Какова природа беспокойства? Что оно из себя представляет? И кто такой вообще беспокойный человек? Необходимо ли нам беспокойство в какой-то степени? И если да, то какую роль оно играет в жизни?
На эти вопросы люди, как профессиональные психологи, так и не относящиеся совсем к сфере психологии, отвечают по-разному. Кто-то называет тревожным такого человека, который, к примеру, просто волнуется (причем волнуется не очень часто) из-за проблем на работе, вспоминает о них, прокручивает их в голове. Другой же человек не считает повышенной тревожностью и постоянное волнение за разные мелочи, не считает повышенной тревожностью, потому что думает, что такое состояние совершенно обыденно.
Разнятся мнения и насчет необходимости тревожности в жизни человека (как во взоимодействии с окружающей средой, так и во внутреннем состоянии, внутренней жизни): некоторые придерживаются мнения, что тревожность в целом - очень негативное явления и его стоит максимально подавлять, задвигать на задний план. Но все же многие психологи транслируют мысль о том, что тревожность в определенной степени все же необходима, что она является неотъемлемой частью человеческой жизни, но самому человеку стоит сделать так, чтобы эта тревожность не начала им управлять.
Стюарт Гедесс в своей книге "Беспокойный человек. Как снизить тревожность и меньше волноваться" как раз подчеркивает, что он говорит не о том, чтобы совсем избавиться от беспокойства, что описывает именно механизмы возникновения и работы тревожности, чтобы помочь читателю осознать, с чем, с какой областью связана наибольшая тревожность у человека, чтобы помочь не чувствовать бессилие перед лицом беспокойства.
Гедесс утверждает о достаточно значимой роли тревоги для человека, ведет мысль о том, что полностью без тревоги человек существовать не может, поскольку тревога - механизм, необходимый для выживания, для эволюции человека, который является специальным "звоночком" об опасности.
Надо сказать, что в этой книге автор затрагивает много интересных и важных аспектов тревожности, о которых мы даже часто и не задумываемся.
Так, он поднимает вопрос о безусловной составляющей тревожности - об осмыслении самого понятия "нормальность", на основе которого и строятся представления о тревожности:
Если мы склонны к негативному мышлению, «нормальность», вероятно, состоит из всех тех качеств, которыми мы не обладаем или, скорее, думаем, что не обладаем. И поскольку у нас всегда есть доступ к своей голове, нам хорошо известны собственные неприглядные мысли. Мы знаем, что совершали поступки, которыми нельзя гордиться, причиняли боль любимым и близким людям. И продолжаем каждый день делать то, чего не следует.
Чего у нас нет, так это историй других людей и полного набора фактов. Может казаться, что окружающие нормально выглядят, нормально разговаривают и делают нормальные вещи, которые обычно делают нормальные люди. Но у нас нет доступа к их темным мыслям, секретам, проблемным отношениям – всем тем странностям, которые скрываются в глубине. Человеческий опыт крайне сложен и неоднозначен: мы можем бороться или радоваться, тревожиться, грустить, страдать, чувствовать себя довольными, растерянными, ошеломленными, неполноценными – все это части одного целого. Иногда дела идут хорошо. Иногда мы чувствуем, что не справляемся. Фазы сменяются в бесконечном цикле.
Важнейшее условие работы, о которой пойдет речь в этой книге (и, в сущности, любого взаимодействия со своим психическим здоровьем), – не судить себя слишком строго и быть к себе добрее. Прежде чем отправиться в наше путешествие, давайте попробуем сделать хотя бы это. Попытайтесь отказаться от мысли, что вы единственный человек, одолеваемый безумными идеями, испытывающий социальные трудности и переживающий из-за всякой ерунды. Давайте считать себя достаточными. Конечно, мы и дальше будем работать над собой, но уже сейчас достаточно хороши. И это все, что нам нужно.
Первый шаг – признать: когда речь идет о людях, такой вещи, как «нормальность», не существует.
То есть, как мы видим, понимание нормальности нередко ограничено субъективным восприяием человека, поэтому и действительно сложно определить грани "нормальности" . Мне показался обнадеживающим и гуманистическим посыл автора - посыл, чтобы человек не относился к себе слишком строго из-за того, что он якобы "ненормальный", "не соответствующий нужным критериям". Переживания, сомнения, волнения свойственны не отдельному, какому-то "неправильному", "ненормальному" человеку, они свойственны всем людям в той или иной мере, только проявляются они неодинаково, в различных формах. Например, один человек может долго переживать из-за проблем в отношениях с близкими людьми,глубоко волноваться из-за ссор и недопониманий с ними, а для другого эти же проблемы не будут и близко иметь такого значения, зато он будет в необычайном смятении, если, скажем, он пока не знает, с какой сферой деятельности связать свою жизнь, чем заниматься. И чувства, и внутренние ощущения людей как только не проявляются во внешнем мире. И эта неоднородность проявлений, разумеется, свидетельствует об индивидуальности каждого из нас.
