Роман "Князь Серебряный" Алексея Толстого я читала давно, когда мне было всего 18 лет. Тогда я увлекалась историей и, как теперь понимаю, слишком романтизировала прошлое. После прочтения я, вдохновленная светлым образом героя, даже стихи написала:
Князь Серебряный... Жил он давно,
Между нами - четыреста лет,
Но дошел до меня все равно
Той души не померкнувший свет...
В общем, в князе Серебряном я увидела тогда романтического Принца, скачущего на белом коне...
Что меня толкнуло перечитать эту книгу сейчас? Все просто: в свете последних событий все чаще обращаюсь истории России. Слушая на Ютубе лекцию о правлении Ивана Грозного, в которой был упомянут "Князь Серебряный", я вспомнила свое стихотворение и решила обновить впечатление от книги, сюжет которой я помнила очень туманно.
Конечно, в этот раз мои размышления и выводы были немного в другом ключе.
Портрет автора романа на фронтисписе
Где найти книгу
Роман пережил огромное количество переизданий. Даже в моей скромной школьной библиотеке нашлось три варианта.
"Князь Серебряный". Три издания советских времен
Иллюстрировали книгу многие художники, в том числе Илья Глазунов. Из моих книг иллюстрации в тексте были только в третьей, темно-синей. Фамилию художника я не нашла ни в самой книге, ни в интернете.
Кроме того, в интернете есть текст книги в свободном доступе, а на Ютубе - аудиокнига.
Также по книге снято несколько фильмов, один из которых я уже посмотрела и планирую написать отзыв.
Композиция романа
Роман разделен на 40 глав, каждая из которых имеет название - короткое, но отражающее сущность. И каждая - как бы отдельная небольшая история, органично вплетающаяся в общую канву повествования. Предваряет роман краткое, но емкое предисловие. В общем, построение красивое и гармоничное.
"Князь Серебряный". Предисловие одного из изданий
Язык
А.К. Толстой при написании романа работал не только с историческими источниками, много времени он посвящал изучению народного фольклора тех времен. В главе "Оплеуха", посвященной покушению на убийство царевича Иоанна автор приводит довольно длинный отрывок из народной песни, посвященной этому событию.
Так вот, язык произведения с одной стороны погружает в атмосферу того времени с другой - вполне понятен читателям 21 века. Он образен и красив, поэтому я хорошо представляла героев, сочувствовала и негодовала вместе с ними.
Персонажи
Едва начав читать, я задумалась, является ли заглавный герой реально существующим. Из Википедии узнала, что и он сам, и другие положительные герои (Максим Скуратов, Дружина Морозов, его жена Елена, мамка царя Онуфриевна) – вымышленные.
Персонажи романа
Князь Никита Романович Серебряный — московский воевода, вымышленный персонаж
Иван IV Грозный — первый русский царь
Дружина Андреевич Морозов — московский боярин, вымышленный персонаж
Елена Дмитриевна Морозова — жена Дружины Андреевича, вымышленный персонаж
Малюта Скуратов — думный боярин, один из руководителей опричнины
Максим Григорьевич Скуратов — вымышленный сын Малюты Скуратова
Матвей Хомяк — стремянный Малюты
Фёдор Алексеевич Басманов — опричный боярин
Алексей Данилович Басманов — опричный боярин
Пётр Данилович Басманов — опричный боярин
Борис Федорович Годунов
Афанасий Иванович Вяземский — князь, опричный боярин, один из организаторов и глава опричников
Ванюха Перстень — атаман разбойников, в конце романа выясняется, что он воевал в Сибири и принял имя Иван Кольцо
Коршун — старый атаман разбойников
Хлопко — разбойник
Митька — крестьянин-богатырь, у которого опричники увезли невесту
Михеич — стремянный и воспитатель князя Серебряного
Мельник Давыдыч — колдун
Онуфриевна — престарелая мамка царя Ивана
Василий Блаженный (угадывается в юродивом Ваське, дважды появляющемся в романе).
