Опубликовано 25 Декабрь, 2022 - 03:25

Мне сложно найти в этой картине серьёзные минусы. Не в том смысле, что их нет совсем. Нет, они есть, но на фоне плюсов настолько незначительны, что, право, упомяну лишь справедливости ради.

Однако, упомяну лишь вскользь, вкраплением в плюсы.

Во-первых, должен отметить, что фильм может считаться фантастическим, пожалуй, только в плане двух моментов: собственно Миры (названной по имени станции «Мир А», а также в честь двойной звёзды в созвездии Кита), искусственного интеллекта, напоминающего улучшенную версию «умной колонки»... И протеза Миши, друга Леры (главгероини и дочери Валерия, главгероя, борт-инженера).
Почему друга, а не парня, разговор отдельный (возможно, к этому вернусь).
И если развитие подобного ИИ ещё как-то можно представить в «недалёком будущем», то протезирование на таком уровне – сложновато. Не имею веса в микрохирургии, потому судить не берусь.
Впрочем, если придраться, то и подключение с орбиты КО ВСЕМ электронным устройствам вплоть до игрушек, и само существование ЧИСТО РОССИЙСКОЙ космостанции размаха МКС (представляете себе бюджет запусков модулей и их сборки?) можно теоретически оправдать только небывалым экономическим прорывом нашей страны в обозримом будущем. Без денег нет прогресса.
Ещё, до кучи, довольно фантастически выглядит срок пребывания главгероя Арабова на орбите... В давнишнем «Армагеддоне» наш космонавт провел на почившей станции «Мир» полтора года, а тут... Шесть лет. Это ж три раза до Марса и обратно!
Как он только до мумии не атрофировался!
Бррр!

Во-вторых, создатели фильма-катастрофы сделали упор не на катастрофу как таковую, но на семейные ценности, вечные во все времена. Подобно «Столкновению с бездной» и «Интерстеллару», где душу рвут не эпические кадры космических потрясений, а отношения простых людей: родителей и их детей. Потому как для каждого зрителя любой апокалипсис с небес и в занебесье – лишь что-то такое необычное, да, захватывающее дух, верно, но, при этом, всё же далёкое и маловероятное в жизни...
Чего не скажешь о семье.
За исключением урожденных детей-сирот и бездетных, по тем или иным причинам, взрослых, всякий из нас не понаслышке знает, что значит мама, папа, дочь, сын, сестра, брат... Знает и ЧУВСТВУЕТ, что такое – внезапно их потерять!
Никому не желаю испытывать подобного, однако в свете событий уходящего года на незалежной мы отчётливо можем увидеть: никто не застрахован от утраты, с какой бы стороны ни был. Никто.
А потому ценен каждый день, каждый час, каждый миг, который мы можем провести с близкими людьми.
Вот почему так раздирают сердце на части кадры флешбэка, где отец в отчаянии пытается вытащить маленькую дочку из застрявшего лифта!
Вот почему это бессилие помочь своему ребёнку – плачущему, кричащему навзрыд от страха и боли беспомощному существу, которое надеется на тебя, взрослого родителя, тянет ручонки, ища спасения! – такой хваткой сжимает лёгкие, не давая дышать!
Вот почему эта застарелое чувство вины за невозможность спасения в прошлом накладывается, увеличивая объем и вес, как снежный ком, на такую же невозможность спасения и сейчас, когда в районе падения частей кометы творится сущий ад, а ты – на недосягаемой высоте, в останках падающей занебесной крепости!
Вот почему эта горечь примирения – такого запоздалого! – близких людей, когда выжав все свои силы и все ресурсы гибнущей станции, чтобы выполнить родительский долг до конца, искупить вину прошлого, отец ощущает умиротворение и покой, в то время как дочь внезапно для себя отчётливо понимает: это ПОСЛЕДНИЙ их разговор! - остро подчеркивает необратимость жизни, важность каждого принятого выбора и каждого сделанного шага!

