Не могу похвастать большим количеством поездок, но всё же опыт нескольких в разное время у меня есть.
В первый раз ездили вдвоём, в купе лет 17 назад. Поездка не длительная, 18 часов с ночёвкой, замечательные соседи, хорошие условия, внимательная проводница. Поезд был не фирменный, самый обычный. Ездили на пару дней в Москву. И туда и обратно поездка оставила только самые хорошие впечатления.
Следующая поездка, опять таки в Москву, прошла под эгидой беременности супруги (7 месяц на момент поездки). Условия те же: поезд обычный, соседи хорошие, проводница без нареканий. Оценка 5.
Потом семьёй ездили около 10 лет назад, с ребёнком (дочери на тот момент было 4 года). Ездили на море, 2е суток в пути. Единственный минус это жара в вагонах, кондиционера не было.
На следующее лето опять таки на море в том же составе, лето выдалось не такое жаркое, так что в дороге особенно от жары не страдали. Всё остальное было на твёрдую 4ку.
В этом году ездили уже вчетвером (я, супруга и 2 дочери, 16 и 6 лет). Ехали в фирменном поезде, условия как в 3-4х звёздочной гостинице, проводница крайне внимательная, обслуживание на высоте!
Возможно нам всё время везёт, но путешествовали мы всегда хорошо.
Поэтому ставлю РЖД твёрдую 4ку, именно за свои поездки.
Читая многие отзывы и рассказы о поездах, я замечаю только одну закономерность: людей не устраивают такие вещи как:
1. Грязные туалеты
2. Пахучие ноги
3. Мешающие, надоедливые дети
4. Невнимательный проводник.
Если посмотреть на эти проблемы со стороны, то это не проблема РЖД, это проблема отношения людей друг к другу, взаимное неуважение, выставление себя и своих потребностей на первый план без учёта потребностей окружающих.
1. Грязные туалеты: я схожу как-нибудь, а остальные как хотят. Но кричать будем на проводника, потому что он должен стоять с тряпкой возле туалета и вытирать за каждым вышедшим, чтобы чисто было. Но чисто не там где убирают, чисто там где не пачкают и не мусорят.
2. Пахучие ноги: да у меня есть проблема, и я не буду прилагать усилий для того чтобы предпринять что-то, чтобы не мешать временным соседям. Я же не виноват, это особенности моего организма. Влажные салфетки? Для слабаков! Пусть нюхают!
3. Мешающие дети. Наши дочери всегда в поезде были заняты. Раскраски, книги, игрушки, беседы. Когда ты собираешься в дорогу, то как ответственный родитель должен предусмотреть занятость твоего ребёнка. Надеяться на русский авось и не предусмотреть этот дорожный фактор, это опять таки неуважение к окружающим.
4. Невнимательный проводник. Когда с человеком общаешься хорошо, то и он будет в ответ с тобою хорошо обращаться. Если не относиться к проводнику как к прислуге, который обязан, то и проводник будет рад помочь. Если уважать чужой труд и уважать окружающих тебя людей, то и в ответ получишь хорошее отношение. Вежливое общение - и злой проводник превращается во внимательного и предупредительного.
Так что в неприятных поездках я вижу только одну причину: присмотритесь к себе и окружающим, взаимоуважение - вот главный критерий приятной поездки!