Это натолкнуло меня на мысль о том, что среди реально живших людей автор не нашел столь светлых и достойных образов. Единственное исключение - Василий Блаженный. Надо полагать, что только юродивый мог говорить грозному царю правду. Другие люди вряд ли смели это делать. Пример тому - условно положительные Борис Годунов и Ванька Перстень. Это реально существующие люди, поэтому им не удалось оставить в истории кристально чистый образ, коим автор одарил Серебряного.
Сюжет
В романе действуют исторические личности, но автор и сам говорит, что главным для него было не описание исторических происшествий, а ...
"истина и точность в описании характеров и всего, что касается до народного быта и до археологии". (Из "Предисловия")
Кроме исторического сюжета есть в романе и любовная линия. Какой, в самом деле, роман без любовного треугольника? В данном случае даже четырехугольника:
красавицу-сиротку Елену любят князь Никита Серебряный, боярин Дружина Морозов и опричник Афанасий Вяземский. Сердце Елены принадлежит Серебряному, но, спасаясь от домогательств Вяземского, она выходит замуж за Морозова. И тут из далекой Литвы возвращается ее возлюбленный...
Наверное, можно упрекнуть автора в некоторой прямолинейности: одни герои чисто белые, другие - чисто черные, плюс несколько человек, окрашенных в разные оттенки серого, о чем я упоминала выше. Но в целом произведение удалось: оно одновременно и захватывает, и дает обильную пищу для размышлений. Отличный результат, особенно если учесть, что с момента его написания прошло уже более 160 лет.
"Князь Серебряный". Форзац одного из изданий
Иван Грозный и его опричнина
Царь Иван Грозный - фигура далеко не однозначная: с одной стороны - умный, талантливый, истово верующий человек, с другой - самодур и маньяк, везде ищущий измену. Судя по комментариям в интернете, и в наше время у него остается масса поклонников.
Опричниной царь противопоставил себя остальному народу - земщине. Она никаких прав не имела, должна была просто бояться и терпеть любой беспредел.
"Князь Серебряный". Глава "Шутовской кафтан"
Конечно, все это облачено в благочестивые одежды: царь - помазанник Божий, а значит, любое его слово - закон. Опричники же помогают претворить закон в жизнь.
Кстати, междометие "Гойда!", совсем недавно прозвучавшее с высоких трибун, встречается в романе неоднократно. Оказывается, оно было боевым кличем опричников:
Опричники, чтобы заглушить эти слова (имеется ввиду слова народной молитвы за тех, кого предают казни), начали громогласно взывать:
— Гойда! Гойда! Да погибнут враги государевы! (Глава "Казнь")
Что есть истина
Всем известно, что сделать положительных героев живыми людьми, а не картонными носителями прописных истин, всегда бывает непросто. Толстой с этой задачей справился.
Для меня же особый интерес представляло то, что его герои не просто положительные, они - православные христиане. В наше время людей, называющих себя православными, очень много, но зачастую, увы, вера служит лишь красивым прикрытием и слетает с человека при первой же трудности.
Те христиане - не чета большинству христиан нынешних.
Пример тому - сцена в монастыре, где сын Малюты Скуратова исповедуется в нелюбви к отцу и нежелании служить царю. Вот продолжение их диалога:
— Все ли ты поведал мне? — сказал игумен. — Не тяготит ли еще что-нибудь душу твою? Не помыслил ли ты чего на царя? Не задумал ли ты чего над святою Русью?
Глаза Максима заблистали.
— Отец мой, скорей дам отсечь себе голову, чем допущу ее замыслить что-нибудь против родины! Грешен я в нелюбви к государю, но не грешен в измене!Игумен накрыл его эпитрахилью.— Очищается раб божий Максим! — сказал он, — отпускаются ему грехи его вольные и невольные!Тихая радость проникла в душу Максима.
