Стоит ли смотреть сериал, если видели фильмы?
Экранизацию фильмов я в свое время пропустила из-за слишком веселой рекламной компании. Тогда была коллаборация с Полицейским с Рублёвки, т.к. Саша Петров играл Гоголя (и главную роль в Полицейском). Мне запомнилась отсылка, где Буруновский избивал Гоголя, сравнивал его со своим сотрудником, который на расследовании валяет дурака, а потом кричал, что демоны размножились, и теперь его, такого красивого, на зоне опустят.
Почему-то я ожидала похожего треша и угара в Гоголе, думала, что это пародия в стиле "Самого лучшего фильма".
И только посмотрев сериал, поняла, что это довольно интересный мистический рассказ!
Материал был снят при помощи продюсерской компании А. Цекало "Среда" и ТВ3, три фильма по нему выходили на большие экраны и окупились в прокате, а сериал состоит из 8 серий. Вообще это первый сериал в России, который прокатывали в кино.
По содержанию сюжета и картинки это те же три фильма с незначительными вставками + 2 новые серии:
Список серий:
1. Убийства в Диканьке.
2. Красная свитка.
3. Заколдованное место.
4. Мертвые души.
5. Колодец крови.
6. Вий.
7. Логово всадника.
8. Страшная месть.
4 и 5 серии - новые, 1 и 2 вошли в фильм "Гоголь. Начало", 3 и 6 - в фильм "Гоголь. Вий", а 7 и 8 в фильм "Гоголь. Страшная месть")
Итак, с чего начинается сюжет?)
В 1829 году молодой писарь Третьего отделения императорской канцелярии и начинающий писатель Николай Гоголь знакомится с гением столичного сыска Яковом Гуро, чтобы вместе с ним отправиться в небольшое село Диканьку и расследовать серию странных убийств.
Фильм снят в мрачных оттенках, поэтому по некоторым кадрам Гоголь даже видится актером чёрно-белого кино, ибо как моль бледен, да черняв.
Едва кибитка героев въезжает на земли Диканьки, сразу же создается контраст всех по сравнению с детективом Гуро - он единственное яркое пятно.
Первое впечатление играет не в пользу героя Гоголя: в силу своих припадков, тонкой творческой натуры, сжигающей неудачные романы, и общей мелковатой фигуры актера Петрова, Николай Васильевич кажется ипохондриком, чей спиритический талант пытается использовать гениальный сыщик в исполнении харизматичного Олега Меньшикова.
Мне еще нравится здесь художественная работа со сценами. Кадр, сделанный из окна кибитки, будто бы глазами её пассажиров, напоминает кадр с пленки старой киноленты.
По этим костюмам даже без представления можно догадаться, кто есть кто.
Геройского вида мужчина с посеребренными сединой волосами - Бинх, глава полиции Диканьки, в бывшем офицер. Мужчина с караваем в руках - его помощник, Тесак, кладезь информации на тему "моя бабка сказывала..."
Далее в сюжете появятся еще постоянные второстепенные персонажи.
Например, Лиза, объект пламенных чуйств Николая Васильевича, покорившая его своей красотой и зачитыванием наизусть стихов Алова (творческого псевдонима Гоголя).
Оксана - мавка-утопленница, влюблена в Гоголя и иногда учит его обращаться с темным миром и его даром.
А вот это мой личный краш - кузнец Вакула (и как от такого могла сбежать жена!). Здесь за художника и по совместительству вышибалу.
Команда мечты просто))
Многие из окружения Гоголя выступают ему учителями или советчиками на творческом пути становления как писателя (в этом сериале).
Лиза уговаривает писать рассказы не о Германии, а о хорошо известной ему Малороссии, верный слуга крепостной Яким корит за пафосность речей и советует записывать, как люди сказывают, если с ними добрым словом обменяться. Что Гоголь и делает, слушая рассказ Вакулы-кузнеца о том, как тот черевички невесте от черта добывал (реальная повесть "Ночь перед Рождеством" из цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В. Гоголя). Даже дознаватель Гуро убеждает, что страдания - топливо для писателя.
Понятно, что все это придумано и налеплено сверху, эдакий фанфикшен, но вплетено аккуратно, не раздражает тупостью. Очень смешна только роль Пушкина, которая раскроется в конце) В реальной жизни Пушкин правда подкидывал Гоголю идеи, но здесь - аха-ха-ха))
Мистика
мне здесь нравится. Моментами она смешная
Ещё хочу отметить, что с первой серии ощущается проработанный сценарий. Отработаны диалоги, нюансы, склейки, переходы, смотреть интересно, не зеваешь.
Персонажи не говорят лишних фраз, а все, что говорят - с нужными словечками, соответствующим духу времени говором.
Например, здесь Леопольд Бомгарт, пьяница-доктор, якобы проснулся после попойки, хотя упал в обморок, а на головой у него летают три "канарейки" - мужика, которых ведьма крутит. И он, удивляясь, что вокруг так темно, зажигает свечу, которая помогает делу.
.
Но самое интересное, что мистика переплетается с людскими пороками, детективными расследованиями, не всегда понятно, где колдовство инсценировано. Здесь полно бытовых историй - с завистью, расчетом, коварным умыслом, разборкой персонажей.
Из плюсов: повествование, диалоги, костюмы, мистика, визуал, звуковое сопровождение.
Большинство героев вызывает сопереживание, их истории животрепещущие, жизненные.
Из минусов: обнаженка в некоторых сценах никакой роли не играла, эмоций особых не вызывала. Тем более была изображена неправдоподобно - не бегают женщины с идеально гладкой кожей по лесу голые без синяков и даже не испачкавшиеся.
Ну и всадник странный. Вернее, кое-что ещё пугает, например, темная пустота вместо лица, а вот эти рога из туловища, видать, для того, чтобы его можно было отличить от других всадников, особенно в ночи.
Пересматривать, тем не менее, мне интересно) В сюжете несколько ведьм - добрых и злых) Много казачьего колорита. Есть аллюзии на реальные повести и моменты из жизни Гоголя)