Всем привет и с Новым Годом, который обязательно будет счастливым! (А не как у героини романа.) Сегодня поделюсь своими впечатлениями от романа Тэсс из рода Д'Эрбервиллей британского писателя Томаса Гарди, написанного в далёком 1891-м году. Как и положено отзыву на классический роман, он будет длинным и детальным, но никаких спойлеров за пределами завязки сюжета. Если вы морально не готовы читать завязку, можете прокрутить до впечатлений и экранизаций.
Роман повествует о жизни деревенской девушки Тэсс Дарбейфилд, жизнь которой скатывается по наклонной после того, как её предполагаемый кузен Алек совершает над ней насилие. Несмотря на то, что сексуальное насилие считалось преступлением и в 19-м веке, пережившая его женщина в глазах общества становилась обесчещенной. Женская идентичность, вызывающая жаркие споры и сегодня, тогда вертелась вокруг девственности и замужества. Потеряла невинности не в браке? Всё, ты изгой. Сексуальность и сексуальный опыт, как и сейчас, кружили людям головы, заставляли примерять на себя чужие переживания, принимать или отвергать их. Так вместе с насилием отвергали и его жертв.
Но вернёмся к Тэсс. Её злоключения начинаются с того, что её отец (алкоголик и, по большей части, бездельник), узнаёт, что он потомок древнего рода Д'Эрбервиллей; его фамилия Дарбейфилд является искажением. Мать Тэсс вспоминает, что неподалёку от их деревни есть поместье, где живёт богатая миссис Д'Эрбервилль, и решив, что она их родственница, отправляет Тэсс к ней. (В реальности муж миссис Д'Эрбервилль в своё время просто присвоил себе аристократическое имя и никакие они не родственники.)
В поместье псевдо-Д'Эрбервиллей Тэсс встречает Алек, сын хозяйки. При виде юной красавицы он тут же пускает слюни и хватается за ширинку. (Извините.) Гарди с викторианской политкорректностью описывает фигуру девушки, которую Алек так жадно рассматривает её в день их знакомства.
Фигура Тэсс была чуть пышнее, чем полагалось бы по ее возрасту, и поэтому она казалась старше своих лет – скорее женщиной, чем девушкой. Свою фигуру Тэсс унаследовала от матери, не унаследовав ее характера. Порой Тэсс смущала эта ранняя зрелость, но подруги успокоили ее, сказав, что время излечивает подобные недостатки ...воздушное широкое платье, придававшее ее фигуре зрелость, которая не соответствовала ее возрасту; благодаря этому платью и прическе ее могли принять за взрослую женщину, хотя она была еще почти ребенком.
Тэсс мучают смутные сомнения по поводу её нового "кузена", но по настоянию своей матери она устраивается на работу к его матери. Алек тут же начинает ухаживать за Тэсс, а когда не получает от неё взаимности, попросту насилует девушку. Гарди, как и положено викторианскому писателю сообщает об этом иносказательно, но абсолютно недвусмысленно:
Остается, конечно, допустить, что эта катастрофа могла быть возмездием. Несомненно, в былые времена кто-нибудь из одетых в кольчугу предков Тэсс д'Эрбервилль, возвращаясь навеселе домой после битвы, причинял деревенским девушкам то же зло, если не с большей жестокостью.
Как и положено в деревне, про случившееся быстро узнают в округе, но сочувствия к Тэсс никто не проявляет. Лишь глуповатая мать девушки вздыхает, повторяя: "не мы первые, не мы последние". Тэсс не решается даже появляться на людях, а вскоре к её бедам дополняется и рождение ребёнка. Мальчик появляется на свет очень слабым и вскоре умирает. Год спустя, оправившись после потери, Тэсс снова покидает родительский дом в поисках работы. На этот раз она устраивается работать дояркой на ферму Тэлботейс.