В-пятых, актерская работа.
Верю. Почти всем.
Пан Белый, к сожалению, сейчас не с нами, но играет везде, где его видел, очень качественно. Навскидку, в «Метро» 2013-го с Анфисой и в «Господа офицеры. Спасти императора» – верю везде. И здесь Анатолий Александрович тоже хорош.
Особенно в упомянутом выше флешбэке с юной Воробьёвой и эпизоде с ней же на старом видео...
Правда, так и не понял, почему его герой носит фамилию Арабов, ну да Бог с ним, может, скрытая реклама пушкинистов, кто их знает.
Но, скорее всего, в честь Юрия Николаевича Арабова, кинодраматурга (лично мне, если честно, не понравился «Юрьев день» по его сценарию).

Странно, конечно, всё-таки видеть г-жу Мороз в роли матери семейства, ибо совсем недавно Дарья Юрьевна была девчонкой возраста нынешней игровой дочери.
Может, именно поэтому её игра несколько... Смущает.
Непривычно. Но – верю.

Барышня Устимова, сыгравшая дочку Леру, и правдоподобна, и неправдоподобна одновременно. То есть, мне понравился отыгрыш «на 180», когда от неприятия сводного брата героиня скакнула до искренней любви к нему. Понравился и финальный диалог с отцом. Но вот, допустим, пирофобия у актрисы не вышла, к сожалению. ТАК огня не боятся. Близко, но нет. Приемлемо, но и только. Впрочем, Веронике нет даже двадцати лет, так что объяснимо.

Девочка Воробьёва, сыгравшая восьмилетнюю Леру, ну о-очень, ОЧЕНЬ достойно сработала! Вот прям на её эпизоде с лифтом выступили слёзы! В тандеме с Белым кадр за кадром Агния вовлекает в ужас происходящего таким живым, таким естественным поведением до смерти перепуганной малышки – просто волнами слёзы! Это вам не натужные искусственные хныканья большинства детей-актеров, на которых только скрипишь зубами - настолько раздражают!
Это уровень ранней Дакоты Фаннинг, как минимум, из «Я – Сэм», например.
Либо ранней Лизель Мэтьюз из финала «Маленькой принцессы».
Ну или, если современнее, то юной «звёзды» последней пары лет Райан Киры Армстронг, игра которой тронула сердце как в «Завтрашней войне», так и в «Воспламеняющей взглядом», пусть даже сама актриса, как человек, вызывает конкретное раздражение таким несоответствием своим трогательным героиням.
Из наших могу вспомнить разве что Варю Мишукову из к/м «Проверка» Сухановой да Катю Аманову из «Черкизоны», хоть там и без плача обошлось.
Больше вот так сходу никто на ум не приходит.
Ну ладно, ещё Марту Кессель-Тимофееву в роли юной Салтычихи, в принципе, можно вспомнить. Тоже в эпизоде первой серии на влагу пробила.
Так что, ещё раз, Агния – молодчинка! Верю!

Мальчик Петров, сыгравший сына Егора, сначала вызывает умиление и сочувствие (матери нет, мачеха беременна общим третьим, сводная сестра едва терпит, отцу тоже особо не до него с такой-то семьёй), затем... Затем раздражение в эпизоде с эвакуацией из разрушенного дома. Хоть и по сюжету эти безалаберные нотки в голосе и мимике, а всё же побольше сопричастности творящемуся кошмару не помешало бы...
Но, по чести сказать, дети действительно быстро приспосабливаются. И игровое (если не сказать, игривое) настроение сменяет тревогу и страх. Особенно, когда рядом взрослый (ну почти) человек, явно знающий (теоретически), куда идти и что делать.
Ну и в финале снова трогательно было. С желанием загаданным.
Так что – годится. В конце концов, новый Александр Петров, как ни крути.
Как тут не верить-то.
Любопытно, что в составе заявлен и «старый» Александр Петров. Но вот ГДЕ? КТО? Так и осталось за кадром...

Хлопец Егоров, сыгравший Мишу, шутника, хулигана и владельца шикарного протеза вместо десницы – отлично подошёл на роль друга своенравной и хмурой Леры. До парня её не дотянул, но, опять же, фильм не о том вовсе – не «Притяжение», чай. Так что в нишу свою Евгений вписался – и молодец. Верю.

