Я считаю, что именно такие книги нужно включать в школьную программу. Или просто читать. Причём читать лет в 14-16, тогда, когда происходит становление личности, когда основательно закладываются понятия о жизни и о том, какие сюрпризы она порой преподносит и какие коленца выкидывает.
Да, именно такие книги надо читать. Зачем? Да для того, чтобы понять: иногда бывают такие ситуации, когда судить по стандартной схеме «виновен/не виновен» просто-напросто нельзя. И для того, чтобы раз и навсегда сделать себе прививку – прививку от ложных ценностей, ведь болезнь, которую они могут вызвать, не просто опасна, а порой смертельно губительна.
Почему я так считаю? Почему придерживаюсь именно такого мнения? Потому что классика актуальна всегда и то, что случилось сто лет назад, вполне может и произойти и в наше время. Нельзя отрицать того, что «Американская трагедия» потому и имеет такое название, что могла произойти только в США. Ведь и сам Теодор Драйзер долго работал над названием своего произведения, стараясь отразить в нём главную суть.
Но времена меняются и что же мы видим теперь?.. Американская трагедия становится не просто американской, она может произойти в любом месте и в любое время, когда во всём мире материальные ценности ставятся превыше всего. И кем бы человек ни был по природе своей, он в любом случае – социальный продукт, а это значит, что общество всегда влияло и будет влиять на него. А потому, веря в американскую мечту и во всё, что с нею связано, так легко оказаться на краю пропасти под названием «трагедия».
О чём роман «Американская трагедия»?
Клайд Грифитс, «средний молодой американец с типично американским взглядом на жизнь», племянник богатого ликургского фабриканта Сэмюэла Грифитса, стремящийся любой ценой утвердиться в высшем обществе, заводит роман с подругой своей кузины, 17-летней Сондрой Финчли, — богатой наследницей другого местного фабриканта, красивой, избалованной, самовлюблённой представительницей «золотой молодежи» города. Тяготясь продолжающейся любовной связью с простой фабричной работницей Робертой Олден, Клайд решает поставить точку в отношениях с нею одним ударом – который окажется роковым для него самого…
Казалось бы, нет ничего предосудительного в желании улучшить своё материальное положение, разбогатеть, подняться выше по ступеням социальной лестницы, правда, тут есть оговорка – подниматься выше разрешено всем, но только честным образом. Но что делать, когда общество диктует свои правила: богатство принадлежит лучшим мера сего, а материальные ценности – вот то, чем должен обладать каждый успешный человек? Ну а кто ж не хочет быть успешным? И когда рупор общества возвещает это, то ты просто не можешь, ты становишься неспособен отнестись ко всему этому критически, тщательно проанализировать и только потом сделать выводы. И люди верят, люди повально заражаются верой в призрачную американскую мечту. Американскую… но в наше время этой мечтой живут люди всех стран, стараясь не выбиваться из стандартного клише «квартира-дача-машина».
Но желание выдвинуться и зажить лучше само по себе ещё не есть преступление. Преступление происходит, когда это желание переходит все границы, а стремление к материальному благополучию становится манией.
Таким-то преступником и становится главный герой романа Драйзера Клайд Грифитс. Нет, я нисколько не пытаюсь обелить его, объявить невиноватым. Преступление, которое совершает этот молодой человек ужасно, жестоко, его вполне можно назвать двойным преступлением, поэтому найти оправдание такому поступку очень и очень сложно. Но Теодор Драйзер явил свету своё произведение не для того, чтобы в нём было всё однозначно и поэтому, даже перелистнув последнюю страницу этого грандиозного романа, ты так и не можешь ответить на вопрос:виновен ли Клайд? Если бы в жизни всё было так просто! Нет таких ситуаций, когда человек один виноват во всём случившемся. Всегда есть ещё и действия других людей, и обстоятельства, и влияние общества. Именно последнее, как думается мне, и было роковым, решающим во всей этой истории.
Посудите сами, мог ли человек, выросший в бедной семье, где вера в будущее опиралась лишь на веру в Бога, но не на какие-либо свои собственные действия, и прекрасно понимающий, что существует другая жизнь – лучшая, в один прекрасный момент не захотеть вырваться из окружающей его серой обыденности и нищеты? Конечно, это не оправдывает его поступка полностью, но важную роль играет.
