Что это за зверь? Что делать, если такое произошло, и как можно избежать таможенного уведомления, поговорим сегодня.
Если вы читаете этот отзыв, значит мы все еще живы и задержанную посылку удалось отстоять, чего и вам тоже желаю. Свое повествование я хочу посветить тем людям, которые заказывают товары на зарубежных сайтах и, подобно мне, не подозревают, какие проблемы могут их подстерегать. Возможно, мой отзыв убережет кого-то от неприятностей, случившихся со мной.
Откровенно говоря, в мои планы совсем не входило писать о таком мамонте как Почта России, и даже о его приложении. Почему? Попросту я наивно полагала, что сервис почты прост как 5 копеек и надежен как швейцарские часы. Я искренне не знала что, кроме удовольствия получения, может повлечь за собой заказанная через почту посылка. Мою уверенность в безотказном сервисе подтверждали десятки доставленных посылок в течение нескольких лет, а пользовалась я услугами почты без малого 10 лет.
Все эти годы взаимодействие с почтой было весьма позитивным, его можно описать несколькими шагами:
- Оформление заказа
- Отслеживание
- Предвкушение
- Радость от получения
В приложении Почты России, равно как и на сайте Почты, есть приятная функция - отслеживания почтовых отправлений. Очень удобно вбить номер отправления в поиск, и система покажет, где сейчас посылка.
Мне, как тревожному человеку, этот сервис был крайне полезен, давая по мимо информации, еще и призрачное ощущение, что я держу всё под контролем. Но есть у приложения и преимущество - оно прекрасно работает вне России, в то время как сайт почты за границей не доступен уже давно, как и многие российские сервисы.
Вопреки слухам о частых потерях мои посылки еще ни разу не терялись, хотя иногда доставлялись дольше месяца, что приносило определенный дискомфорт и тревогу, последний раз это было в период новогодних праздников. Однажды даже пришлось обращаться в поддержку Почты, в ВК есть официальная страница Почты России, специалист очень терпеливо и вежливо отвечал мне, пытаясь помочь. Не знаю, действительно ли мое обращение в поддержку помогло, но спустя пару дней, посылка вновь начала свое движение. Но моя история совершенно о другом.
Сегодня, когда все круги ада позади, я понимаю, что очень сильно рисковала, делая заказы за рубежом, и мне просто везло... но когда-то везение заканчивается.
Многие товары исчезли с полок магазинов России по всем известным причинам. Кто-то ничего не заметил, кто-то огорчился, но без лишних эмоций перешел на товары других производителей, ну а кто-то, подобно мне, панически начал искать варианты покупки этих самых товаров за границей. Заказала раз, заказала два... а там и знакомые стали просить "привезти" что-то для них. Благо у меня есть иностранные карты Казахстана и Узбекистана. И я заказывала, ничего не подозревая.
Моя злосчастная посылка начала отслеживаться 31 января, а 12 февраля уже пришла в Россию. Я была очень довольна скоростью и всякий раз отмечала, что Почта России работает стабильно хорошо. Как вдруг на следующий день 13 февраля в цепочке отслеживаний появилось устрашающее сообщение:
Таможенное оформление - Отказ в выпуске
А следом и новое не менее стрёмное: Таможенное оформление - Направлено с таможенным уведомлением
Словом, если вам пришло такое сообщение, то можете запасаться успокоительным или чем-то покрепче, ибо ничего хорошего оно не сулит. И, конечно, после получения того самого уведомления я начала терроризировать интернет запросами "Посылка с таможенным уведомлением. Что это такое? Что делать?"
Смешно, но оказывается многие люди сталкиваются с подобным, но в широкое поле данный вопрос до сих пор почему-то не вышел, поэтому я решила немного расширить горизонты для тех, кто пока еще "в танке". Во всех прочитанных мною мануалах по необходимым действиям история заканчивалась благополучно, и если бы у меня все получилось также, как у коллег по несчастью, я бы не стала даже писать этот отзыв, но в моем случае всё пошло не по плану.
Что же такое таможенное уведомление?
Если коротко, то это бумага от таможни, которая говорит нам о том, что наша посылка чем-то провинилась перед сотрудниками таможни и ее нужно задекларировать.
