Хочу оставить свой отзыв о моей любимой дороге - федеральной трассе М4 "Дон". Звучит странно "любимая дорога", но это действительно так, потому что для меня это дорога к морю и солнцу. По которой мы с семьёй проехали уже с десяток раз и в обе стороны. Ездили мы по этой трассе и в Воронеж и в Москву. В общем, рассказать есть что.
Но для начала немного фактажа о трассе
Её общая протяженность более 1500 тысяч километров. Не самая протяженная трасса в России, но очень востребованная.
Берет свое начало в Москве и проходит через 7 регионов
Московская область
Тульская область
Липецкая область
Воронежская область
Ростовская область
Краснодарский край
Адыгея
И по всей протяженности 12 платных участков. По сути, больше половины трассы платная. Но об этом подробнее расскажу дальше.
Мы выезжаем на эту трассу в Ростовской области из Каменск-Шахтинского, по примыкающей к ней трассе. И разница между трассами заметна сразу, на М4 лучше все, от покрытия и до разметки/указателей и т.д. Но и недостатков своих хватает.
Покрытие дороги, во всех направлениях б большей степени нормальное. Да, есть кое какие проблемы, но они все понятны, учитывая такую огромную транспортную нагрузку на дорогу.
Стоит проехаться хотя бы немного, чтобы понимать масштабы этой самой нагрузки. Транспорта полно в любое время суток, и из всего транспорта наверно процентов 30 крупногабарит.
Кстати, мне очень страшно всегда когда эти огромные машины проезжают мимо, или приходится их обгонять. Я этот момент переживаю прямо с замиранием сердца.
Что раздражает и создаёт много неудобств на дороге, так это нескончаемые дорожные работы. Где то делают латочный ремонт, где то полностью перестилают по новой дорожное покрытие. Но самое неудобное, это в местах, где строят новые дорожные развязки. Это все создаёт нехилые такие пробки, и совсем неудобно стоять или медленно волочиться по трассе, а особенно когда тебе впереди предстоит ещё проехать много километров. Просто потеря времени.
Но строительство и ремонт дорог, это все же хорошо, хотя и неудобно со стороны пользователя дороги. Но хуже было бы, если бы не делалось ничего.
Но, вспоминая, нашу поездку в Москву в 2014 году, я вздрагиваю. Когда на участке дороги в Воронежской области мы проехали 100 километров за 6! 6, Карл! Часов!
Была просто многокилометровая пробка из-за ремонтных работ. Можете себе представить с какой скоростью мы двигались. Ползли, одним словом. А долгие пробки выматывают больше чем проделанные много сотен километров дороги. А особенно, когда твой автомобиль на механике. Думаю, владельцы механики меня поймут.
Местами не хватает освещения дороги, ночью сложновато. Отражаемая дорожная разметка, конечно частично компенсирует отсутствие освещения. А ещё есть всякие отражаемые элементы вдоль дороги, но все же.
А о пробках на подъезде к морю в курортный сезон вообще можно слагать легенды. Обычно, начинается эта беда в Горячем ключе. Огромное количество автомобилей, опять же процентов 30 из них крупногабарит, солнцепек (если ехать днём), многие машины закипают, запах тосола, бензина, выхлопа, раскаленного асфальта и резины. То ещё удовольствие.
Но тут проблема в сужении трассы, и если хотя бы малейшие ремонтные работы или ДТП, или даже просто перегруженность дороги (слишком много транспорта), то пиши пропало.
Самое интересное, что подгадать время, когда будет меньше концентрация транспорта и соответственно меньше пробок и времени у пути, практически невозможно. Мы честно пытались подгадать момент, когда лучше выезжать, но не угадаешь, как ни старайся хоть немного да придется постоять.
А ещё перед съездом на более узкую часть дороги (ближе к курортным городам и посёлкам), я советую хорошенько запастись топливом, не ехать на последних каплях, потому что заправить автомобиль вам будет просто негде. А сколько вы простоите в пробке неизвестно.
Ну и вода, запасайтесь водой, её также купить будет негде.
Ехать по М4 Дон за рулём я боюсь. Честно, пыталась. Но для меня, как водителя с небольшим стажем, такая дорога очень сложна. Казалось бы, трасса, едь себе по прямой да и всё.
Но я боюсь не самой дороги и не своих возможностей, а других автомобилей.
Потому что гоняют здесь, мама не горюй. И каждый пытается обогнать, ускориться. Бесконечно перестраиваются. А ещё если рядом проезжает крупногабаритный транспорт. Это для меня всё. Не говоря уже о том, если приходится обогнать крупногабарит. Мне всегда почему то кажется, что он вот вот свалится в мою сторону.
