Еще с глубокого детства кадры фильма 1996 года «Остров доктора Моро» прочно врезались в память. И уже в более осознанном и зрелом возрасте захотелось прочитать первоисточник. Чтобы сравнить, а возможно и почерпнуть какие-то идеи и нюансы, которые не вошли в экранизацию.
Прочитала. И нахожусь немного в недоумении. Да, роман отличается от сюжета экранизации. Да, эти два произведения объединяет общая идея – не пытайся соперничать с Творцом в создании людей, вряд ли у тебя получится более совершенное существо, нежели уже созданные создания. Но более глубоких философских идей и впечатляющих деталей этой невероятной истории я из романа, к сожалению, не почерпнула. Возможно, это потому что всё-таки фантастика – не мой жанр (ни в фильмах, ни в книгах).
По сути, роман «Остров доктора Моро» - небольшое произведение примерно на 100 страниц в моей книге, разбитое на 22 небольших главы. Оно повествует о невероятном приключении Эдварда Прендика – волею судьбы попавшего на далекий остров в океане, на котором странный вивисектор доктор Моро вместе со своим помощником Монтгомери вовсю создают из разных животных людей.
«Люди» эти получаются настолько страшными и странными, (Спасибо экранизации. Без нее вообразить бы этих зверолюдей мне бы не удалось, в книге, на мой взгляд, достаточно скудные описания), что, мне кажется, сам доктор Моро не уверен в том, что когда-нибудь он создаст наконец совершенное существо. Он сам их боится, ходит с револьвером в кармане и вбивает им в голову, что он – их господин, создатель, бог.
Раньше они были животными, их инстинкты были приспособлены к окружающим
условиям, и они были счастливы, насколько могут быть счастливы живые
существа. Теперь же они были скованы узами человеческих условностей, жили
в страхе, который никогда не умирал, ограниченные Законом, которого не
могли понять; эта пародия на человеческую жизнь начиналась с мучений и
была долгой внутренней борьбой, бесконечно долгим страхом перед Моро. И
для чего? Эта бессмысленность возмущала меня.
Роман написан легким и понятным языком, без сложных медицинских терминов и долгих философствований. Однако, может быть, отсутствие каких-то глубоких объяснений, отсутствие глобальной цели этих опытов и не дают как-то надолго задуматься над вопросом искусственного создания людей. В той же «Голове профессора Доуэля» А. Беляева – и то есть вполне разумная и оправданная цель опыта над людьми. А здесь просто необычная, экзотическая картинка, которая надолго не задержит ваше внимание.
Вполне допускаю, что любителям фантастики эта работа Уэллса придется по душе, но, на мой взгляд - произведение на один раз.