18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) (ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ АРХИПОВОЙ АЛЕКСАНДРОЙ СЕРГЕЕВНОЙ, СОДЕРЖАЩИМСЯ В РЕЕСТРЕ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА АРХИПОВОЙ АЛЕКСАНДРЫ СЕРГЕЕВНЫ, СОДЕРЖАЩЕГОСЯ В РЕЕСТРЕ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ.
Всем привет. Я продолжаю читать самый разный нон-фикшен, и сегодня расскажу читателям и читательницам этого отзыва об очередной весьма любопытной книге, которая стала одной из моих самых любимых книг в жанре.
Прежде чем начать этот отзыв, небольшой дисклеймер. Так как сейчас мы живём в крайне нестабильное время, когда чувства людей и эмоции обострены в той или иной степени, и порой особенно остро воспринимаются нападки на "прекрасное прошлое", я обязана сказать кое-что по этой теме. Эта рецензия не имеет цели задеть чьи-либо чувства или очернить СССР и советскую жизнь, но вместе с тем не имеет цели каким-либо образом романтизировать Советский Союз. Я стараюсь рассказать об этой книге (её описание и суть я изложу ниже) максимально объективно и наиболее приближенно к самому тексту, в котором СССР также не романтизировался и не очернялся. Но также прошу воздержаться от чтения этого текста (так как ниже написанное может задеть ваши чувства) людей, которые склонны размышлять в ключе "репрессий и голода не существовало, это все выдумки" (такие люди существуют практически во всех возрастных группах) и тому подобное. Моё мнение по этому вопросу иное, но каким-либо образом спорить с вами или переубеждать вас я не собираюсь - это ваша точка зрения, ваше право, куда я вмешиваться не могу.
Фух, дисклеймер окончен. А теперь, собственно говоря, про книгу. "Опасные советские вещи. Городские легенды и страхи в СССР" - это большой труд про то, что такое городские легенды вообще, как они появляются, зачем они нужны, и какие конкретные сюжеты, подходящие под характеристики городских легенд, бытовали в СССР в различные периоды. Ниже я буду приводить примеры подобных легенд, но важно заметить то, что даже если вы жили в СССР, тот или иной сюжет все равно может быть вам незнакомен: например, есть городские легенды, которые были популярны только в определённый период среди определенных групп населения (например, дисседентская среда 1970-х или школьники 1980-х). Также немало сюжетов, возникновение и популярность которых напрямую зависело от территории. Например, страшилки про заражённые вшами и клещами импортные джинсы с целью уничтожения населения СССР, были крайне не актуальны в портовых городах, куда могли плавать корабли из других стран, и, поскольку, жители таких городов были прекрасно знакомы с импортной продукцией, то подобного рода истории были попросту бессмысленны. Поэтому, даже если вы не сталкивались (и при этом жили в СССР, конечно же) ни с одной из легенд, рассказанных мной ниже, то это ещё не значит, что такой истории в принципе не существовало, а авторши книги что-то выдумали.
К слову, цитата о том, что же такое городская легенда в принципе:
Городская легенда — современная разновидность легенды (мифа): короткая и на первый взгляд правдоподобная, хотя обычно не соответствующая действительности история, опирающаяся на современную техническую и общественную реальность.
А теперь предлагаю поподробнее разобрать, что же такое "городская легенда" в принципе. Итак, это фактически разновидность некоего фольклора, только свойственная для жителей и жительница городов. Отличается от деревенского фольклора тем, что очень редко когда в городских легенда присутствует что-то сверхъестественное (тогда как деревенские страшилки, в большинстве своём, крутятся вокруг потустороннего, будь то русалки, лешие, кикиморы. Даже если в деревенском фольклоре присутствуют истории о реальных людях, то обычно они так или иначе связаны с чем-то сверхъестественным: например, историю про ведьму бабу Марусю, или про оборотня дела Василия). Обычно городская легенда - правдоподобная история, претендующая на некую достоверность. Например, байка про маньяка, который убивает только женщин в красном (в книге подобно разбирается эта легенда). Никто такого маньяка никогда не видел, но все боятся и опасаются его. В городских легендах главные злодеи и злодейки - не выдуманные русалки, болотницы и водяные, а вполне реальные люди, которые могут жить с вами в одном подъезде, работать на одной работе или даже проживать в одной квартире, а вы и не догадывайтесь об этом.