На самых опасных участках, установлены серьёзные отбойники и разделители между встречными полосами. Но всё же.
Для начинающего водителя это опасная дорога. Поэтому я больше доверяю мужу, у него стажа уже много, и водитель он хороший.
О платных участках дороги. В этом 2021 году, платные участки меня разочаровали. Ведь, логика какая. Я плачу за дорогу, как за услугу, то есть эту услугу я должна получить в надлежащем виде.
Но дорога в этом году в большей своей части находилась в состоянии ремонта. И ехать по ней беспрепятственно было сложновато. Во первых покрытие во многих местах было в не лучшем состоянии. Во вторых, куча ограничительных знаков. И третье, опять же много пробок по которым пришлось волочиться. Ну ребята, так не должно быть.
Можно сказать, что я плачу на перспективу, чтобы дорога была лучше. Но мы по ней ездим один раз в год, и боюсь, что к следующему году я опять получу её не в лучшем виде.
В этом году в обе стороны, с разницей в неделю, мы ехали по всё той же ремонтируемой дороге.
Для оплаты установлены терминалы на дороге.
Транспортеры Т-pass.
Оплачивать можно наличными или бесконтактно с помощью специальной системы. Советую быть внимательным и обращать внимание на терминал, в который будете заезжать.
Мы оплачиваем наличными, и для этого есть соответствующие терминалы, обозначенные сверху светящейся картинкой руки с монетками. Но как то раз мы заехали в бесконтактный терминал, пришлось возвращаться. А выехать из него очень сложно, когда тебя сзади уже подперло огромное множество автомобилей.
Оплата за пользование на разных терминалах разная. И даже на одном и том же терминале может отличаться в зависимости от времени суток, дня недели и даже сезона. Вся информация о стоимости есть на сайте автодора, и даже в Википедии. Но я бы не стала планировать поездку на определенное время и день, исходя из экономии на проезде платных участков. Сэкономит там можно разве что какие то копейки.
Платные участки можно обойти, свернув перед ними на другую трассу. Об этом есть указатели вдоль дороги. Но мне лучше оплатить платный участок и спокойно и быстро проехать, а не кружить по объездным.
Как то раз мы свернули и поехали через Тимашевск, не ради экономии, а потому что так нас повел тупой навигатор. В итоге, по времени мы ехали ещё дольше.
Кстати, о навигаторе. Я рекомендую включить его перед поездкой и на всякий случай загрузить оффлайн карту, на случай если интернет не будет работать. (А связь на трассе периодически лажает.)
Вроди бы всё понятно, трасса да и трасса, едь не сворачивая. Но, на самом деле, будет много развязок, круговые движения, съезды, там где будет нужна помощь и подсказка от навигатора. Как то мы едва не уехали в Чечню, потому что не пользовались навигатором и на развилке ушли не в ту сторону.
Но всё равно следите за навигатором, чтобы он четко вел вас по М4, потому что периодически они все таки грешат и предлагают куда то съехать, объехать какой то участок дороги.
А ещё навигатор предупреждает о камерах на дороге впереди маршрута.
Хотя, на дороге везде есть указатели и если за ними внимательно следить, то ошибиться, в принципе, сложно. Но на это нужно ещё отвлекать внимание, которое очень нужно, чтобы следить за дорогой, маневрами, другими автомобилями и т.д. Навигатор все подсказывает, особенно если включить звук, то намного удобнее.
О камерах на дороге.
Их обилие поражает. Только только проехал одну камеру, начинаешь набирать скорость, как тут уже впереди камера и снова приходится снижать скорость до положенной. А сейчас ещё появилась система, которая вычисляет скорость между камерами. Не знаю как это работает, штрафов за превышение мы пока не получали, стараемся ехать по разрешенке, иначе поездка обойдется круто дорого.
Например, нашим соседям по гостевому дому пришло штрафов почти на 8 тысяч за превышение скорости.
На дороге есть указатели, что впереди вас ждёт камера. Но почему то они не всегда правдивы. Заметили, что много где стоит указатель, снижает скорость, а камеры в итоге нет. И наоборот, кое где камеры установлены без предупреждения.
В основном на всех мостах над дорогой и крупных указателях, установлены камеры.
Но есть и поодиноко стоящие камеры на столбиках.
Об ограничениях скорости как раз стоит сказать в тему камер. Временами они ну просто нелепые.
Ну вот, скажите мне, для чего нужно ограничение скорости 60-70 км в час на участке дороги вне населенного пункта, где нет никаких развязок, съездов и других проблемных моментов. Грубо говоря, в чистом полюшке по трассе ты должен волочиться со скоростью с которой можешь ездить и в пределах города. И это, прошу заметить, на платном участке трассы. Ну дайте то хоть 90 поехать.
