как с человеком можно обходиться, а как нельзя. Точнее, как человек позволяет с собой обходиться. "Продавливание" личных границ датчан на самом деле начинается не в Нидерландах, а на третьей минуте фильма, ещё в Италии, в сцене с лежаком. Говоря о "продавливании", что я имею ввиду: когда люди ещё не знают друг друга достаточно хорошо, они исследуют границы друг друга. Один человек пробует что-то сделать в отношении другого: если я это сделаю, тебе это нормально? Или не нормально, но ты стерпишь? Ага, промолчал, проглотил. Тогда я надавлю сильнее, тебе как? И это стерпишь, не дашь отпор? Вот тебе ещё сильнее. И так далее.

На мой взгляд, вот что происходит на протяжении почти всего фильма: "продавливание" голландцами границ датчан, чем дальше, тем сильнее. По ходу фильма внутреннее напряжение от этого растёт и у героев, и у нас, зрителей фильма. Оно мастерски усиливается создателями фильма скудным, но тревожащим звуковым рядом и мрачной картинкой. Сравните, например, кадры из Италии и Голландии. В обоих случаях нет яркости, хотя и здесь можно найти эстетическое удовольствие.

Стоит добавить, что супруги датчане не выдерживают давления не только со стороны голландской пары, но и со стороны собственной дочери. Чего только стоит сцена в машине с игрушечным зайчиком в середине фильма. Исход которой, по сути, стал роковым для датской семьи.А ещё зайчик появлялся в начале фильма. И та сцена тоже была весь показательной. В Италии зайчик потерялся, и отец семейства отправился его искать. Казалось бы, что тут такого? Но никого не удивляет, что игрушку которую "посеяла" дочка (потеряла, оставила по невнимательности) идёт искать папа без самой дочки? Пересмотрите эту сцену. Она очень наглядно показывает, кто есть кто, так сказать, расстановку сил в данной семье.

Может показаться, что в паре датчан супруга смелее и решительнее, а супруг гораздо слабее её. Но исходя из того, что в итоге оба они пасуют и перед маленькой дочкой, и перед голландцами, мне кажется, что в умении "держать удар" они одинаковы. Просто жена более свободно выражает свои чувства, а муж их подавляет, загоняет себя в рамки правил поведения и становится тем, кем быть не хочет. Об этом, собственно, сцена диалога в машине между мужчинами. О внутренней свободе и несвободе. Другое дело, что свободу не стоит путать с вседозволенностью (что делает, например, голландец).

И как меняется настроение датчанина, когда ему позволяют, грубо говоря, проораться, выпустить себя на волю, пусть и на короткое время.После этого он даже воодушевлённо целует на подъёме духа свою жену на кухне, но, к сожалению, уже поздно. Обратите внимание на сцену, когда хозяйка дома предлагает девочке помочь расставить тарелки на обеденном столе.

В конце концов непрерывное "продавливание" личных границ датчан приводит к тому, что никаких границ и "линий обороны" у них не остаётся. Что воля-что не воля, всё равно. Делайте с нами что хотите. Ведь были моменты, когда у датчан была возможность хотя бы попытаться сопротивляться, попытаться изменить ситуацию. Но нет. Уже нет.

Ну а конец вполне закономерный: более сильные и наглые подчиняют волю более слабых. И это тоже вполне реальная ситуация, которая может иметь место в нашей жизни.

В 90% фильмах, что я смотрю и разбираю, я нахожу для себя ключевые фразы. Как правило, они содержат в себе тот смысл, который создатели кинокартины вкладывали в своё творение. В "Не говори никому" ключевую фразу легко вычленить из общего повествования. Она звучит в самом конце:

- Зачем вы делаете это?

- Потому что вы позволяете.

Вот так вот просто, да. С психологическими задачками на личные границы мы сталкиваемся каждый день. С нашими супругами, партнёрами, родителями, детьми, коллегами, друзьями и просто знакомыми и даже незнакомыми людьми. При всём многообразии ситуаций эта фраза верна почти всегда (есть исключения, когда человек, например, в силу возраста или состояния здоровья не может отстоять свои границы).

"Не говори никому" непростой, местами тяжёлый фильм. Но как напоминание о теме личных границ очень сильный. Он достоин не только того, чтобы досмотреть его до конца, но и того, чтобы разбирать подробно, каждую сцену, чуть ли ни каждый кадр. К сожалению, в рамках отзыва на Айреке нет такой возможности.

Хочу отметить, что термин "продавливание границ" мой, его не найти в учебниках или научных статьях. В своей работе психологи часто сталкиваются с тем, чему их не учили в ВУЗах или на постдипломных обучениях. Есть часть знаний, которые приходят из наблюдений, собственной практики или обсуждений с коллегами. Так, например, из своей психологической практики я узнала про закон притяжения задолго до того, как посмотрела фильм "Секрет". Но об этом напишу уже в другом отзыве.

 

Спасибо, что заглянули!

 

Возможно, вам будет интересно:

Мой любимый канал на YouTube на тему кино

Как скачать видео с Ютуба и ВК бесплатно, быстро и легко

Бесплатное онлайн-обучение от ARAVIA и скидки на продукцию

Зубная паста Marvis: внезапно неположительный отзыв

Беспроводной вертикальный пылесос для сухой и влажной уборки

maya smartрекомендует
Читать все отзывы 35
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
30.11.2022
очень интересно написан отзыв.
30.11.2022
Спасибо, мне приятно это слышать (читать) Smile
30.11.2022
Возьму в закладки
30.11.2022
Это приятно Smile
Не смотрела Smile
30.11.2022
Этот фильм однозначно стоит того, чтобы его посмотреть.
30.11.2022
Как же здорово было прочитать такой отзыв! Прям круто все описали, жаль, действительно, что многие моменты раскрывать нельзя из-за спойлеров.
После Вашего отзыва фильм захотелось посмотреть, особенно ради сцен с ванной и потерянным зайчиком)
Что касается динамики - большинство фильмов европейских, по крайней мере, что мне попадались, менее динамичные, чем американские.
30.11.2022
Благодарю за такой развёрнутый комментарий! Smile Буду рада, если фильм Вам понравится. А насчёт европейских фильмов, к сожалению, совсем мало их смотрела. Только вот на скандинавские подсела.
30.11.2022
Захотелось посмотреть
30.11.2022
Надеюсь, Вам понравится.
30.11.2022
Добавила фильм в очередь на просмотр)
30.11.2022
Супер! Smile
Другие отзывы
Читать все отзывы 35
Смотрите также