Что понравилось мне ещё в этом произведении, так это то, что Драйзер не разделил своих героев на строго положительных и строго отрицательных. Все они разные, все они наделены разными качествами и совершают разные поступки. Главные героини в «Американской трагедии», безусловно, Роберта Олден и Сондра Финчли. И в процессе чтения понимаешь, что ни одну из них нельзя назвать идеальной во всех отношениях, чем порой грешат некоторые авторы, описывая своих героев либо ангелами во плоти, либо отъявленными злодеями и грешниками. Двух этих совершенно разных девушек объединяет лишь то, что обе они в той или иной степени стали жертвой одного и того же мужчины. Но были ли они полностью неповинны в случившемся? Нет, так сказать уж точно нельзя. Что доверчивая Роберта, отдавшая любви всю себя, что легкомысленная Сондра, давшая Клайду поверить, что осуществить свою мечту он сможет легко и припеваючи, причём с её помощью.
Несомненное достоинство романа Теодора Драйзера в том, что он даёт пищу для размышлений. Но нельзя не отметить ещё и тот факт, что история Клайда Грифитса, который хотел счастливым образом перескочить с одной ступеньки социальной лестницы на другую, повыше, изложена ярко, живо, доступным и в то же время красивым языком. Эту книгу приятно читать, если говорить о стиле изложения. Если говорить о том, какие эмоции охватывают тебя в процессе чтения, то тут всё совсем иначе.
Все герои романы живые, они думают, говорят, действуют на страницах книги, и ты ни минуты не сомневаешься, что так оно и было на самом деле. А ведь и действительно было, увы… Не меньше пятнадцати случаев молодых людей, совершивших преступление, оказавшись в положении, подобном положению Клайда Грифитса, подвигли Драйзера на написание этого грандиозного романа. Да, таков печальный факт. И, наверное, потому, что роман был написан в процессе работы с материалами судебного процесса над Честером Джилеттом – молодым человеком, ставшим прототипом драйзеровского героя, читатель верит в происходящее, верит героям. Да и как тут не поверишь?
«Американская трагедия», безусловно, стоит того, чтобы её прочесть. С одной стороны, основная идея произведения предельно ясна – погоня за богатством, материальным благополучием и высоким положением в обществе. Во все времена люди всегда стремились и стремятся к этому, не зря в заголовок своего отзыва я вставила такую цитату из романа. Но какая история разворачивается на фоне этого безудержного, гибельного стремления, не знающего границ! Поистине не история, а трагедия, самая что ни на есть настоящая.
Произведение это тяжёлое и по объёму достаточно внушительное (927 страниц не самого крупного шрифта в моём экземпляре), но читать его рекомендую всем, причём настоятельно. Здесь поднимаются очень важные вопросы, здесь разворачиваются страсти, которые являются плодом наших с вами человеческих слабостей, и после прочтения этого романа вы ещё не раз задумаетесь над главным вопросом этого произведения: «Кто виноват?». Главный герой, главная героиня, общество ли, жизнь ли, обстоятельства ли? А может, все сразу? Так что над этими вопросами придётся очень долго подумать и поразмышлять – уж это я вам точно гарантирую.
==
Другие мои отзывы на художественные произведения, в основе сюжета которых лежит ПРЕСТУПЛЕНИЕ или которые похожи на «Американскую трагедию» своей атмосферой:
Мне кажется, что в школьной программе сейчас творится такой бардак, что можно хвататься за голову. Эта книга достойна для того, чтобы ее изучали и проходили в старших классах, пусть она и объемная.
Читаю сейчас Драйзера.. Его "трилогию желаний" (Финансист. Титан. Стоик). Это произведение тоже очень хочется успеть прочитать..спасибо за отзыв! 😊 Безумно интересно пишет автор, от его книг не оторваться.
Grunez, да уж, бардак это сказано верно, действительно стоящих книг читают и изучают действительно мало(( Поэтому жаль, что многими остаются непрочитанными такие произведения, которые очень и очень поучительны.
Chernenush, для меня "Американская трагедия" стала первым знакомством с Драйзером, теперь заинтересовалась ещё и другими его произведениями (и теми, которые назвали Вы, а ещё романами "Сестра Керри" и "Дженни Герхардт"). И да, полностью согласна, от повествования, которое ведёт автор, невозможно оторваться - настолько всё ярко и реалистично представлено))
Обожаю этот роман! Гениальное творение гениального автора (я фанат Драйзера!).
Американская трагедия становится не просто американской, она может произойти в любом месте и в любое время, когда во всём мире материальные ценности ставятся превыше всего
полностью согласна с этим утверждением. Вообще, мне трудно не согласиться с вашим описанием, все верно и точно, и отражает мое мнение к роману и к персонажу. Вы точно выразили мои мысли 😉 Обязательно перечитаю эту книгу, потому что эта она из моих любимых книг в зарубежной классике.
Эмма_Бовари, очень рада, что наши мнения совпали 😊 . Моё знакомство с Драйзером оказалось удачным, так что с удовольствием примусь за другие его произведения. Начну, пожалуй, с "Дженни Герхардт" - помню Ваш отзыв на этот роман и думаю, что не разочаруюсь 😉 .