Еще одной, безусловной здравой, мыслью мне в книге Стюарта Гедесса я посчитала рекомендацию непрерывной работы над собой. Почему конкретно в этом аспекте, в устранении сильной тревожности работа над собой так необходима? Потому что с приносящими ему волнения обстоятельствами человек так или иначе будет сталкиваться в течение всей жизни. И стоит заниматься тренировками своего духа, чтобы суметь дать достойный отпор трудностям, в том числе и непредвиденным.
Вот как Гедесс пишет о значимости работы над собой, вдобавок повествуя о личном опыте:
Я каждый день обязательно выделяю время для работы над своим психическим здоровьем, будь то упорядочение мыслей, анализ сигналов тела или более внимательное изучение мотивов собственного поведения. Может показаться, что это очень неудобно, но на самом деле совсем наоборот. Я попадал в личный ад как раз в те дни, когда выпускал разум из-под контроля, и я готов сделать все, что в моих силах, чтобы этого избежать.
Получив возможность справиться с тревогой, я смог обрести душевное спокойствие. Это чувство перестало быть для меня тяжелым бременем. Когда я принял себя таким, как есть – подверженным волнениям, интровертом от природы, не склонным к переменам и риску, – мне стало комфортнее и легче быть самим собой в социальных взаимодействиях. Я больше не думал, что должен кого-то изображать. Главное – теперь, когда я перестал воспринимать свой мозг как ужасного монстра и начал относиться к нему как к испуганному ребенку, который пытается меня защитить, мне намного легче сочувствовать себе и убирать негативные мысли. Проявив упорство на первом этапе работы, я вскоре принял новую роль посредника между мозгом и миром.
Пожалуй, соглашусь с такими мыслями. Я разделяю точку зрения о том, что одно из наихудших явлений - выпустить разум из-под контроля, не владеть собой, не осознавать, о чем думаешь и что делаешь. В такой ситуации человек начинает опасаться самого себя, начинает себя не понимать, относиться к себе, как к чужому. К такому досадному и горькому состоянию вернуться, конечно, не хочет никто. Поэтому люди и стремятся взять под контроль свои страхи и чувства.
Очень необычным и запомнающимся образом автор объясняет о сути тревоги при помощи проведения аналогии чувства тревоги с наполненным резервуаром:
Представим тревогу в виде большого резервуара с водой. Емкость – это наша эмоциональная, физическая и психологическая способность справляться с теми сюрпризами, которые преподносит жизнь, а вода – объем тревоги, которую мы испытываем сейчас. Таким образом, чем ниже уровень жидкости, тем мы спокойнее и увереннее. Когда вода поднимается – начинаем волноваться, и жизнь усложняется. По мере наполнения резервуара мы постепенно теряем контроль. Вот жидкость доходит до краев – и мы ощущаем, что перестаем управлять ситуацией. Механизмы приспособления больше не работают. Те мелочи, на которые мы даже не обратили бы внимания, когда резервуар был наполовину пуст, теперь вызывают серьезный стресс. Мы начинаем сомневаться в себе и думать, как вообще удавалось что-либо регулировать: «Да что со мной не так? Почему я не могу разобраться даже с такой ерундой?»
И по-настоящему обнадеживает такое умозаключение Стюарта Гедесса:
Наш резервуар может всегда быть заполненным в какой-то мере. Но если мы научимся поддерживать его содержимое на приемлемом для себя уровне, то сможем увереннее двигаться вперед и справляться с любыми неожиданностями.
Автор говорит о том, что тревога не должна быть слишком высокой, не должна выходить за пределы "резервуара", под которым в данном случае подразумевается человеческая натура, психика личности. Если тревога будет подниматься за пределы контроля ее индивидом, и станет фактически неуправляемой и слишком сильной, то тогда у человека могут даже начаться проблемы во взаимодействии с реальностью, в восприятии себя и своих объективных возможностей.
Труд Гедесса побуждает задумываться над прочитанным. А это немаловажно. Приведу высказывание автора из главы "Тревожность на рабочем месте", которое меня зацепило:
Тревога питается неопределенностью. Если вы постоянно испытываете смутное волнение - это идеальные условия, чтобы беспокойный ум закоротило. Нужно смотреть на реальные факты, при этом убрав из картины самого себя (известного специалиста по отклонению аргументов в свою защиту).
И действительно, ведь нередко размышляешь: "а насколько субъективно я воспринимаю реальное положение дел?" ; "а не драматизирую ли я все излишне?"; "а не принижаю ли я свою роль и свои настоящие возможности?" Время от времени люди себе сами создают чувство тревожности, не принимают в расчет настоящую картину событий, и воспринимают ситуацию, опираясь лишь на свое восприятие и не берут в расчет реальные факты.
Несомненный плюс данного исследования - сам подход автора к тревоге и человеку, находящемуся в состоянии беспокойства. Автор отлично осознает, что все - живые люди, что люди не могут стать словно роботы, утратив совсем способность волноваться, что он побуждает не испытывать чувство стыда за свое беспокойство, а научиться разумно регулировать свои чувства, не подавляя при этом свою натуру.
В книге, на мой взгляд, достаточно хорошо раскрыты подтемы, емко, концетрированно дана полезная информация, описаны ключевые понятия и советы.
Рекомендую к прочтению!