Но как и почему появляются истории, наподобие баке про отравленные иностранцами и иностранками жвачки в преддверии Московской летней олимпиады 1980-го года? Причины появления разных городских легенд варьируется от варианта с "агитлегендой" - специально запущенным фейком от представителей советской власти (причём, нередки случаи, когда сами же представители и представительницы власти начинают верить в подобного рода истории). Вышепривиденный пример про иностранные жвачки является как раз именно такой "агитлегендой". Зачем власти надо было распространять эту историю? Во-первых, наш конкретный пример с байкой про отравленные жвачки отражает стремление властей сохранить престиж СССР на мировой арене. Нам всем известно, что многие советские люди всячески романтизировали и возвышали все иностранное. Обладание какой-либо импортной вещью сразу же повышало статус для таких людей. И, конечно же, подобные личности бы с удовольствием встали в огромные очереди за иностранными подарками (а дети - за жвачками). И тут властям, которые создавали образ СССР, как страны процветающего коммунизма, было необходимо каким-либо образом не допустить "позорное попрашайничество у иностранцев", поэтому были расспространены и придуманы истории про опасность иностранных подарков.
Помимо агитлегенд существуют и другие типы городских баек: например, городские легенды, проявляющиеся как некий "антистресс" для общества. В книге был приведён пример с американской городской легендой времен 1970-х годов, суть которой заключилась в том, что некая группа анонимных садистов на Хэллоуин детям раздавала отправленные конфеты
Страх перед этими злодеями в Америке 1970–1980‐х годов был настолько велик, что детский ритуал хождения по домам и выпрашивания сладостей где-то сокращался, где-то отменялся, а в Калифорнии и Северной Каролине мешки с лакомствами, предназначенными для раздачи детям на Хэллоуин, даже проверяли с помощью рентгеновских лучей. Авторы исследования указывают на то, что легенда становится популярной в США в конце 1960‐х — начале 1970‐х годов, когда Америка переживала непопулярную войну во Вьетнаме, в стране происходили студенческие волнения, демонстрации и бунты в гетто, американцы столкнулись с новыми субкультурами и проблемой наркомании, и в это же время происходило разрушение традиционных для «одноэтажной Америки» соседских сообществ. Смутная тревога за детей, которые могут погибнуть на войне, стать жертвами городской преступности или наркоманами, соединилась с чувством утраты доверия к хорошо знакомым людям и нашла выражение в простом и понятном рассказе об анонимных злодеях, отравляющих детские лакомства на Хэллоуин. Городская легенда, таким образом, представляет собой форму ответа на социальное напряжение, становится альтернативой формулировке социальных требований (тому, что на английском называется claims-making activity): указывая на вымышленную угрозу, легенда помогает обществу справляться с реальной психологической проблемой — с тревогой, которая до появления легенды была неясной и недифференцированной.
В этой книге авторши пытаются максимально по-научному объяснить феномен городских легенд. Язык этой работы довольно тяжёлый. Хотя авторши пытались писать более публицистическим стилем, нежели чем научным, но иногда они все равно уходили в дебри социологическо-антропологических терминов и создавалось чувство, что читаешь чью-то диссертацию, а не нон-фикшен. Но, зато, в самом начале авторши рассказывают про методы исследования, сбора и анализа городских легенд, подробно поясняя и разъясняя каждый метод и способ изучения . Правда, по ходу книги, время от времени авторши сами же себе противоречили: если в начале они говорили, что тот или иной метод исследования плох, то впоследствии могли применять тот самый метод, который до этого критиковали. Например, сказать, что далеко не каждая легенда несёт в себе какой-то символ, и извечный поиск символов - нелучший метод изучения городского фольклора, а затем почти в каждой байке искать какой-то символизм.
Но, в целом, аргументация и обоснованность этой книги меня устраивает. Да, временами авторши сами же путались в методах изучения или уходили в дебри терминологии, но, учитывая то, какой труд (а именно: авторши на протяжении многих лет собирали фольклор времен СССР по соцсетях и другим источникам, проводили опросы и анализ информации) стоит за этой книгой, эти недостатки вполне простительно и совершено не портят общее впечатление от книги. К слову, основная тема этой работы - городские легенды СССР, но были примеры и баек из США (дабы наглядно проиллюстрировать какие-то авторские предположения), и из Германии, и из Англии. Часто городские легенды из других стран приводились как примеры взаимосвязи баек различных государств: что в СССР, что в Великобритании, одинаково верили в то, что нацисты специально распространяли по Европе колорадских жуков, которые переносили смертельные болезни. Действительно, такие испытания нацистская Германия проводила, но вот только никакие болезни эти колорадские жуки не смогли распространить, а сумели только навредить полям самой же Германии и распространиться дальше по Европе естественным путем.