Вопрос риторический и совершенно необъяснимый, без ответа.
Конечно, мало кто соблюдает скоростной режим. Все жмут по максимуму, потому что путь долгий, хочется проехать его быстрее. Я не сторонник нарушения правил, и особенно скоростного режима. Но ограничения должны быть обоснованными.
А ещё тут просто множество временных ограничительных знаков, которые поставили во время ремонта дороги, но вот беда, наверное забыли убрать после окончания того самого ремонта.
В итоге, новая отремонтированная дорога, а ты должен ехать со скоростью не более 50.
ГИБДД. Тут я не хочу вдаваться в подробности, и в целом уважаю представителей закона. Но хочу предупредить, чтобы вы были очень внимательны на ростовском участке дороги, особенно в Аксае и Батайске, и не нарушайте даже мало мальски ПДД. Иначе вы познакомитесь с ростовскими сотрудниками ГИБДД, и уверена, знакомство для вас не будет особо приятным.
Дорожная служба или дорожные комиссары на платном участке дороги.
Вот кто удивил! Расскажу вам нашу курьезную историю знакомства с комиссаром.
Путешествуем мы с детьми, а это предполагает всякие непредвиденные ситуации. Так и в этом году, нам пришлось остановиться в месте, где останавливаться нельзя, потому что ребенку приспичило сию же секунду посидеть на горшке.
Остановились мы на обочине, усадили ребенка на горшок, и буквально через несколько минут подъезжает спец автомобиль и становится за нашим, включает световые сигналы.
Ну, думаем, всё, приехали. Сейчас какой нибудь штраф нам выпишут и все дела. Но из автомобиля никто не выходит. Муж подошёл к автомобилю. Комиссар сказал, что останавливаться на этом участке запрещено, но он увидел, что у нас ребенок на горшке. Остановился он для того, чтобы подтвердить, что мы остановились по весомой причине, а не просто передохнуть. Конечно, причина значимая, ещё бы, это же горшок.
Ребенок ещё, как на зло, решил подольше посидеть. Видимо понравилось в открытом полюшке под Краснодаром. И сколько мы стояли, столько и за нами стоял автомобиль комиссара.
Кстати, для отдыха есть специальные участки. Но на них мы никогда не останавливались. Если охота размяться или передохнуть, останавливаемся на автозаправках, или на стоянках с магазинами/отелями/сто. Благо, и заправок и стоянок тут предостаточно.
И на каждой можно перекусить, выпить кофе, сходить в туалет, купить что то необходимое.
Кофе в дороге это вообще для меня ритуал и отдельный вид кайфа.
Очень я люблю все эти остановки на размяться и попить кофе. Но стараемся на долго такие остановки не растягивать, потому что это всё время.
Хотя, однажды мы даже останавливались на стоянке и спали в автомобиле, потому что дорога была очень загружена, долго долго мы ехали, усталость накатила жуткая, решили немного вздремнуть и набраться сил, чтобы ехать дальше.
А ещё я очень люблю всякие ярмарочные стоянки на кубанском участке дороги. Чего там только не продают. Всевозможные фрукты, овощи, ягоды, орехи, мёд. А ещё и промысловые и всякие народно-творческие товары. Можно найти очень интересные штуки для себя.
А ещё М4 это потрясающие виды. Стоит ли говорить как красиво вблизи курортных городов. В том же Горячем ключе, вокруг горы и лес. Даже времяпровождение в пробке немного скрашивает.
Жаль, не сделала фото, чтобы показать всю эту красоту. Но, честно, я думала, что там уже не М4, поэтому и не снимала. Муж потом долго надо мной смеялся.
Но не только на подъезде к курортам красиво, на самом деле. Какие красивые стройные леса вдоль дороги в Липецкой и Воронежской областях. Бескрайние красочные поля Ростовской области и Краснодарском крае, с подсолнухами, пшеницей или просто ярко-зеленые.
А ещё рукотворные красивые пейзажи. Например, мне безумно нравится храм на берегу водоема практически полностью укрытого кувшинками. Это нереально красиво и атмосферно. Если не ошибаюсь, это в Краснодарском крае.
И ещё одно из атмосферных - ветряки.
Эти нереальные великаны. Меня они манят и завораживают своим видом и мощью.
Каждый раз, поездка по М4 для меня как интересное приключение.
Не рекомендовать трассу М4 Дон невозможно, потому что альтернативы ей нет. Рекомендую.