Когда Тэсс заменила шляпу чепчиком, уселась на скамеечке подле коровы и молоко брызнуло из-под ее пальцев в подойник, ей почудилось, что она и в самом деле заложила фундамент своей новой жизни. Уверенность эта принесла спокойствие, сердце ее стало биться медленнее, и она могла осмотреться по сторонам.
На ферме она снова встречает Энджела Клэра, молодого человека, которого прежде видела на танцах в своей родной деревне. Тогда Энджел, танцевал со всеми девушками подряд, но почему-то Тэсс проигнорировал. Гарди заостряет на этом внимание, указывая на то, что если бы Тэсс и Энджел тогда познакомились, она бы избежала судьбы жертвы насилия.
Так это началось. Осознай Тэсс значение этой встречи, она могла бы спросить, почему обречена была она в тот день привлечь жадный взгляд дурного человека, а не того, кто был благороден и добродетелен настолько, насколько может быть благороден и добродетелен человек; но для того, другого, она была лишь преходящим, полузабытым воспоминанием. Быть может, план всего сущего задуман и хорошо, но выполняется он плохо: редко на зов приходит нужный человек, и суженый является слишком поздно. Природа не часто говорит «смотри!» бедному своему созданию в час, когда увидеть – значит найти счастье, и отвечает «здесь!» на крик человеческий «где?», когда игра в прятки успеет прискучить и надоесть. Достаточно того, что в данном случае, как и в миллионах других, две половины совершенного целого не встретились в должный момент, – обе они глупейшим образом блуждали по земле, пока не стало слишком поздно. В результате этого досадного промедления возникли потрясения, тревога, разочарования, несчастья, катастрофы – короче, то, что составляет нашу историю.
Но вот теперь они, наконец, знакомятся и между ними, как и положено, вспыхивает взаимное чувство. Тэсс, несмотря на то, что она всего лишь доярка, отлично училась в школе и изначально надеялась работать учительницей. В ту пору это была одна из немногих профессий, доступных образованной женщине. Энджел же, в свою очередь, мятежный сын священника, верящий в науку, а не в Бога. К сожалению, вскоре оказывается, что молодому человеку свойственно двуличие и лицемерие. Так, он издевается над другой девушкой-дояркой, Рэтти Приддл, которая тоже в него влюблена. Причина издевательств — принадлежность Рэтти к обедневшему дворянскому роду. В глазах Энджела она вырожденец. Но когда Тэсс признаётся ему в том, что она тоже из дворянского рода, то Энджел сразу меняет тон. Теперь у него принадлежность к аристократии ничего не значит, а в человеке главное доброе сердце и ум.
Тэсс понимает, что не сможет спокойно жить, если не расскажет Энджелу тайну своего прошлого. Она вовсе не чистая девушка, дитя природы, которой её представляет Энджел. Она — жертва насилия, которое в глазах общества считается "соблазнением", да ещё и "опороченная" родами незаконного ребёнка. Сможет ли Энджел принять её? Она всё та же Тэсс, но нравы того времени признавали её чем-то другим.
Что же случится? Удастся ли Тэсс убежать от своего прошлого или Алек "Д'Эрбервилль" снова вернётся, чтобы уничтожить её жизнь? Сможет ли Энджел спасти её?
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Поделюсь теперь своими впечатлениями о романе. Я люблю время от времени почитать классический витиеватый слог с богатыми описаниями и рассуждении о человеческой природе и смысле всего, что интересно автору. Но в этом романе мне больше всего понравился тонкий психологизм и живой образ Тэсс, тонкой чувствующей натуры, способной на безоглядную любовь.
В любви ее к Клэру вряд ли был даже намек на что-нибудь земное. Она всецело ему доверяла, и для нее он был совершенством, знал все, что должен знать воспитатель, философ и друг. Каждая линия его фигуры казалась ей воплощением мужской красоты, его душа была для нее душой святого, а ум – умом пророка. Умудренная любовью к нему, она держала себя с достоинством и словно носила корону. Сознание, что он ее любит, заставляло ее благоговеть перед ним. Иногда он ловил преданный взгляд ее больших глаз, казавшихся-бездонными, – она смотрела на него так, словно он был существом бессмертным. *** Для нее и ей подобных самый факт рождения являлся унизительным испытанием, насилием, которое до конца оставалось неоправданным или в лучшем случае оправдывалось лишь частично.