Но вернёмся к СССР. Городских легенд в этой стране в самые разные периоды было очень и очень много, особенно во времена сталинских репрессий. Тогда, как вы понимаете, открыто каким-либо образом критиковать власть было попросту опасно, и все настроение общества, обстановка в нем была крайне нестабильной. В столице и более-менее обеспеченных городах панику вызывали то, что "люди куда-то пропадали" (вспоминается начало романа "Мастер и Маргарита", где рассказывалось про судьбу той самой квартиры до того, как там поселился Берлиоз):
За два года до начала действия романа из «нехорошей квартиры» за неделю загадочным образом исчезли пять жильцов и «корректный милиционер в белых перчатках», зашедший за одним из квартиросъёмщиков.
Все эти герои и героини этого романа пропали не в силу каких-то сверхъественных причин, а из-за самых обычных, для сталинской эпохи обстоятельств - они попали "туда". Никогда лагеря и ГУЛАГи напрямую, в тридцатые годы, в быту, люди не называли. Всё скрывалось за эвфемизмом "там", "туда". И из-за этого таинственного "там" рождались множество легенд, одни из самых распространенных - истории про "Черную Марусю" - служебную машину сотрудников НКВД, ту самую, которая забирала людей "туда".
Например, истории про то, что "Чёрные Маруси" - машины Берии, которые специально ездили по Москве в поисках красивых девушек для Берии. Я сама эту легенду слышала от мамы, да и видела пару раз комментарии в интернете о том, что Берия был этаким маньяком. В книге авторши это не то, чтобы опровергают (скорее так: касательно возможных баек о том, что Берия был извращенным маньяком, поэтому девушкам лучше по возможности не выходить на улицы, авторши книги настроены в целом скептично, так как у нас нет прямых доказательств этого, хотя, при этом, опровержения данных фактов у нас тоже нет), но рассматривают подобные истории с точки зрения городского фольклора, напрямую не отвечая на вопрос, а могло ли это быть на самом деле. Если же с большинством городских историй авторши книги более-менее однозначно утверждали, происходило ли это на самом деле, то тут такого ответа не было - причиной тому служит крайне запутанная личная жизнь самого Берии и отсутствие многих документов той эпохи рассекреченными. У меня у самой по этой конкретной городской легенде такая же неодназначная позиция.
Помимо вышепривиденного сюжета про "Черную Марусю" в разные периоды развития советской истории бытовало несколько схожих историй: позднее, в 70-е годы, появилась байка о "неизвестной чёрной машине", которая, в отличие от истории про "столичный автомобиль Берии", разъезжала по самым разным городам СССР. Суть этой легенды заключалась в том, что по городам Союза разъезжает некая Чёрная Волга, вместо номера у которой надпись "сзд" (расшифровка: "смерть советским детям") и после встречи с которой дети бесследно пропадают. Истории об этой машине стали причиной того, почему многие советские школьники и школьницы панически боялись черных машин и убегали при малейшей вероятности встречи с автомобилем этого цвета. Откуда взялась такая машина с такими номерами и почему она так сильно напоминает "Черную Марусю" легенда не объясняет.
Но вернёмся к байкам сталинской эпохи. Истории про "чёрных Марусь" были популярны в основном в столице или более-менее обеспеченных городах, тогда как в других частях страны, где зверствовал голод, ходили совсем другие слухи и истории. Несложно догадаться, что это были городские легенды на тему каннибалов - людях, которые в период голода совсем потеряли всякого рода человеческий облик и стали есть собственных родственников и родственниц, соседей и соседок. Что крайне интересно, так это факт того, что практически в любой культуре в тот или иной период (зачастую, это была какая-либо тяжёлая историческая эпоха, когда, как в вышеназванном примере, зверствовал голод или шла война) возникали слухи и легенды о каннибалах. Зачастую, кстати говоря, никаких каннибалов, не смотря на очевидные проблемы с продуктами, в принципе не было, но городская легенда рождалась по причине общественной паники и страха.
