Жила я себе и жила, не зная, что у моего ребенка ЗРР. А выяснилось это так. Привела я своего сына, которому на тот момент было 1 г. 11 мес., к неврологу на плановый осмотр. Она его 5 минут осматривала, а потом отправила к папе в коридор. Ребенок за осмотр не проронил ни слова. Я ей тут же подсовываю тетрадку, в которую старательно записывала помесячно все новые словечки своего ненаглядного малыша, а она и говорит: "У него задержка речевого развития, так как он со мной не поздоровался при входе и не попрощался, а в 2 года почти надо говорить обязательно "здравствуйте", "до свидания", "спасибо". У меня сразу все внутри перевернулось. Ну, как же, у сына филолога такие проблемы! Я ему и стихи, и песни, и сказки. А врач на меня смотрит и говорит: "Ну, ничего. Хорошо хоть не аутист. Вот вам заключение и телефон логопеда. До свидания!" Я записала ребенка в тот же день к логопеду. Пришли мы к логопеду на получасовую консультацию, заплатили 1500 р. и получили только одно: "Речи нет, педагогическая запущенность, вы с ним не занимаетесь. Ждем еще два месяца и все...если не заговорит, то приводите, будем вашего запущенного товарища исправлять".
Поясню сразу: запущенным ребенок не был. Я родила его в достаточно зрелом возрасте для того, чтобы осознавать, что это не живая кукла, а человек, мой наследник и друг до конца моих дней. Но я никогда не была приверженцем раннего развития, поэтому не рассыпала перед ним песок с пуговицами, как только привезла из роддома. Ребенок слушал музыку, я читала ему сказки (очень много), водила на массаж, делала с ним упражнения, разговаривала, старалась выбирать максимально полезные для малыша игрушки (без фанатизма). Никаких плакатов с буквами я перед ним не развешивала, азбуку мы с года не учили, на перекладине не подтягивались. В общем, вундеркинда не растили. Дома он со мной, с папой, с бабушкой, с дедушкой говорил на своем детском языке, лепетал, произносил слова, но увидев тетю-врача тут же примолк. В в результате - ЗРР.
Так вот, после консультации логопеда я проанализировала речь своего ребенка и поняла, что у него отсутствуют в 1,11 г. в речи глаголы, но есть много существительных. Ребенок понимает все мои просьбы, но говорить не хочет: в основном кивает и делает то, что я прошу, или что-то мычит, или молча делает. Сейчас я понимаю, что он так делал, потому что и мы с мужем, и бабушка с дедушкой его понимали и без слов. А зачем утруждаться? (лень - это черта и моего характера, которая ему передалась). Через два месяца после посещения невролога и логопеда ребенок стал говорить полноценными предложениями. Сейчас ему 2 г. 3 мес. Он пересказывает сказки (не полноценно, конечно, а частично, но все же), повторяет за мной и использует в речи совершенно четко сложные слова, например: "обезьяна", "трактор", "автомобиль". Прекрасно ориентируется в направлениях: налево, направо, вверх, вниз, прямо. Называет фигуры: квадрат, куб, круг, овал. Называет цвета: зеленый, синий. Называет цифры. Говорит фразы, например: "мой котик пушистый", "вон там едет синий трактор", и т.д.
Я глубоко уверена, что лучший логопед для ребенка - это МАМА. С 2-летним ребенком логопеду заниматься НЕЧЕМ. Вы и сами можете заниматься со своим ребенком, играя с рамками-вкладышами, рассматривая картинки, на которых герои делают разные действия, развивая мелкую моторику, занимаясь артикуляционной и пальчиковой гимнастикой. Конечно, есть исключения: это дети с патологиями или дети, которые получили родовую травму. Здесь медлить нельзя и каждый месяц на счету. Но я считаю, что ребенку, который вполне здоров, нельзя вот так, без суда и следствия, как говорится, выдавать такие вот заключения. И я не одна такая. Детям (вполне себе здоровым) некоторых моих знакомых тоже поставили в 2 года ЗРР. Похоже это сейчас такая тенденция у врачей.
Но сейчас дети совершенно другие. Есть, конечно, и те, кто в 1 год уже говорят фразами, но, по словам специалиста, работающего в детском саду, даже среди 3-х леток мало детей, которые ГОВОРЯТ. Я не нашла такого официального источника, где было бы сказано, что в 1,11 и даже ровно в 2 года ребенок ДОЛЖЕН говорить фразу. Это может наступить и позже, как, например, у моего ребенка. До 2,5 это вполне нормально. Главное, чтобы малыш пытался говорить, чтобы у него была потребность в речи, МОТИВАЦИЯ!!!
Очень хорошо мой ребенок разговорился, когда я стала делать вид, что его не понимаю. Тогда у него появилась эта самая мотивация. Новые слова, глаголы и фразы появились во время игр с кинетическим и с обычным песком. Еще и мне, и ребенку понравились многоразовые наклейки, рамки-вкладыши, пластилин и тесто, гидрогелевые шарики, а также книги, которые называются "Глагольный словарь дошкольника". О них я позже еще напишу отзыв. И вот подходим к основной теме отзыва: Настольная игра "Запуск речи". Интересный продукт, в который мы играли раньше каждый день, а сейчас 1-2 раза в неделю.
Игра упакована в компактную коробочку из плотного картона. Внутри находится много всего интересного: большие карточки. Вот они:
И карточки маленького формата:
Карточки разделены на дни и рассчитаны на 7 дней. Всего 35 игр на всю неделю. Все картинки на карточках очень красочные, интересные и понятные. Сначала идет карточка с заданием. Выглядят карточки с заданиями вот так:
А еще в коробке есть дополнительный материал, который пригодится во время игр. Это пластиковая трубочка для создания шторма в стакане с водой, перышки и блестящее конфетти для тренировки дыхания, пластилин, палочки-спички, кусочек поролона. Я сфотографировала только часть этих вещей, потому что остальной материал мы так активно использовали, что привели его в негодность.
В первую неделю мы четко разыграли все 7 наборов карточек. Ребенок был в восторге. Я подметила, какие задания ему нравится выполнять больше, а какие - меньше. В следующий раз я отсортировала только те карточки, которые вызвали у ребенка живой интерес. Бестолково заниматься с ребенком тем, что ему не интересно, ну а правила существуют, чтобы их нарушать. Мы составили свои блоки с заданиями и стали в них играть. Получилось намного веселее и продуктивнее.
Среди заданий есть много полезных: подуть на конфетти или перышки, сделать небольшую артикуляционную гимнастику, активно подвигаться и попрыгать. Некоторые карточки по заданию нужно обрызгивать водой. Я их обклеила скотчем.
Некоторые карточки у нас пали смертью храбрых за первую неделю. Картон достаточно тонкий: легко мнется и рвется. Но в остальном набор довольно живучий.
ОДНОЗНАЧНО РЕКОМЕНДУЮ!!!