Энджел Клэр, возлюбленный Тэсс, предстаёт незрелой личностью, несмотря на всю его образованность, которая, к тому же, на практике оказывается пустыми теориями. Несмотря на это, Энджел искренне любит Тэсс. Разница только в том, что он не такая сильная натура как Тэсс. Основным препятствием для Тэсс является её деревенское воспитание. В семнадцать лет она не знала, что мужчины могут насиловать женщин. Она не сразу понимает, что ни в чём не виновата. Она боится вырваться из деревенской среды, потому что ей кажется, что в городе с ней будут обращаться ещё хуже. Это во многом определяет её судьбу.
Несмотря на всю силу характера, Тэсс не может похвастаться той же любовью читателей как Джейн Эйр или Элизабет Беннет. Постоянные страдания и унижения героини многих просто отталкивают. Меня не оттолкнули, да и читать мне было не тяжело, но это чисто моё восприятие. Помимо Тэсс, я уже читала другой роман Томаса Гарди Вдали от обезумевшей толпы (и даже написала отзыв), а сейчас читаю Джуда Неприметного. Интересно, что в Джуде жизнь главному герою портят женщины, а в Тэсс всё с точностью наоборот. И не зная про оба романа, у читателя может сложиться впечатление, что Томас Гарди жено- или муженаневистник. Современники же писателя обвиняли его в "разврате". В реальности же автор просто описывает, к чему могут привести отношения, когда встречаешь недостойного человека в нужном месте и в нужное время для того, чтобы сломать тебе жизнь, а достойного - слишком поздно.
ЭКРАНИЗАЦИИ
Пару слов об экранизациях и буду закругляться. Сейчас доступно три экранизации:
Тэсс (1979) Романа Полански. На мой взгляд, здесь Тэсс со своим горящим взглядом больше напоминает страстных до жизни героинь Антона Чехова, чем склонную к меланхолии и философскому взгляду на вещи героине Томаса Гарди.
Тэсс из рода Д'Эрбервиллей (1998, сериал BBC) Здесь Тэсс получилась возвышенной, но всё же нежно-кукольной; близко к Тэсс Гарди, но не совсем она.
Тэсс из рода Д'Эрбервиллей (2008, тоже сериал BBC) Итак, идеальная Тэсс. С одной стороны, она возвышенная и философская, с другой стороны её любовь к Энджелу всеобъемлюща. Нет времени/желания читать роман или вы споткнулись о не самый лучший перевод Александры Кривцовой (мне он не понравился, а другого (Тэсс переводили ещё при царе) в открытом доступе нет), то эта экранизация ничуть не хуже книги. ❤️
Ну вот и всё)) Не люби я Тэсс из рода Д'Эрбервиллей так сильно, я бы не написала о ней целую статью. Но рекомендую с осторожностью, роман всё-таки очень тяжёлый.
Спасибо за то, что дочитали до конца! Если вы люибе классику и отзывы на неё, вам могут так же понравиться:
Жаль девушку. Как хотелось бы мне, чтобы автор позволил ей все про себя рассказать любимому. Для меня это роман с какими то тупыми случайностями и неожиданностями, которые разрастаются до бедствия. Взять, например, смерть коня…. Соблюдала бы Тэсс правила дорожного движения и не пришлось бы ей идти к лже-кузену и не было бы таких последствий. За наводку на другие книги автора спасибо, может про испорченного женщин Джуда почитаю) Фильм не удалось посмотреть, нашла как-то без перевода и остановилась, честно думала, что не перевели его по каким-то причинам))) Теперь я точно знаю, что тогда просто не там искала