Пока еще свежи впечатления от прочитанного романа Драйзера, поделюсь ими с теми, кто еще его не читал и раздумывает, стОит ли браться.
В целом, произведение очень достойное, качественное, справедливо считается классическим. Более глубокое нежели, к примеру, «Сестра Керри» и «Дженни Герхардт». До малейших деталей прописаны главные персонажи, их мысли и переживания, очень качественно и, если можно так сказать, правдиво передан быт, нравы и особенности американского общества 20-х годов прошлого века. Роман написан легким и приятным языком, отнюдь не примитивным. Порой утомляют религиозные рассуждения, нравоучения и целые выдержки из Библии, молитв и псалмов, но это списываю на свое личное субъективное непринятие религии.
А теперь немного о сюжете. Читая роман, мы наблюдаем за жизнью Клайда Грифитса, мальчика из очень бедной, несколько фанатично-религиозной, многодетной семьи.
Забегая наперед, скажу, что, по моим наблюдениям, дети такого набожного, высокоморального, строгого воспитания (будь то дети таких проповедников-любителей, дети учителей) порой творят такие вещи, на которые просто не способны дети обычного, светского воспитания, без претензии на исключительность.
Так вот. Возненавидев за все детство бедность, Клайд всеми силами старается вырваться из нищеты и попасть в компанию к «сливкам общества». Он прикладывает усилия для этого, много работает. В чем в чем, а в достижении этой цели его упорства даже с излишком. В какой-то момент он вынужден переехать в город, где живет его богатый дядя, владелец фабрики воротничков для рубашек, и там, собственно, и разворачивается вся трагедия. Он влюбляется в бедную работницу фабрики Роберту Олден. Но в то же время никуда не девается его тщеславная, прямо маниакальная цель стать популярным, приглашаемым в самые знатные дома города, богатым человеком. И, словно для потехи, жизнь сталкивает его с Сондрой Финчли, как раз-таки богатой, знатной, популярной, но в силу недостатка лет глупенькой, легкомысленной пустышечкой. И вот перед Клайдом стоит сложный выбор – как пробиться в высшее общество, используя Сондру, и мирно закончить отношения с безобидной, наивной Робертой.
На этом о перипетиях сюжета умолкаю, дабы не быть спойлером, а еще немного напишу о своих впечатлениях от проблематики романа.
Во многих отзывах здесь я читала, что людям жалко Клайда, они сопереживают ему. И закончив чтение романа, я в недоумении. Мне его ни капли не жаль. Человек находился, как говорится, «в полном адеквате», полностью осознавал, что делает, просто притворялся «умственным и моральным трусом», как верно его раскусили другие герои романа. Он всю жизнь шел на поводу у какого-то идиотского, ничем не подкрепленного, недальновидного тщеславия, за что и пришлось в какой-то момент отвечать по полной программе. Все абсолютно справедливо, четко работает Закон, который един для ВСЕХ граждан Америки (эх, вот бы нам так!). За весь роман не нашлось ни единой ситуации, когда бы он взял ответственность на себя и признался в какой-то своей ошибке или недостатке. Нет, у него всегда виноваты все вокруг: обстоятельства, бедное детство, недалекие родители, слишком строгие окружающие – кто угодно, только не он. И этим к концу романа он меня жутко бесил.
Роберта. Пожалуй, вот ее где-то жаль. Но и она в некоторой степени нерешительна, слишком уступчива, ей бы быть немного «зубастее», чтобы защитить себя. Но она такая какая есть, а потому где-то предсказуемо, что с ней так обошлись.
Сондра. Тоже абсолютно не понимаю, за что жалеть ее. Глупышка-девчушка, не переросшая еще подростковый гормональный взрыв, любящая приключения и мелкие интрижки. Но в то же время оказавшаяся адекватной и рациональной в нужный момент, чтобы не «прощелкать» собственное немалое наследство, поддавшись эмоциям как Клайд. В общем, дай пять, малышка, ты не так глупа J
В целом, такие истории происходили, да я уверена, и происходят не только в американском обществе. Поэтому такие трагедии не имеют национальности. Они периодически происходят там, где люди малодушно перекладывают ответственность за свои поступки на кого-то другого, обеляют себя за счет очернения других, считают себя в чем-то лучше и достойнее других и не обладают достоинством платить за свои желания и решения.
Роман, безусловно, достойный, качественный, но эмоционально меня оставил равнодушной. Не принес глубоких эмоций и не склонил к глубоким,сложным размышлениям.