Хочу поделиться своими мыслями о фильме Адама Маккея 2021 года «Не смотрите наверх» («Don't Look Up»).
Скриншот из х/ф «Не смотрите наверх». Комета.
Честно обещаю, что спойлеров не будет. Хотя это довольно сложно сделать, потому что специфика этой картины такова, что трудно рассказывать о ней, хотя бы чуть-чуть не раскрыв сюжет.
Отзыв мой, наверно, будет рваным — так же, как и впечатления от фильма. Но я постараюсь как-то структурировать свои размышления.
Начну сразу с главного — я не знаю, понравился мне фильм или нет. Так со мной редко бывает, но это именно тот случай.
Если исходить из моего главного критерия при оценивании кино — фильм должен порождать мысли/эмоции/чувства, оставлять яркий след и запоминаться, то тут для меня всё очевидно: эту картину я запомню надолго.
Но если оценивать фильм с точки зрения качественного игрового кино, то тут уже возникает много вопросов.
Ну, попробую обо всем по порядку)
Скриншот из х/ф «Не смотрите наверх»
1. Тема
Собственно, фильм я решила посмотреть из-за заявленной темы. Я понимала перед началом просмотра, что это будет не типично голливудская картина в жанре «экшен», а нечто сатирическое, направленное на высмеивание пороков общества. А это как раз то, что я люблю.
Читала в отзывах, что кто-то воспринимает этот фильм как легкую комедию. Ну, не знаю. Я бы точно не рекомендовала «Don't Look Up» как развлекательное кино под пиво с чипсами. Юмора в фильме почти нет, а если и есть, то черный. Зато в нем много едкой сатиры и гротеска.
Основные темы, которые поднимаются в фильме:
лицемерие политиков;
всевластие корпораций;
наплевательское отношение к экологии;
поверхностность чувств современных людей;
стратегии манипулирования сознанием;
зомбирующее влияние соцсетей и телевидения;
потребительский характер капиталистического общества.
Скриншот из х/ф «Не смотрите наверх». В Белом доме.
На многих местах в фильме у меня настойчиво в мозгу звучала фраза из культовой песни Егора Летова:
«Пластмассовый мир победил...»
Вот как раз об этом фильм — о пластмассовом мире, в котором мы все вдруг оказались. Где любые, даже острые впечатления тут же вытесняются новыми. Где нет времени подумать в вечной погоне за сиюминутными наслаждениями. Где вчерашние новости уже никто не помнит, а завтрашние никому не нужны. Где ценится всё фальшивое — просто потому что оно яркое, а не потому, что в нем есть хоть какой-то смысл. Где за красивыми фразами о гуманности скрывается жажда наживы и власти.
Скриншот из х/ф «Не смотрите наверх». Зомбирующее влияние телевизора.
2. Сценарий
Как я понимаю, мнения о сценарии разделились на два противоположных лагеря. Часть людей ругает его и едко язвит на тему того, что создатель фильма решил сэкономить на сценаристе и поэтому выступил сам в его качестве. Другие, наоборот, хвалят Адама Маккея на небанальность подхода и остроумие.
Кстати, среди номинаций «Don't Look Up» на разные награды, одной из наиболее частых является как раз «за оригинальный сценарий».
На самом деле, автор и продюсер картины Адам Маккей писал сценарий в соавторстве с политическим журналистом по имени Дэвид Сирота. Не удивительно, что закулисные игры американской политики в фильме получились такими красочными — Дэвид Сирота выступал старшим советником и спичрайтером кандидата Берни Сандерса в ходе президентской кампании 2020 года.
У меня же, как у простого зрителя, а не критика, к сценарию есть некоторые вопросы:
Почему скомканы почти все сцены, от которых должны были «побежать мурашки»?
Почему у фильма такой рваный темп?
Почему важные темы подняты, но по-настоящему интересной истории не получилось?
Если это отражает задумку режиссера, тогда вопросы отпадают сами собой. Мы живем в рваной реальности, где всё скомкано и нет места цельной картине мира. Вот и фильм распадается на фрагменты, из которых с трудом собирается единое повествование.
Но если всё-таки создатели картины хотели рассказать внятную историю — то, на мой взгляд, это у них получилось не очень.
Скриншот из х/ф «Не смотрите наверх»
3. Сюжет
Раскрою только завязку сюжета, иначе смотреть будет неинтересно.
Начинается фильм как типичный голливудский блокбастер: на нашу планету летит огромная комета. Через полгода человечество может погибнуть, если не предпринять экстренные меры.
Скриншот из х/ф «Не смотрите наверх».
