Эта замечательная книжка появилась у нас более года назад. Не могу сказать, что она решила все наши проблемы в поведении и детском послушании, но некоторые особо каверзные ситуации мы всё-таки ликвидировали или минимализировали противостояние.
Книжка так и называется "Сказки от капризов". Многие наверное слышали про сказкотерапию, но лично я к ней относилась как-то скептически и больше относила ее к сюжетным играм с куклами (фигурками). Но и повествование сказок близких к детской реальности имеет место быть и даёт свои положительные плоды.
Сказкотерапия — один из приемов в арт-терапии, разделе психологии — психологическое воздействие на личность через сказки, способствующее коррекции проблем и развитию личности. В основе сказкотерапии лежит процесс связи между действиями в сказке и реальности. Область применения этого приема не имеет возрастных ограничений и может использоваться в работе как с детьми, так и со взрослыми.
Цель сказкотерапии — относительно мягкое по сравнению с большей частью психологических инструментов искоренение страхов, коррекция характера, поведения и внутреннего состояния ребёнка.
Сказки позиционируются как психологические и направлены на решение большинства детских капризов. Суть сказок в том, что ребенок в них видит героев в похожих ситуациях или даже с такими же проблемами как у него и познает, как можно эти проблемы решать.
- ребенок часто плачет; Добрая сказка для маленьких плакс (Мария Шкурина) - ребенок часто кричит, не умеет просить спокойно; Какие у мамы ушки? (Татьяна Холкина) - ребенок не любит умываться; Сказка про зайца-грязнулю (Ирина Турина) - ребенок не убирает игрушки и свои вещи; Сказка про страну нерях (Ирина Турина) Сказка про дом, который любил чистоту и уют (Мария Шкурина) - ребенок плохо ест; Волшебный суп (Ирина Турина) Как Андрюша животик кормил (Татьяна Холкина) - ребенко не хочет спать в своей кроватке или с капризами ложится спать; Смелый мальчик и тетушка Ночь (Дмитрий Соколов) Как Андрюша свой сон искал (Татьяна Холкина) - ребенок часто дерётся и обижает других детей; Сказка про зайца-забияку (Ирина Турина) Ссора (Елена Белинская) Сказка про Обижалку (Анна Бердникова) - ребенок берёт чужое; Сказка про мышонка и волшебные ягоды (Ирина Турина), Сказка про лисенка (Ирина Турина) - ребенок не хочет ходить в детский сад; Как Андрюша семечко посадил (Татьяна Холкина), Почему слоненок не хочет идти в детский сад? (Анна Бердникова) - ребенок обманывает, обижает других; Добрая-добрая сказка (Галина Лаптева) - ребенок слишком стеснительный; Как Андрюша встречал гостей (Татьяна Холкина) - ребенко часто просит новые игрушки. Слоненок и шарики (Елена Белинская)
Рекомендаций когда можно начинать читать книгу нет, это видимо на усмотрение родителей. Опираясь на наш опыт самому младшему на тот момент было 2 года и он удерживался только на самых коротких сказках и с картинкой, поэтому некоторые истории я использовала в "подходящий момент" и на память рассказывала сказку, а вот старший в 3 года слушал от и до, но для закрепления терапефтического эффекта суть или часть сказки нужно ребенку напомнить в "проблемный момент".
Я являюсь мамой мальчиков погодок, им сейчас 3 и 4 года, но бывают у нас такие периоды когда совладать с ними крайне сложно. Не знаю как остальные мальчики, но мои свою мужскую принадлежность отстаивают ежедневно выясняя, кто быстрее, кто сильнее и т.п. И с каждым ребенком у нас встают свои проблемы, один плохо кушает, другой дерется, один не хочет ходить в дет сад второй постоянно просит игрушки, но есть одна общая проблема дети НЕ ХОТЯТ СОБИРАТЬ ИГРУШКИ!
И когда я стала читать незамысловатые истории-сказки из книжки, подумалось: "почему мне самой не пришло это в голову", но на самом деле муза сказкотворчества меня конечно порой и посещает, но житейская суета и периодическая усталость оставляет для неё мало места, и такого рода сказки помогают взглянуть на некоторые ситуации немного иначе.
Я не буду утверждать, что прочитав книгу у нас всё теперь хорошо, и по всем пунктам зачёт, но некоторое влияние она определенно имеет.
Вот те истории которые особо повлияли на моих ребят:
"Сказка про зайца-грязнулю" (Ирина Турина), не то чтобы они совсем не любят умываться или мыться, но иногда некоторые затруднения с этим бывают.
"Как Андрюша свой сон искал" (Татьяна Холкина), проблема собственно ясная, младший ребенок с трудом соглашался спать в своей кроватке ища предлоги полежать с родителями, так вот сказка про поиски мальчиком своего сна возимела успех и при регулярных напоминаниях "своего сна", он уходил к себе, еще какое-то напоминая что не может уснуть, или просто без умолку болтая обо всем подряд, но мы напоминали, что сон его очень ждет, и ему надо закрыть глазки и полежать. Сейчас он уже спит всегда в своей кроватке и к нам не просится, и про сказку мы тоже уже не говорим, но навык уже практически закрепился.
"Волшебный суп" (Ирина Турина), рассказ про тайный разговор продуктов из супа, кто из них главнее, для деток малоежек и привиредоежек к коим и относился мой опять же младший сынок, который вылавливал то фасоль то морковь то мясо то еще что, так вот прочитали обсудили и напомнили за любым приемом пищи. Старший сын тоже был под впечатлением и постоянно меня спрашивал в каком продукте какой витамин и для чего он нужен. Конечно мы усиливаем эффект, придумывая всякие свои истории или добавляя подробности.
"Сказка про дом, который любил чистоту и уют" (Мария Шкурина) и вот моя сказка-спасительница, Эту сказку я читала с особым прискорбным выражением, некоторые моменты более эмоционально, и мои упорные ребята стали наводить порядок, конечно это скучно и однообразно, но понимание что дом это как бы "член семьи" за которым нужен уход,
помогло им относиться к этому занятию более снисходительно что ли, без слёз и конючки, на моих детей правда повлияло. Когда эта сказка немного потеряла свою силу мы активно напоминали про еще одну интересную "Сказку про страну нерях" (Ирина Турина), особенно старшему сыну у которого уже хорошо развито воображение.
Книжку приятно держать в руках, обложка очень плотная и страницы тоже хорошего качества, книга у нас уже более года, но она всё еще товарного вида и мы к ней периодически всё равно возвращаемся и перечитываем. Один небольшой недостаток её, это мало картинок и много текста, даже взрослые дети любят смотреть на иллюстрации.
В некоторых местах аж 3 разворота без картинок, а текста достаточно много.