Шанхай был последним пунктом нашего двухнедельного "дикого и самостоятельного" путешествия в Китай. Без турфирм, самостоятельно планировали и организовывали эту поездку мы с подругой около полугода, опрометчиво оставив на знакомство с самым крупным по численности населения городом Мира всего одни сутки.
Что заманило нас в Шанхай? А вы вслушайтесь, как звучит, - Шанхай, Шанхай, Шанхай. А еще "Орел и Решка".))))
Стартовав в Пекине, через Сиань и Гуйлинь, мы прибыли в Шанхай в плацкартном вагоне, где мы были, к стати, единственными европейцами, и поэтому вызывали живой интерес наших попутчиков. Что не удивительно, так как европейские туристы выбирают купе в 99% случаев. Только не в нашем - в этой поездке мы предпочли сэкономить на жилье и транспортных расходах.
Путешествовать поездом по Китаю мне понравилось и не понравилось одновременно.
Почему понравилось - очень практичное устройство и организация в вагонах.
В вагоне большой коридор за счет отсутствия боковых мест, вместо них там три полки, а не две. Т.е в одном "купе" - шесть пассажиров. Чтобы забраться на свое спальное место есть удобные подножки.
Чемоданы можно убирать не только под нижнюю полку, но и наверх - предусмотрено что-то вроде антресоли для багажа.
Полный доступ к горячей воде. В двух концах вагона стоит по кулеру с горячей водой для чая и лапши, и холодной - для питья. Они функционировали всю дорогу.
Нет очереди в туалет. А все потому, что умывальники находятся отдельно. В конце вагона - их шесть штук. Не нужно стоять в очереди в туалет, чтобы умыться и почистить зубы. В туалет только если "надо".
Розетки для гаджетов рядом с каждым спальным местом.
Внимательные проводники. Не знаю так ли они внимательны ко всем пассажирам, или только нам досталось. Но перед прибытием на конечную станцию к нам подошли и сказали, что да - это Шанхай.
Почему не понравилось - у китайцев свои правила поведения.
Связаны они, во-первых, с тем, что не стоит сдерживать естественные для человеческого организма вещи, т.е. рыгать, ковыряться в носу или ухе, чихать не прикрывая лицо и т.д. В поезде от этого было никуда не скрыться.
Во-вторых, с нами ехала семья из четырех человек с маленькой девочкой, а у китайцев не принято что-либо запрещать ребенку до определенного возраста. Девочка так скакала по вагону в своих играх и кричала, что определенно мешала всем, а не только двум дамочкам из России.
Теперь немного противоречивого. Дело в том, что постельное белье вам готовит проводник в городе отправления, и снимает только в городе прибытия. С одной стороны - не нужно возиться с ним самому, а с другой стороны - пассажиры на этом месте могут меняться несколько раз за рейс.
Итак, поезд прибывает в Шанхай. Чух-чух-чух!!!
Мы готовились к поездке, поэтому заранее распечатали дома карты - как добраться от вокзала/аэропорта/автобусной станции до наших хостелов в каждом городе прибывания. Ведь в Китае нет Гугла! Передвигаться по навигатору не получится. Так что, главное по прибытии - добраться до своего хостела. А там уже легче будет - во многих хостелах бесплатно или за символические деньги дают карту города на английском языке или покажут как дойти до туристического центра и взять эту карту там. Нам сначала нужно было доехать на метро, а потом (согласно карте) идти 10 минут.
Метро в Шанхае - обычное, ничего архитектурного или художественного. В нем трудно заблудиться - в вагонах метро, на станциях есть карты, где названия остановок продублированы по английски. В вагонах есть бегущая строка на двух языках, на тот случай, если вы не разобрали то, что объявили. Все максимально функционально.
Должна сказать, что в этом городе наши европейские лица не вызывали такого внимания, как в Пекине или Сиане. Это замечательно, потому, что за две недели путешествия мы изрядно от него устали.
Несмотря на то, что китайцы очень дружелюбны и всегда стараются тебе улыбнуться или помочь как-то - четырнадцать дней со всех сторон ты слышишь "нихао" даже от прохожих на улице утомляет, особенно, если ты тащишь в этот момент свой чемодан на третий пролет огромного пешеходного перехода через не менее огромную автомобильную дорогу. БЕЗ ПАНДУСА.
Пандусов нет нигде. Ни на вокзале, ни в метро, ни в пешеходных переходах.
Короче, по лестницам мы тащили свои чемоданы с криками "кто так строит!" и тут мне Шанхай очень не понравился. А еще мы, конечно, заблудились и около часа наворачивали круги вокруг нескольких зданий. Хвала тому, что Шанхай - международный туристический и финансовый, мы приставали с распросами ко всем, кто казалось, может ответить нам по-английски. Так и нашли свое место ночевки.
По пути в хостел мимо парка проходили
Хостелы - это туристические общежития.
