Я давно мечтал посетить резиденцию деда Мороза в Великом Устюге. В сам Великий Устюг поезда не ходят, хотя там есть железнодорожная станция и построен современный вокзал. Вернее ходят, но только специальные (нерегулярные) рейсы, назначаемые к новому году. Мы же решили посетить Великий Устюг в конце февраля. И самым простым и быстрым вариантом добраться до этого города была поездка на поезде от Москвы до станции Котлас, а далее уже на такси.
До Котласа от Москвы ходят поезда в направлении Воркуты. Сам Котлас расположен практически по середине маршрута Москва-Воркута.
Покупка билета
Билеты я покупал заранее на основном сайте РЖД вот здесь. Другие сайты, например, tutu - берут комиссию за свои услуги как посредник. Результат один и тот же. Поэтому, чтобы не переплачивать лучше покупать билеты напрямую. Делается это все очень быстро и просто. Также у РЖД есть программа лояльности РЖД-бонус. И если часто покупать билеты, то реально можно накопить на бесплатный билет.
Билеты я брал где-то за 1,5 месяца. Последнее новшество у РЖД очень мотивирует пассажиров - в случае если вдруг поездка отменится и билеты нужно будет сдать это можно будет сделать практически без комиссии (раньше было около 200 рублей).
Стоимость билета на взрослого по маршруту Москва-Котлас в феврале 2023 составила 3 348 рублей.
Обратно - 3 689 рубля. Видимо разница в цене связана с категорией вагонов. В билете указано, что в поезде "туда" вагон без биотуалета и кондиционера, а "обратно" наоборот -
Вроде и мелочь, но это действительно важно особенно при поездке с детьми. И здорово, что при покупке электронного билета все эти мелочи уже отражены и можно ознакомиться с полным описанием вагона в котором поедешь еще до покупки билета.
В моем случае "туда" пришлось брать без биотуалета, так как полностью свободных купе в продаже не было, а в плацкарте ехать не хотелось.
Отправление поезда с Ярославского вокзала Москвы -
Вагоны традиционно в сером цвете -
С недавних времен в РЖД додумались до вот такой металлической площадки между вагоном и платформой -
Это очень удобно для пассажиров! В свое время я был свидетелем, когда сумки случайно падали на рельсы между вагоном и платформой и приходилось лезть за ними вниз.
Наш вагон оказался прицепным до станции Котлас -
Впереди нашего вагона оказались еще почтовые и багажные вагоны -
Поэтому поезд и считается "пассажирским". На своем маршруте он имеет множество остановок на небольших станциях не только для пассажиров, но для перемещения почтовых отправлений -
Внутри вагон оказался старым восстановленным вагоном времен СССР и 90-х годов производства "Аммендорф" (ГДР). То есть этому вагону около 30 лет, если не больше!
В вагоне не было никаких штор и ковровых покрытий на полу. Поезд все же не фирменный. Также и с бельем - застила в купе не было -
Но надо отдать должное РЖД - что белье теперь исключительно чистое в запечатанных упаковках -
И больше нет такого ужаса как "повторный застил белья проводниками", который процветал в 90-е.
В купе неудобными оказались рундуки. Я не знаю почему, но в какой-то момент в них стали делать вот такую перегородку -
Она совершенно неудобна если у пассажира большой чемодан. Любопытно, что такие рундуки не во всех вагонах таких типов. Встречаются и без перегородок.
Хоть вагон и старый, но видно, что окна заменены на современные недеревянные -
Такой проблемы как раньше "дует от окна" больше нет. Вдоль стены с окнами откидные сидушки. На сленге железнодорожников раньше они назывались "хохотунами". Их больше нет в современных вагонах. Так, что здесь это, можно сказать, уникальный раритет -
Для чего они были нужны современный человек наверно сразу и не догадается. Но секрет раскрывается в советских фильмах. В фильме "Мужики" главный герой сидел на такой сидушке в коридоре и спокойно курил! В СССР совершенно не запрещалось курить в общественных местах. Даже внутри вагонов! -
Кадр из фильма "Мужики"
С введением запрета на курение не только в коридорах вагона, но и даже в тамбурах необходимость в таких "сидушках" исчезла. И больше их нигде не увидите, кроме как вот так случайно в таких старых вагонах "из прошлого".