Обычно в блокбастерах на этом месте на первый план выходит один или несколько супергероев, которые принимаются за миссию по спасению Земли. Им необычайно тяжело, злодеи чинят им всевозможные препятствия, но они все равно побеждают. В конце все счастливы, играет красивая музыка, зрители умиленно вздыхают))
Так вот. В этом фильме всё совсем не так — супергероев не будет, а спасением Земли будут пытаться заниматься простые люди, со всеми их сложностями, проблемами, психологическими комплексами. А противостоять им будут не злодеи в классическом понимании этого слова, а людская жадность, глупость, тщеславие.
4. Актерская игра
Главных героев — два.
Это профессор Мичиганского университета Рэндалл Минди и его аспирантка Кейт Дибиаски.
Скриншот из х/ф «Не смотрите наверх». Профессор и его аспирантка.
Доктора Минди играет Леонардо Ди Каприо. Против него у меня было сохранившееся еще со времен «Титаника» предубеждение. Мы часто вешаем ярлыки на на актеров. Ди Каприо с его приторно смазливой внешностью и вкрадчивыми манерами мне казался фальшивым. Ни «Человек в железной маске», ни «Великий Гэтсби» меня не вдохновили.
Не знаю, то ли Ди Каприо действительно стал играть лучше, то ли мое восприятие изменилось, но в этой роли он меня почти убедил. Он был самоироничен и не пытался казаться ни красавчиком, ни героем — возможно, это меня подкупило.
Скриншот из х/ф «Не смотрите наверх». Доктор Минди.
Профессор Рэндалл Минди — это единственный персонаж, внутри которого на протяжении картины происходят хоть какие-то изменения. Почти все остальные герои представляют собой застывшие образы. Самораскрывается еще Юл, но о нем чуть позже.
При всем этом, не могу сказать, что персонаж Ди Каприо мне симпатичен. За ним было интересно наблюдать, но заставить себя ему сопереживать я так и не смогла.
Скриншот из х/ф «Не смотрите наверх». Доктор Минди.
Роль аспирантки Кейт Дибиаски исполнила Дженнифер Лоуренс. Я не большой знаток современного массового кино, поэтому вижу ее в первый раз. В интернете нагуглила, что у нее много наград, в том числе премии «Золотой глобус» и номинации на «Оскар».
Скриншот из х/ф «Не смотрите наверх». Кейт Дибиаски.
Мне понравился созданный ей образ. Роль Кейт Дибиаски была сыграна с нервом и задором. Вот ей как раз хотелось сопереживать.
Практически все герои в фильме озабочены своими корыстными интересами, и только Кейт искренне пытается спасти человечество, но ее никто не хочет слышать.
Скриншот из х/ф «Не смотрите наверх». Кейт Дибиаски.
Еще хотелось бы отметить, что Дженнифер Лоуренс — прекрасный партнер по актерской игре. В кадре она органично смотрелась и с Ди Каприо, и с Тимоте Шаламе, и с Химешем Пателем. Это большое искусство — «не перетягивать одеяло на себя», а играть в унисон с другими актерами.
Аспирантка Кейт и профессор Минди — чуть ли не единственные персонажи в фильме, которые были похожи на людей. Многие другие образы — это скорее ожившие карикатуры, чем люди, но всё равно наблюдать на ними было любопытно.
Джейн Орлин — президент США в исполнении Мэрил Стрип. Несмотря на то, что это женский персонаж, в нем отдаленно угадываются контуры бывшего американского президента Дональда Трампа. Главные черты — беспринципность, тщеславие, эксцентричность, неразборчивость в средствах. Мэрил Стрип сыграла бесподобно. Это нельзя передать словами — это нужно смотреть)
Джейн Орлин (президент США)
Джейсон Орлин — сын президента США и глава аппарата Белого дома. Нагловатый и самодовольный только в присутствии мамы. Когда ее нет рядом, превращается в беспомощного ребенка. Сконцентрированный образ бездушного чиновника из числа «золотой молодежи». Роль сыграна актером Джона Хиллом очень убедительно.
Скриншот из х/ф «Не смотрите наверх». Джейсон Орлин рядом с мамой-президентом.
Скриншот из х/ф «Не смотрите наверх». Джейсон Орлин без мамы.
Бри Эванти — ведущая утреннего новостного шоу «Нарезка». Роль исполнила перевоплотившаяся австралийская актриса Кейт Бланшетт. Это карикатура одновременно на ведущих ток-шоу, моделей, светских львиц — тех женщин, для которых главная забота всей их жизни состоит из вопроса: «В какой ресторан мы сегодня пойдем ужинать?». Даже угроза близкого конца света не меняет ее убеждений.
— Чем бы ты хотела заняться перед концом света?
— Напиться и посплетничать.
Джек Бреммер — партнер Бри Эванти по телешоу. Роль недалекого весельчака, который пытается острить всегда и везде, даже где это совсем не уместно, блестяще исполнил Тайлер Перри. По степени самоиронии ему в этом фильме почти нет равных. Замечательная актерская работа.
Скриншот из х/ф «Не смотрите наверх». Ведущие Бри и Джек.