В них можно переночевать за символические деньги. Обычно предоставляется несколько вариантов размещения - от аренды кровати в комнате на 20 человек с "удобствами" и общем душем в коридоре, до маааалюсенького отдельного номера (который обойдется вам дешевле номера в гостинице). В некоторых из них можно ночевать почти бесплатно (чуть ли не 50р. на наши деньги), если разбить палатку в холле или на улице, при наличии такой возможности.
Не ждите в хостеле сервиса и ежедневной уборки номеров или чего-то подобного, туда приезжают, чтобы мыться и спать. Но на ресепшене всегда с радостью ответят на ваши вопросы и помогут, чем смогут. Часто в стоимость проживания входит завтрак, а еще есть кухня и большая столовая комната, что очень удобно для экономных гостей, как мы.
У нас с подругой уже был опыт проживания в хостелах в Европе, поэтому мы смело останавливались в них. Но, помня про китайские правила поведения - естественные потребности организма считаются нормой, мы выбирали для себя отдельные комнаты на двоих с собственным душем. Цены очень демократичные. Почти все места, где нам пришлось ночевать, были очень уютными.
Так что, если боитесь жить в хостеле - не бойтесь!))))))))))))))))))
Мы остановились в районе Хуанпу, в 30 минутах ходьбы от одноименной реки. На узкой улочке и невысокими домами в европейском стиле,но с китайским колоритом, зажатой между небоскребами. Так, что после заселения, душа и ужина я сразу подобрела к Шанхаю.
Шанхайские крыши.Вид из хостела.
В наши планы на эти два по 0.5 дня были очень просты.
1. Погулять по районам Хуанпу и Пудун. И конечно посетить набережную Вейтан (Бунд). Подняться на смотровую площадку Шанхайской телебашни и увидеть город с высоты облаков.
2. Посетить рынок для закупки сувениров и чая. Мы осознанно оставили шоппинг на самый последний момент, чтобы не таскать все это с собой. И чтобы потратить там все оставшиеся деньги, так как в России обменять юани обратно на рубли можно только в центральных отделения Сбербанка и консульстве КНДР.
И мы пошли гулять.
Набережная Вейтан (The Bund). Три часа дня. Среда. Ливень. Почти безлюдно по китайским меркам)))
Как любой населенный пункт Китая, он ОЧЕНЬ многолюден, после него меня не пугает человеческий траффик в Москве и Московской области.
Это в Шанхае и Пекине я видела специально обученных людей в метро, чья задача - утрамбовать людей в вагон, чтобы двери могли закрыться в час пик.
Это в Шанхае мы попали в километровую человеческую пробку на одной из самых ШИРОКИХ улиц.
Это в Шанхае полицейские регулируют не только движение машин, но и людей в "час-пик". Буквально перекрывая движение человекопотока при красном сигнале светофора для пешеходов.
Район Хуанпу
Наши планы по осмотру города с высоты птичьего полета и облаков испортили облака. К тому моменту, как мы дошли до набережной Хуанпу, облачность стала очень плотной и затянула небоскребы почти на половину. Поэтому весь вечер мы посвятили пешей прогулке по туристическим районам.
Вроде идешь по улочке, увешанной китайскими фонариками. Повернул за угол - и ты уже на широчайшем проспекте с бешенным автомобильным движением и огромными шикарными торговыми центрами, и небоскребы, небоскребы.
Китайский колорит.
Ходили, покупали китайскую шаурму на улице, и даже почувствовали себя немножко "звездами". Мы очень медленно гуляли, просто не было желания торопиться. Несколько раз к нам подходили и просили разрешения сфотографироваться. В Азии какой-то сумасшедший культ белой кожи и европейской внешности.
Река Хуанпу укрыта туманом
Так мы и дошли до набережной Вэйтан (в интернете чаще встречается английское название - The Bund). Набережная - самое туристическое место Шанхая. Это как раз здесь старушка Европа из района Хуанпу смотрит на футуристические небоскребы района Пудун.
Телебашня - Просто космос.
После наступления темноты все вокруг становится каким-то нереальным и космическим. Бесконечное количество подсвеченных вывесок, бесконечная иллюминация на всем, на что можно повесить лампочку. И это потрясающе.
А тем временем сильный дождь превратился в тропический ливень. Все, что могло на нас промокнуть - промокло, не только от дождя, но и от очень сырого, но теплого воздуха. Пришлось возвращаться в хостел. Да и сил продолжать прогулку уже не было.
Обратный путь в хостел был по пешеходной Нанкинской улице, только не мы одни пошли по ней - казалось, что все гулявшие по набережной Вейтан тоже пошли. Мы шли в огромной толпе, было много полиции, все прошло спокойно. Но ситуация мне все равно неприятная.
На посту. Набережная Вейтан.
Утром погода была гораздо более приятной - дождь кончился, тучи разошлись.
На оставшиеся 9 часов в Китае мы оставили шоппинг и покупку сувениров. Для этого отправились на рынок на станции метро Shanghai Science and Technology Museum. Там мы, конечно, тоже заблудились - выход на рынок прямо под землей, сразу из метро. А мы поднялись наверх и около 40 минут блуждали, нашли мы его, только тогда, когда решили развернуться и поехать в другое место за сувенирами.