В старых вагонах остались и старые "титаны" (кипятильники) -
Их можно нагревать не только за счет электричества, но и топить дровами.
Туалеты в этом вагоне тоже никакие не "био". В 90-е о таком даже и думать не могли. В туалетах все смывалось с помощью нажатия на педаль -
Мои дети были очень удивлены, что нажав педаль они видели "улицу".
Также и кран для мытья рук, который дети никак не могли нажать. Я помню сам в детстве с трудом нажимал эту металлическую штуку и всегда попадал под холодную воду -
Я думаю через несколько лет такие туалеты можно будет только в музеях железнодорожного транспорта увидеть.
К такому туалету можно привыкнуть, но смириться с тем, что существуют санитарные зоны невозможно не только детям, но и взрослым. В этом вагоне они были -
Понятно, что с помощью санитарных зон поддерживается чистота путей на станциях и там где живут люди вблизи дороги. Но реально как быть если хочешь в туалет, а он закрыт? Этот вопрос я еще в детстве себе задавал. В нашем поезде решение было простым - соседний вагон от нас был с биотуалетом и можно было пойти туда.
В купе старого вагона есть и классическое железнодорожное радио. Которое или "вкл" или "выкл". Выбора радиоволны нет -
У нас оно не работало. Как мне объяснил начальник поезда, который ехал в нашем вагоне - в РЖД перестали их использовать из-за нарушения авторских прав на исполнение песен. Кто-то из пассажиров пожаловался - и радио больше нет.
Над каждой полкой светильники "софиты" -
Чтобы забраться наверх есть вот такая складная лестница -
На второй полке установлена защита от падения -
Любопытно, что изначально её не было. Это новодел. Раньше в СССР и 90-е ездили без всякой защиты. И пассажиры падали и матрасы, но никто не мог додуматься до такой элементарной штуки.
Сейчас у меня ребенок смог спокойно спать на второй полке и я был спокоен, что он не упадет.
В чем еще огромный минус старого вагона - в купе нет розеток. Когда строили вагон никто и подумать не мог, что кому-то они могут понадобиться в пути. Единственные розетки, которые были на 220В только в туалетах для электробритв. Поэтому сейчас лучше захватить аккумулятор ("повербанк").
В пути следования у проводников также можно приобрести чай или даже купить кофе -
В продаже и множество различной сувенирки -
При необходимости можно заранее заказать носильщика на вокзале -
На нашем маршруте было 2 крупных города Ярославль и Вологда. Стоянка в них была около получаса и можно было выйти погулять по платформе -
Вид на поезд в Ярославле
За Ярославлем пересекли Волгу -
Река Волга
А вот Вологда вечером -
Мы смогли зайти в вокзал и посмотреть его изнутри. Вот такой вот стаканчик там стоял -
Интересно было наблюдать как в Вологде выгружали почту -
Часто пишут, что посылки швыряют как попало. Но я своими глазами видел, что люди работают аккуратно и ничего у них не падает -
Спать в старом вагоне поезда было очень приятно! Единственное, что было несколько душно. Все же отсутствие кондиционера чувствовалось. Но при этом ничего нигде не щелкало, не трещало и не скрипело. "Тыдынь-тыдынь" - тоже не было, так как весь путь до Котласа теперь бесстыковой. Немного грустно, так как звуки "тыдынь-тыдынь" создавали неповторимую железнодорожную романтику.
После станции Коноша нет контактной сети. Поезд везет тепловоз, а проводники вручную топят котел углем. Над вагонами поднимается клубами дым и стоит запах угля -
Наша цель была поездка в Великий Устюг. Как оказалось ближайшая к нему станция не Котлас, а Ядриха, которую поезд проезжает за час до Котласа -
Те кто знал выходили в Ядрихе. Хоть и стоянка там была 2 минуты поезд стоял столько сколько нужно было, чтобы все успели спокойно выйти. В Ядрихе на машинах и автобусах встречали прямо напротив вагона -
За Ядрихой мы проехали по мосту над Северной Двиной -
Река Северная Двина
и остановились на первой станции Котласа - Котлас-узловой -
Дальше поезд изменил направление движение и мы поехали как бы "назад". А вот и цель Котлас-Южный -
Здесь поезд стоит больше часа и отцепляются вагоны, которые следуют только до Котласа.