Из интересных легенд также выделю истории про "красную плёнку" - специальную фото-плёнку, через которую можно было увидеть людей голыми. Эта байка была чрезмерно популярна среди советских школьников 1980-х годов. В книге авторши подробно рассуждают и объясняют, откуда и почему такой странный для СССР мог появиться и почему эта легенда отражала страхи не самих детей, а их родителей или даже бабушек/дедушек. Казалось бы, эта "красная плёнка" - не более чем глупая шутка подростков, но на деле за этой байкой стоит куда более интересная и глубокая история, чем кажется на первый взгляд.
Советский Союз был страной, где гражданам и гражданкам всегда казалось, что за ними кто-то следит, кто-то наблюдает или подслушивает. Что этот кто-то всегда имеет некую невидимую власть над людьми и способен видеть все, даже самое постыдное. И красная плёнка прямое отражение этих страхов советских граждан и гражданок. Возможность увидеть людей без одежды дают обладателю или обладательнице этой плёнки некую власть над окружающими, даже над возможными представителями власти, что как бы компенсирует постоянное чувство советского человека, что за ним кто-то наблюдает.
Подводя итоги всего вышесказанного, скажу, что при всем разнообразии и интереса сюжетов городских легенд, считаю их злом для общества. Да, порой городские легенды действуют, как некий антистресс, но как же плохи должны быть дела в этом социуме, чтобы он начал придумывать себе байки, призванные замаскировать те или иные проблемы. Городские легенды в моем понимании - вещь очень и очень вредная. Некоторые городские легенды (будь то слухи о неких маньяках-потрошителях) способны породить реальные жертвы: вплоть до того, что подростки, наслушавшиеся от взрослых историй про маньяков, впечатляться и начнут сами убивать, возмнив себя теми самими маньяками из городской легенды (в США случилась реальная похожая история). Да и плюс очень часто городские легенды способны порождать общественную панику и плодить разного рода конспирологию, которая не менее вредна. Напрмер, неким результата сталинского "дела врачей" стал резкий рост недоверия к врачам и конспирологию в духе "все врачи - отравители и вредители".
В книге авторши не осуждают городские легенды, ведь по их мнению возникновение фольклора естественно для любого общества, и я с ними в этом согласна, но при этом, как вы заметили выше, не приемлю городские легенды. Для меня подобного рода фольклор - то, что надо искоренить. Городские легенды несут пользу, разве что, для властей, использующих агитлегенды в своих целях и для исследователей и исследовательниц этого фольклора, для остальных городские легенды, как по мне, вещь крайне вредная. Подобного рода байки - вещь, к которой, к сожалению, нет абсолютного иммунитета ни у кого: одинаково в истории про иглы в иностранной жвачке могут верить как академики, так и малообразованные рабочие. Поэтому я считаю крайне важным говорить о подобного рода легендах, чтобы люди могли вычислять такие истории и знать, что скорее всего это, пускай и правдоподобная, но, как правило, придуманная история, похожая на реальность, но не более того.
В заключение, скажу, что читая эту книгу, у меня в голове очень часто проносилась мысль о том, что все эти сюжеты советских городских легенд мне что-то очень сильно напоминают. В особенности, это относится ко многим агитлегендам тех лет. Я поняла, что же мне напоминают все эти байки: городские легенды современной России. У меня даже возникло ощущение, что страна будто бы и не менялась совсем: даже байки очень похожи, методы их распространения (ладно, в СССР интернета не было, но так способы распространения легенд безумно схожи). И, что самое главное, темы историй и их направленность безумно схожи. Нередко, при чтении этого текста, я вспоминала какие-то современные байки (конкретных примеров я не дам, иначе я рискую перейти ту самую тонкую грань в плане возможной политики в отзыве) подозрительно похожие на советские истории.
Мой вердикт по этой книге - 5/5, рекомендую. Работа очень незаурядная и интересная, порождающая множество мыслей.
Всем спасибо, за внимание, если вам понравился этот отзыв, прошу поставить лайк и почитать мои другие рецензии на книги в жанре нон-фикшен:
В любом социуме и стране городские легенды есть всегда. В отзыве я приводила пример с той же историей про "маньяка-Берию", которая жива до сих пор. Аналогичное относится к легендам о библиотеке Ивана Грозного, Кыштымском карлике и другим подобным историям. В интернете список городских легенд соверемнной России довольно большой, где-то ещё до сих пор и в истории про "Черную Марусю" верят.
Не. У нас в Москве в СССР другие старишилки были Мосгаз, Фишер. Но это реально было. Из фантастики иглы с ядом в импортных джинсах и светящиеся в темноте китайские ковры. Там якобы Мао Дзедун в гробу светился.