— Сын мой, — сказал игумен, — твоя исповедь тебя очистила. Святая церковь не поставляет тебе в вину, что ты бросил Слободу. Бежать от соблазна волен и должен всякий. Но бойся прельститься на лесть врага рода человеческого. Бойся примера Курбского, который из высокого русского боярина учинился ныне сосуд дьяволу! Премилостивый бог, — продолжал со вздохом старик, — за великие грехи наши попустил ныне быть времени трудному. Не нам суемудрием человеческим судить о его неисповедимом промысле. Когда господь наводит на нас глады и телесные скорби, что нам остается, как не молиться и покоряться его святой воле? Так и теперь: настал над нами царь немилостивый, грозный. Не ведаем, за что он нас казнит и губит; ведаем только, что он послан от бога, и держим поклонную голову не пред Иваном Васильевичем, а перед волею пославшего его. Вспомним пророческое слово: «Аще кая земля оправдится перед богом, поставляет им царя и судью праведна и всякое подает благодеяние; аще же которая земля прегрешит пред богом, и поставляет царя и судей не праведна, и наводит на тое землю вся злая!» Останься у нас, сын мой; поживи с нами. Когда придет тебе пора ехать, я вместе с братиею буду молиться, дабы, где ты ни пойдешь, бог везде исправил путь твой! (Глава "Монастырь")
Честно говоря, я не совсем понимаю этих людей, но восхищаюсь цельностью их натуры!
"Князь Серебряный". Глава "Последнее свидание"
Особенно сильна одна из последних сцен, где князь Серебряный прощается со своей возлюбленной, постригшейся в монахини. Он хотел бы счастья, но она считает, что в такое страшное время нельзя быть счастливыми, и советует ему:
— Неси крест свой, Никита Романыч, как я мой крест несу. Твоя доля легче моей. Ты можешь отстаивать родину, а мне остается только молиться за тебя и оплакивать грех мой!— Какая родина! Где наша родина! — вскричал Серебряный.
— От кого нам ее отстаивать? Не татары, а царь губит родину! Мысли мои помешались, Елена Дмитриевна... Ты одна еще поддерживала мой разум; теперь все передо мной потемнело; не вижу боле, где ложь, где правда. Все доброе гибнет, все злое одолевает! Часто, Елена Дмитриевна, приходил мне Курбский на память, и я гнал от себя эти грешные мысли, пока еще была цель для моей жизни, пока была во мне сила; но нет у меня боле цели, а сила дошла до конца... рассудок мой путается...
— Просвети тебя боже, Никита Романыч! Ужели оттого, что твое счастье погибло, ты сделаешься врагом государевым, пойдешь наперекор всей земле, которая держит пред ним поклонную голову? Вспомни, что бог посылает нам испытание, чтобы могли мы свидеться на том свете! Вспомни всю жизнь свою и не солги против самого себя, Никита Романыч!
Серебряный опустил голову. Вскипевшее в нем негодование уступило место строгим понятиям долга, в которых он был воспитан и которые доселе свято хранил в своем сердце, хотя и не всегда был в силах им покоряться. (Глава "Последнее свидание")
Что сказать, Елена дала простой ответ на очень сложный вопрос: если Родина не дала тебе счастья, умри, защищая ее от врагов, и тебе за это воздастся на том свете. А если при этом сам проливаешь кровь врагов - Бог простит, потому что они - Его враги. И неслучайно, наверное, что именно при Иване Грозном наша Родина стала намного шире, чем до него...
"Князь Серебряный". Глава "Божий суд"
Каково же мнение автора и... мое?
Прочитала, что в споре между славянофилами и западниками Толстой принимал сторону последних. Изучая документы эпохи Ивана Грозного он был возмущен покорностью русского народа:
"...при чтении источников книга не раз выпадала у него (автора) из рук и он бросал перо в негодовании, не столько от мысли, что мог существовать Иоанн IV, сколько от той, что могло существовать такое общество, которое смотрело на него без негодования". (Из "Предисловия")
Возмущался ли он угодливостью государю доброго казалось бы Бориса Годунова? Наверное, да.
А покорностью судьбе игумена или Елены? Наверное, нет.
Возмущался ли он изменой Курбского, перешедшего на сторону Литовского князя и воюющего против своих соплеменников? Не знаю.
Увы, у меня тоже нет простых ответов на непростые вопросы...
Я рекомендую к прочтению книгу Алексея Толстого "Князь Серебряный" всем тем, кто интересуется Православием и неравнодушен к истории нашей страны.