Время прибытия в Котлас утром в районе 10 часов, что очень удобно. Мы смогли выспаться в поезде.
Поездка в современном вагоне обратно
Через 5 дней мы этим же поездом вернулись в Москву. Отправление из Котласа было в 8 вечера -
Причем поезд прибыл в 7 вечера и стоял целый час!
На станции проводилось тех обслуживание. Проводники топили углем вагоны. В Котласе нет контактной сети, хотя это достаточно крупная станция -
Наш вагон внешне хоть и выглядел таким же серым внутри оказался другим -
Это был более современный российский вагон внутри, отделанный светлым пластиком -
В нем уже были биотуалеты и никаких санитарных зон не было -
Чтобы понять занят туалет или свободен достаточно было просто выйти в коридор -
Здесь также показывали и температуру в вагоне. Было прохладно -
В купе тоже все в белом пластике -
И напротив каждой полки розетки для зарядки телефонов -
В современном мире без этого уже никак.
Но при всех плюсах современного вагона выяснился и главный его минус - постоянный скрип, скрежет, щелканье пластиковых деталей купе. Поезд качает и постоянно, что-то обо что-то трется скрипит, трещит и щелкает. Звук противный и громкий. В результате никому не удалось нормально выспаться.
Все-таки старый немецкий вагон оказался куда комфортнее нового в этом плане.
Тем не менее мы довольны поездкой. Обслуживание в РЖД сейчас гораздо лучше для пассажиров чем в СССР или 90-е!
Я рекомендую этот поезд, но с учетом того, что обратно выспаться не удалось максимально оценить его не могу. С другой стороны, что еще можно ожидать от поезда на маршруте Москва-Воркута. Это же непопулярный маршрут.
Что касается работы проводников - здесь все на высшем уровне! Своевременно проводилась уборка, проводники всегда приходили на помощь если возникали вопросы. В поезде "туда" с нами в вагоне ехал начальник поезда. Он также спокойно и вежливо общался с пассажирами.
Что то я давно на поездах дальнего следования не ездила, прям будто прокатилась по России, а не отзыв прочитала!) Спасибо!
Кстати, впервые вижу железный мост между вагоном и перроном. Увы, такое к электричке не приделаешь. Недавно на элке ехала, так мало того что спрыгивать с больной ногой страшно, так перрон еще с горкой льда был, и я чуть на рельсы обратно не скатилась
К сожалению к электричке не приделаешь. Еще и проблема в том, что часто платформы низкие. Зимой все снегом и льдом покрывается. Действительно травмоопасно.
А меня больше удивило, что за Коношей нет контактной сети и проводники реально углем топят вагоны. Вот уж адский труд. Мы то вышли в Котласе, но дальше до Воркуты поезд еще сутки идет!
Нет, защита была. Были предусмотрены толстые синтетические канаты-бечевки (как у альпинистов) с крючками на конце. Их вставляли в специальный паз багажной полки с одной стороны, с другой стороны в паз своей полки. Получалась страховочная сетка. Эти веревки хранились у проводника, нужно было только попросить.
Вспомнил! Точно. Такое было. Но люди в большинстве об этом не знали. Нигде не было об этом написано. Проводник не говорил. Вот сколько помню поездок наверное от силы пару раз видел такие ремни. Хотя действительно получается конструкцией вагона они были предусмотрены.
В старых вагонах много чего было предусмотрено. На боковых стенках купе/плацкарта мягкие полки (которые под спину) снимались, соединялись между собой и соединялись с горизонтальными спальными полками. Получалось одно большое лежачее место - так обычный вагон превращался в санитарный вагон на случай военных действий.
Какая же ностальгия... Ездила в таких в детстве. Они не сильно хуже более новых. Даже чем-то уютнее сами купе, а вот туалет мне такой не очень нравится, вообще не люблю туалеты в поездах)
Это вагоны Аммендорф. Производства ГДР. Их скоро только в музеях можно будет увидеть. Они, действительно, вызывают ностальгию по детству. Они лучше новых. Но, конечно, в них нет ни биотуалета, ни розеток в каждом купе. Зато атмосфера в них своя особенная) Они реально уютнее, чем современные.