Вышло солнце из тумана. А мы в поисках рынка для закупки сувениров.
Рынок такой рынок. В любой стране мира. Но в Китае есть своя особенность - если на товаре написана цена, то только за эту стоимость он и продается (для всех - туристов и местных цена будет одинакова) можете попытаться торговаться, но не выйдет.
Если цену называет продавец - торгуйтесь. Увидев Ваш интерес, продавец заранее назовет цифру в 10 (а может и больше) раз превышающую реальную стоимость товара.
Мои приобретения (1юань=10 рублей на момент поездки):
Наушники с надписью "Beats" - первоначальная цена 500 юаней за одну пару. За пять минут торгов и одну попытку уйти в соседний киоск куплены две пары за 50 юаней каждая.
Рюкзак за который просили 1000 юаней куплен за 100 юаней.
Сувенирные платки 3 шт куплены за 50 юаней каждый, вместо 500.
Куча магнитиков по 10 юаней. За них я не торговалась.
Не куплены:
Зеленый чай. 1000 юаней за 300 грамм. На наш аргумент, что за такие деньги он должен быть с прямой доставкой из их палатки в Шанхае до двери моей квартиры в Москве, продавец только пожимал плечами. Видимо кто-то все же покупает у него чай по 10 000 рублей. А мы - нет.
Сувенирная толстовка с надписью "China". Все дело в том, что у меня есть традиция - привозить из отпусков толстовки с названием страны, в которой она куплена. В поисках такой толстовки мы ходили от палатки к палатки - продавцы качали головами и предлагали толстовки с надписями городов. И только одна "милая" женщина казала нам - Окей. И ее помощница убежала за искомой вещью минут на двадцать и вернулась с тем, что нужно, только толстовка, которую она принесла, выглядела так, как будто ее с кого-то сняли, чтобы нам продать. За нее запросили 1000 юаней. Мы пытались торговаться, ссылаясь, прежде всего на дырку в рукаве, но в ответ нам было непреклонное "Гуд кволити, мадам. 1000". Мы ушли, женщина еще долго кричала нам в след - "Гуд кволити!" и еще какие-то слова, по интонации похожие на ругательства.
Красивое платье в национальном стиле. Тут вины продавцов никакой нет. Просто такая одежда в принципе ОЧЕНЬ дорого стоит. Я закатала губу и завязала на шее платок за 50 юаней.
С покупками, мы быстро вернулись в хостел за чемоданами. Выселились мы еще утром и администратор разрешил оставить наши чемоданы у них на хранение (не за бесплатно, конечно).
Движение в будний день.
И бегом - метро, Маглев, аэропорт, Москва!
Именно в таком порядке. Можно поехать в аэропорт на такси, можно на обычном метро, можно на автобусе. Но зачем? Ведь есть Маглев (от словосочетания "магнитная левитация") - поезд на магнитной подушке. Вот, до чего техника дошла!
Из Википедии:
Высокоскоростная маглев-трасса от шанхайского аэропорта Пудун до первой станции метро Шанхая. Линия построена немецкой компанией Siemens и открыта в 2002 году. В качестве подвижного состава используются модифицированные поезда Transrapid 08. Длина трассы — 30 км; максимальная скорость поезда — 430 км/час; время в пути — 10 мин.; цена билета — 40 юаней.
На начало 2017 года шанхайский маглев является единственным в мире высокоскоростным поездом на магнитной подушке, находящимся в коммерческой эксплуатации
Вы понимаете? Мы просто не могли на нем не поехать. Внутри поезд сделан наилучшим образом, все комфортно, для чемоданов отдельные полки при входе в вагончик, на мягких креслах откидные столики. Вдруг вы захотите выпить кофе по пути в аэропорт, если успеете сделать это за 10 минут.
Но взгляд всех пассажиров притягивает бегущая строка-спидометр. Ожидаешь какого-то шока от такой скорости, каких-то ощущений. Ничего такого не будет. Очень мягкое движение, даже без покачиваний. Мимо нас промелькнул встречный поезд - Вжжжжжууух!
Аэропорт Пудун.
Самая большая движуха которую я видела была именно здесь. Бесконечное количество людей, стюарды и стюардессы, работники аэропорта, пассажиры - все это движется почти бесконечно.
Отличительная черта Китайских аэропортов (как и вокзалов) - кулеры с питьевой водой горячей и холодной. Все знают, что бутылочки с жидкостями нужно или выбрасывать при досмотре, или убирать в багаж. В аэропортах родной страны питьевую воду после этого можно только купить.
Таким образом, пока ждали посадки на рейс, мы прекрасно поужинали, заварив китайские "Дошираки" и кофе, так как денег у нас больше не оставалось. За это - огромнейший плюс.
P.S.
Что сказать в заключении? Что один день в Шанхае это - безумно мало. Можно сказать, что мы посмотрели его мельком. На самом деле на то, чтобы все увидеть и попробовать нужно дня 4, а лучше 5. Но впечатления от него у меня самые-самые, возможно от того, что там больше европейских лиц и архитектура более европейская, а возможно от того, что его было так мало.