Причиной может стать большое количество однотипных предметов в заказе, большой вес, высокая цена. Таможня подозревает, что товар был приобретен для продажи, поэтому хочет устроить свою неприятную экзекуцию. Теоретически, если в посылке до 3 предметов, то всё должно быть хорошо, но, как я узнала позже, например, со смартфонами это не работает, если больше 2, то признают товарной партией, а в некоторых случаях могут признать товарной партией и одну единицу товара. Поэтому на 100% застраховаться, заказывая одну штуку, не получится. Также на решение таможенника может повлиять и история посылок за предыдущие месяцы. И это я еще говорю о товарах, которые не попали под санкции и не являются запрещенными, что будет если товар совсем уж подозрительный, боюсь даже предположить.
По идее посылка не подлежит оплате пошлины, если:
- Стоимость посылки не превышает 1000 евро
- Вес посылки не превышает 31 кг
Моя посылка не нарушала этих границ, но количество товаров внутри очевидно шло в разрез с минимальными цифрами, которые можно трактовать как "для личного пользования".
В нашем случае посылка пришла не в отделение почты, где мы ее ожидали получить, а в центральный главпочтамт. Скажу сразу, что ситуации бывают разные, в некоторых случаях отправление может быть доставлено непосредственно на таможню. Не знаю, отчего это зависит, расскажу о своем варианте развития событий. На почте вместо посылки нам выдали таможенное уведомление и еще несколько бумаг, в том числе и лист с информацией о всех наших посылках за последние полгода, так что если вы вдруг думаете, что эта информация никому не нужна, то зря, они ведут учет по всем товарам, которые проходят через таможню. И этим самым списком сотрудники таможни как бы намекнули нам, что знают, как часто и в каком объеме мы делали заказы ранее.
Перед визитом на таможню требовалось снять копии всех бумаг, полученных на почте, а также копии паспорта и ИНН получателя. Также следовало подготовить информацию о содержимом посылки: это могут быть распечатки подтверждения заказа, скриншоты страницы заказа на сайте, где вы оформляли покупку, фото товара, скриншоты подтверждения оплаты из онлайн банка, короче, лучше больше, чем меньше, так как сколько раз придется еще ездить на таможню, одному Богу известно.
Что ожидает на таможне?
Совсем не хочется утопать в деталях нашего пренеприятного путешествия, куда отправила нас доблестная таможня, тем более, что в каждом конкретном случае действия и результат могут быть разными. Однако, я считаю, будет не верным совсем не коснуться этой темы. Итак, первым делом сотрудник таможни предложил заполнить таможенную пассажирскую декларацию, кроме того потребовалось написать объяснительную, в которой нужно было написать, что конкретно вы заказали, для каких целей будет использоваться содержимое посылки. Лучше переспрашивать у сотрудника, как заполнить вес, как то, как сё... они очень дотошно относятся к деталям, в граммах/килограммах, порядок заполнения здесь очень бюрократизирован. Шаг в право, шаг в лево расстрел. Мы вот не знали, заполнили и не спросили, потому пришлось ехать и заполнять снова.
На первый взгляд, сотрудники показались довольно вежливыми, подсказывали, что и как нужно написать, как заполнить. Нам дали ложное ощущение, что "сейчас все быстро решим, и вы поедите за посылкой". Но, друзья, не обольщайтесь. После заполнения документов так, как порекомендовали таможенники, мы подумали, что вопрос решен, однако не лично, а уже уведомлением на номер телефона пришел запрос с требованием описать расход материала, что и как мы будем использовать, как и в какой срок мы планируем "употребить" посылку. Пришлось ездить туда не один и даже не 2 раза. С каждым новым приездом надежда на благоприятное и бесплатное урегулирование проблемы беспощадно уменьшалась. Кольцо сжималось, процесс доказывания покупки "для личного пользования" превратился в пытку. Мы решили перестать доказывать, что не являемся двугорбыми млекопитающими, и спросили прямо: "Что нам делать?" На что сотрудник таможни сказал, что просто заплатить не получится, добавив: "Ну вы же не будете отрицать, что посылка у вас большая?" Нет, мы с самого начала это не отрицали, непонятно почему нужно было тянуть время и мучать своими удушающими расспросами, словно мы преступники какие-то - мы виноваты были лишь в том, что купили товар на свои деньги, оплатив дорогостоящую доставку в Россию.
