Самые напряженные, насыщенные. захватывающие страницы романа "Щегол" - это его первая часть. Трагический день, когда тринадцатилетний подросток Тео навсегда оставил позади привычную жизнь, пусть не слишком обеспеченную, полную мелких и крупных неприятностей, ну, как и у всех людей, но зато домашнюю, под крылышком такой любящей и любимой матери, - этот день описан просто потрясающе. Взрыв, произошедший в музейном зале, где к своему несчастью оказались мать с сыном, - разделил жизнь Тео на две части, "до" и "после", и потом эти части уже никогда не срослись. Все, что происходило потом, несло на себе последствия трагедии, произошедшей в музее.
Не то чтобы дальше в романе не происходит ничего интересного. Напротив, поворотов сюжета предостаточно, но они не прописаны так живописно, и не производят такого впечатления, хотя почти постоянно речь идет о жизни и смерти.
Тео получился не слишком выразительным героем, бледноватым, вялым каким-то. Да и другие действующие лица "Щегла" тоже частенько неубедительны. Роман длинный, очень многословный, отдельные эпизоды и диалоги кажутся лишними. Донне Тартт, автору романа, конечно, есть что сказать людям, но она не всегда внятно выражается.
У меня осталось впечатление, что роман больше обещает, чем дает в действительности. Он интересен, во всяком случае не возникает желания бросить его на середине, совсем наоборот. Но мне кажется, что идея, сюжет, здесь гораздо удачнее, чем само произведение. Самый интересный и удачный персонаж - это картина, давшая название роману. Она получилась более одушевленной, живой, вызывающей сочувствие, чем Тео и другие герои книги.
Авторский стиль смогут по-настоящему оценить только те, кто сможет прочитать роман в подлиннике. Я могу судить только по переводу, и он мне не очень понравился. Местами неплохой, а иногда производит впечатление, что делался в спешке.