Юл — молодой парень, магазинный воришка, влюбившийся в Кейт. Играет Тимоти Шаламе. Из интернета узнала, что, несмотря на молодой возраст, это уже достаточно титулованный актер, сыгравший несколько значимых, запомнившимся зрителям ролей, в том числе в нашумевшем фильме «Дюна». Я его вижу впервые, поэтому оцениваю исключительно по созданному им образу Юла. Мне он понравился, особенно взгляд. Один из немногих актеров, который может передать характер не только с помощью речи, но и глазами. Это живой герой, не карикатурный.
Скриншот из х/ф «Не смотрите наверх». Юл.
Скриншот из х/ф «Не смотрите наверх». Юл.
Питер Ишервел — самый ненавистный мне персонаж в фильме. Гений-миллиардер, заработавший состояние на своих изобретениях. Злая пародия на Илона Маска, Стива Джобса и других техномагнатов. Роль исполняет британский актер Дэвид Марк Райлэнс. Стилистика его игры как будто выбивается из остальной тональности фильма. Органично он смотрится только рядом с Мэрил Стрип, которая ему отлично подыгрывает. Марк Райлэнс мне показался слишком театральным для этой картины. Он говорил так, как будто вещал монологи со сцены. Опять-таки, не знаю, задумка ли это режиссера или просто так получилось, но он создавал у меня ощущение рассинхрона.
Скриншот из х/ф «Не смотрите наверх». Злой гений Питер Ишервел.
Райли Бина — поп-звезда, глупая и нагловатая, но при этом не лишенная чувства сострадания. Роль исполнила настоящая певица Ариана Гранде. Я опять-таки не знаю, кто это, так как не очень слежу за поп-культурой, но Гугл уверяет, что это суперзвезда в мире музыки. Образ получился довольно милым и поет певица неплохо. Она исполнила саундтрек к фильму, который называется «Just Look Up» («Просто посмотри наверх»).
Скриншот из х/ф «Не смотрите наверх». Райли Бина (в центре).
Бенедикт Траск — престарелый полковник, ветеран войны, награжденный президентской медалью. Ему поручена миссия по спасению Земли. Не стесняется в выражениях, совершенно чужд всей этой новомодной толерантности. Его взгляды близки к ультраправым. Роль исполнил Рол Перлман. По типажу Траск похож на постаревшего героя боевиков эпохи 1970-х. Думаю, фамилия Траск выбрана неслучайно — это отсыл к Дональду Трампу.
Скриншот из х/ф «Не смотрите наверх». Полковник Траск.
5. Работа оператора
Это, пожалуй, то, что мне в фильме понравилось больше всего. Отвечал за съемки в «Don't Look Up» шведский кинооператор Линус Сандгрен. В картине есть много настолько красивых кадров, что их можно рассматривать как самостоятельные произведения искусства. Виды сверху, летящей камерой, с приближением, с отскоком — чередовались разные типы съемок, но всё очень четко и качественно.
Скриншот из х/ф «Не смотрите наверх». Работа оператора.
Очень понравились вставки с видами из космоса и из разных стран. Стилистически они не всегда вписывались в сюжет, но всё равно красиво))
И еще в этом фильме шикарная графика.
6. Стиль
Наверно, главная непонятность в фильме заключается в его стилевой невыдержанности. Это одновременно научная фантастика, сатира, черная комедия и немного фильм-катастрофа. Многие врезки по стилистике напоминают кадры из документальных фильмов в духе ВВС или National Geographic.
Скриншот из х/ф «Не смотрите наверх». Белый медведь.
Настроения разных фрагментов не сливаются в единую мозаику, а как бы существуют сами по себе. Я так и не смогла понять, это режиссерское ноу-хау или всё-таки недочеты фильма.
7. Выводы
Кинокартина актуальная и злободневная, персонажи узнаваемы и легко считываемы. Если воспринимать фильм всерьез, то становится жутко. Большая часть людей упорно закрывает глаза на то, что мир движется к экологической катастрофе. Природные ресурсы не безграничны, а техногенная нагрузка так велика, что это уже привело к необратимому изменению климата. Но человечество продолжает больше интересоваться какой-то «фигней» — например, расставанием условной поп-звезды Райли Бины с ее другом.
И еще этот фильм о том, как легко манипулировать массами. Название картины — это политический слоган президентской кампании Джейн Орлин (Мэрил Стрип). «Не смотрите наверх» — скандирует безумная толпа, стараясь не замечать очевидное.
Скриншот из х/ф «Не смотрите наверх». Движение «Don't Look Up»
На меня фильм произвел глубокое впечатление. Возможно, я его даже буду пересматривать. Но вот рекомендую смотреть картину не всем. Это не легкое и милое кино для семейного просмотра, тут о другом.
Скриншот из х/ф «Не смотрите наверх». Планета Земля.