Остальной состав, включая Лагашкина и даже Смолякова, упоминать не буду. Не зацепило.
Ну может ещё пожилая пара (Симонов с Догилевой) позабавила, которая с врачующей кошкой Мусей.
Рыжий товарищ Богданов из начальных «Реальных пацанов» в качестве спасателя, конечно, неожиданный вариант, но что с ним, что без него – фильм не потерял бы и не приобрел ничего. Я вообще сначала подумал, что это Кирилл Владимирович Плетнёв, даже удивился, чего это он из режиссерского кресла обратно в актеры, да ещё в эпизоде...
В общем и целом, к актерам нареканий нет.


В-четвёртых, операторская работа, монтаж и иже с ними. Нет, про графику промолчу, ибо для полумиллиардного бюджета это неудивительный уровень. Остановлюсь на двух моментах: собственно кадры светопреставления и монтаж.
Первые – достоверны! Обрушение высоток, мостов, иных конструкций из бетона, металла и стекла – всё в POV-динамике! - страшно! Возвращаясь к событиям на незалежной, страшно вдвойне, ведь всё это – часть привычного мира обычных людей! Мира, который терпит крах на их глазах!
Опасность в квартире, опасность на лестничной площадке (и в лифте, да), опасность на лестнице, опасность во дворе и на улицах... Везде!
Даже хуже, чем при артобстреле: там хотя бы знаешь, что свистящая смерть ограничена количеством боеприпасов противника. А тут – сама, мать её, Природа!
Что у неё припрятано в рукаве для самовозвеличенного царька имени Ея?
Куда бежать, как уклоняться от неминучего, как выручать близких?
Ведь для обывателя такое – немыслимо!
Для таких же, как мы, людей!
И мы их глазами видим, что происходит нечто из ряда вон!
Так что – молодцы, постарались. Картинка что надо.
Параллельный монтаж кадров вышедшего в открытый космос отца и спасающей сводного брата в рушащейся многоэтажке дочери, кадров во чреве горящего танкера и сгорающего в атмосфере модуля, кадров флешбэка и финального рывка к вентилю пожаротушения – хорош. Очень хорош. Рвёт внимание на две параллели, не давая даже призрачно зевать от скуки.

В-последних, создателям картины удалось из вроде бы вполне себе простых элементов собрать нечто грандиозное! Судите сами.
Непростые отношения ушедшего (улетевшего в нашем случае) из семьи отца и дующейся на него и зовущей строго по фамилии дочери – были? Были.
Смертельная комета на пути к Земле – была? Была, и не раз.
Непринятые своевременные меры? Были.
Подвиг (ну почти) орбитальных космонавтов? Был.
Катастрофические разрушения на поверхности и угроза срыва эвакуации – были.
Разделенные между собой родные - были.
Осознание родства со сводными - было.
Тотальная слежка - была.
Протезы - были.
Риск своей жизнью ради множества других, не подозревающих о скорой гибели, совершенно посторонних людей - тоже был.
Спасение всех (почти всех) выживших в последний момент – куда ж без оного...
Почти всё, что нам показали, было ранее в других фильмах.
Но творцам удалось. Удалось из совершенно привычных ингредиентов сварганить настолько вкусный и питательный продукт, что просто диву даёшься!

Давно не смотрел НАШ фильм-катастрофу с таким удовольствием, как бы превратно это ни звучало!
И что особенно приятно, действие происходит не в Москве.
Не потому приятно, что столицу не люблю. Напротив, спасибо творцам, что вся эта дичь творилась, в кои-то веки, не в белокаменной.
Ну правда, сколько можно сердце страны в кадре уничтожать...
Понятно, что для удешевления процесса, да и подавляющее большинство съёмок в Москве и области проходят.
Но всё же.
Приморский край - одобряю.
И опять же, не потому что желаю дальневосточным соотечественникам такого прилета на их головы, отнюдь!
А потому что в кадре мы видим современный, чистый, развитый Владивосток!
И дай Бог, чтобы ВСЕ города нашей Родины приобрели такой облик!
В самом «недалёком будущем».

Фильм к просмотру (семейному!!!) – рекомендую от всей души!

Достоинства
  • Семейные ценности
  • Эмоции
Недостатки
  • Сюжет
Rus Brotherрекомендует
Читать все отзывы 35
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 35
Смотрите также