Антиутопия на тему, как бы повели себя дети на необитаемом острове.
Об этом произведении я узнала из книги «Эффект Люцифера».
И если вроде как настоящий эксперимент из «Эффекта Люцифера» показался мне неправдоподобным, то выдуманная история из «Повелителя мух» наоборот показалась мне даже более реальной.
Про «Эффект Люцифера» писала здесь: Странный эксперимент, в котором адекватные люди за 6 дней стали садистами
О названии:
Название книги «Повелитель мух» является буквальным переводом с древнееврейского имени языческого бога — Бааль зевув, чьё имя (Вельзевул) в христианстве стало ассоциироваться с дьяволом
Речь идет о детях младшего школьного и предподросткового возраста, которые потерпели крушение на самолете.
Экипаж погиб, и дети были предоставлены сами себе неопределенное количество времени.
В книге упоминаются отросшие волосы, которые мешаются. Отсюда можно предположить, что на острове они провели довольно много времени. Пол года? Год? Ещё дольше?
Я согласна с развитием событий, предложенным автором, потому что действительно думаю, дети могут быть жестоки.
Это можно наблюдать в школах, в отношениях между одноклассниками.
Где психологические и физическое насилие далеко не редкость.
При этом современные школьники живут в мирное время, и видят достаточно примеров доброго и уважительного отношения.
Откуда они берут эти паттерны поведения?
Конечно, бывают неблагополучные семьи. Но далеко не все дети, которые издеваются над другими, растут в таких семьях.
А на острове вообще нет никакого контроля.
Когда начал убивать животных, пусть и ради пропитания, перейти на людей становится еще проще.
На мой взгляд, многие (или большинство?) дети легче (холоднее) относятся к боли и смерти других.
Причём здесь я сужу по себе.
Я помню, что уже в 6 лет знала, что люди умирают. И даже просвещала на эту тему других детей.
При этом я помню, что меня это совершенно не трогало эмоционально.
Я также помню, как холодно относилась к боли животных.
Я выросла в деревне, и в моей семье отношение к животным было как к расходному материалу - «ничего, нового заведем».
Мне совершенно не приходило в голову, что с этим что-то не так, я не умела проектировать чувства других живых существ на себя.
И если детям не говорить специально, что животных нельзя обижать и тд, они просто не задумываются об этом.
А где животные, там и люди.
Возможно, события развивались бы иначе, если бы на острове было меньше детей.
В романе не указывается явно, сколько их было. Упоминается, что дети сами не знали, сколько их.
Может, человек 30? Как в среднестатистическом классе в школе.
То есть достаточное количество, чтобы разделиться на группы с различными взглядами и интересами. На «отличников» и «хулиганов».
В маленькой группе было бы проще организоваться. Особенно если эта группа уже была в дружественных отношениях на момент инцидента.
Это размышления на тему того, что конечно дети без надзора не обязательно означают беспредел. Но, если найдется как минимум один ребенок с деструктивным влиянием, у него легко могут появиться последователи. Потому что критическое мышление и сострадание у детей развито плохо.
В общем, мне близка идея автора.
Что любопытно, он из Англии, и дата написания - 1954 год.
Получается, проблематика актуальна не только для нашей географии и нашего века.
По информации на Литрес, в книге всего 190 страниц.
Читается ненапряжно и быстро.
Произведение в моем вкусе, 5 из 5.