Для получения посылки нам необходимо было обратиться к таможенному брокеру, оказалось, он сидел этажом выше над таможней - согласитесь, удобно, и таможенник любезно предоставил контакты этого самого брокера. Рука руку моет.
Прежде, чем подавать таможенную декларацию, требовалось убедиться, что в посылке содержится именно то, что вы заказали. Для этого под видео и фото контролем таможенника производится вскрытие посылки со взвешиванием и фиксацией.
Если вы думаете, что на этом наши приключения закончились, то спешу разочаровать. Пока шли разбирательства с таможней, подошел срок хранения посылки, мы поехали на почту и продлили его. И вот 3 марта приходит уведомление - Срок хранения истек. Выслано обратно отправителю))) Ну просто анекдот какой-то.
Было бы очень смешно, если бы не было так грустно, столько мыкаться, кататься на край света в таможню, на почту, а тут - нате! Между прочим, 3 марта было воскресенье, мы очень испугались, что посылка отправлена обратно, но оказалось, что это просто техническое оповещение, заявление на продление учли, посылка лежит на месте, но, благодаря "прекрасному" сервису оповещений, мы не спали всю ночь. Напрашиваются вопросики к почте, почему нет должной координации? Почему система живет своей жизнью и не знает, что посылку продлили?
В результате для получения посылки мы оплатили услуги брокера и пошлину за свою посылку, все вместе вышло - внимание - 38000 рублей! Вот такая золотая посылка вышла. Больше, конечно, почтой заказывать мы ничего не будем, иначе останемся окончательно без штанов.
Посылка получена!
Как можно избежать таможенного уведомления? И можно ли избежать вообще?В этой части разбора хочу поделиться своими мыслями, но, пожалуйста, учитывайте, что это исключительно мой взгляд, я могу и ошибаться.
Приведу по пунктам - что нужно и что не нужно делать, если не хотите таможенное уведомление:
➖ Не нужно заказывать Почтой России много однотипных товаров в одной посылке. Кто-то дробит, заказывает несколько посылок в течение одного месяца, но и в этом случае есть риск, что посылки объединят на таможне и запросят пошлину сразу за все.
➕ Если есть возможность доставить посылку другим способом - не Почтой России, попробуйте это сделать. При этом помните, EMS - это такая же почта, там все будет по описанному сценарию.
➖ Кстати, если уже пришла посылка с таможенным уведомлением, то варианта "не делать ничего" у вас нет, если вы решите ее не забирать, то на вас наложат штраф.
➕ Перед покупкой внимательно ознакомьтесь с порогами беспошлинного ввоза, не превышайте их.
➕ Если все-таки требуется заказать большое количество товара, можно попробовать оформить доставку на другого получателя или даже на нескольких.
➕ Если вы можете доказать, что посылка для личных нужд, то заранее нужно рассчитать расход, подкрепить свои доказательства паспортами и свидетельствами о рождении. Знаю, что кто-то заказывает вещи для детей, например, 10 джинсов разных размеров, в подобном случае готовьтесь подтвердить каждого получателя джинсов документально.
В завершении скажу, даже если действовать так, как я написала выше, гарантировать, что таможня не задержит ваше отправление, на 100% нельзя. Поэтому я склоняюсь к единственному варианту - не заказывать почтой с иностранных магазинов вовсе. Для меня теперь заказ через почту и вовсе табу.
На таможне мы повстречали еще нескольких "потерпевших", чьи посылки задержали. Там была женщина, оформившая заказ из Китая через Озон - всего 1 штуку! Был человек, который заказывала из Испании что-то для себя и своей семьи. Как решился вопрос в каждом конкретном случае, не знаю. Но знаю точно, проблема всем этим людям была обеспечена. Наш главпочтамт завален задержанными таможней посылками. И вы тоже можете оказаться в их числе. Да, существуют везунчики, которым удастся отстоять свой заказ, пройдя через все круги таможенного ада, но боюсь, что они в меньшинстве. По соображениям безопасности, я не буду уточнять, что было в моем заказе и заказе других коллег по несчастью. Хотя полагаю, это совсем не важно.
Почте ставлю заслуженные 3 звезды, минусую 2 звездочки за плохую внутреннюю координацию и потраченные нервы. Пользоваться Почтой или нет - решать вам, зачастую это безальтернативный сервис - монополист. Ну а я "наелась", больше не хочу, поэтому и другим не рекомендую.