К современному отечественному кинематографу всегда отношусь осторожно. Если реклама фильма оголтелая, что называется, зашкаливает, то однозначно просмотр переношу на полгода-год. Плавали, знаем, слишком много провальных работ, даже в категории лёгких фильмов, про исторические корректно промолчу.
Работа режиссёра Алексея Учителя мне попалась случайно. Паровозы, любовь-морковь, сибирский дух и медведи. Начал смотреть и остановиться уже не смог. Да, Машков. Да, Пересильд. Да, Гармаш. А сюжет-то есть, да ещё какой!
Сюжет
Демобилизованный фронтовик Игнат (Владимир Машков) попадает в глухой район на станцию Край. Дальше только глухомань. Лесозаготовки с изнуряющим трудом, основная рабочая сила ссыльные, такой вот спецконтингент.
Край
Игнат человек с руками, головой, энергичный и крепкий. Решает отремонтировать и восстановить тягловые паровозы, основной послевоенный транспорт. Тем более, ранее ему довелось водить самый мощный паровоз "Иосиф Сталин", кстати, не вошедший в серийное производство.
Край
Узнав случайно про островок и попутно про некую дикарку, на ручной дрезине он отправляется в дорогу. В таёжной глуши обнаруживает неисправный немецкий паровоз, почти мечту машиниста. Паровоз удалось поставить на ход, теперь его нужно реанимировать в полной мере.
Край
Немецкого инженера, некогда прибывшего с паровозом в довоенный СССР, уже нет в живых, а его дочь Эльза (Аньорка Штрехель) осталась в снежной России.
Трагическая гибель отца привела её к одинокой жизни на островке, многолетняя жизнь отшельницы заставила не доверять людям. Встреча с русским Игнатом была нестандартной, никто не предполагал продолжения.
Край
Фронтовик с боевыми наградами Игнат резкий, где-то беспощадный. Ранее его симпатии к Софии (Юлия Пересильд) привели к отношениям.
Край
Судьбе героини Пересильд не позавидуешь, она вернулась живой с принудительных работ в Германии с маленьким сыном Пашей. Её маленький ребенок с немецкими корнями, но какое это имеет отношение для матери, всех обстоятельств мы не знаем.
Край
Немка Эльза, напротив, осторожно и вынужденно общается с русским. Но и характер у неё, как оказалось, сильный, волевой. На грубость Игната отвечает мгновенно и неожиданно для него.
Край
При этом отношение Игната к Эльзе перерастает в заботу, никто ему не указ, как и чужие пересуды тоже. Каждая сцена героев настоящая, переживается по-своему. Такой вот треугольник с несколькими катетами.
Финал таких человеческих историй в послевоенном СССР обычно предсказуем, судьбы ломались, как спички. И всё же каждый узнает самостоятельно, чем закончилась эта история после просмотра.
Лучшие эпизоды
Драматичный ремонт железнодорожного моста (а Эльза разбирается в строительстве, как когда-то отец) и перегон паровоза получились блестящими. Поверить в это не просто, но и сказкой тут не пахнет.
Край
Битва за скорость между паровозами крайне зрелищна, никаких компьютерных график и дорисовок. Скорость, азарт, стук колёс и гудки. Съёмочные камеры дали очень запоминающиеся виды.
Край
Киноляпов, обычно имеющихся в таких картинах, я не заметил. Все железнодорожные вагоны одноосные, какими и были в 40-х, обмундирование и бытовые вещи соответствующие тому времени.
Эмоциональные сцены в женской бане, встречи с медведями (кто не видел медведя в дикой природе, скажет, что их нет) только дополнили сюжет, нисколько не испортив впечатление.
Итоги
Холодная зимняя кинолента Алексея Учителя получилась необыкновенно горячей. Кто сказал, что любви между русской и немкой не бывает? Бывает, кто ж знает, где промелькнет искра и топка паровоза будет вся в огне?
Хорош Машков, хороша Штрехель. Удивительным образом актриса Аньорка Штрехель избавляет нас от грубоватого немецкого языка. Здесь немецкий высокий, приятный, его ждёшь и даже уже сочувствуешь забытой всеми немке.
Разгадка очень проста. Эльза говорит на языке любви. Искренней и чистой, как та вода в ручье. У неё есть и способность любить, и добрый материнский инстинкт. Сердце у неё стучит громко, Игнат позже проверил. К игре главных героев нет абсолютно никаких вопросов. Убедительно, красиво, профессионально.
Край
Прекрасна в роли Юлия Пересильд, страшная судьба русской женщины с ребёнком, сыграна и прожита как есть.
Отчаяние и ревность, злость и забота, всё это в ней есть. Она не забывает положить Игнату табак в дорогу и делится драгоценнейшим хлебом с немкой.
Сергей Гармаш с офицерским погонами и в синей фуражке смотрится внушительно, НКВД всегда вызывала у простого люда инстинктивное опасение.
Край
Справедливости ради отмечу, что привычные НКВД-шники это не только кровавые каратели. В 40-е годы пограничные войска и войска/соединения связи относились именно к Народному Комиссариату Внутренних Дел. И в боях с захватчиками участвовали на переднем крае без всякого рода соплей.
Край
Проколов кинематографистов здесь нет ни грамма, очень похоже, что жестокий майор Фишман из бывших фронтовиков. Если захочется его осудить, нужно дождаться окончания фильма. Его личная драма вызывает только сочувствие, мы её тоже увидим.
АлександрБаширов своего полуспившегося героя Жилкина сыграл отлично. Он может достать (за высокую плату, конечно) абсолютно всё.
Край
Тем и живёт. Прикинувшись дурачком, собирает информацию через общение с людьми. Странное дело, но на Игната он не доносит, возможно, просто сам себе на уме.
Край
Паровозный мастер Буткус в исполнении ВладасаБагдонаса на редкость фактурный, это огромная находка режиссёра, бесспорно. Мастер не собирается чинить грязный паровоз, вот такой нам менталитет точно передан.
Край
Однорукий административный распорядитель Колыванов (Алексей Горбунов) сыграл так, как будто и в жизни он такой же. Правдоподобность роли впечатляет.
Край
Подбор актёров на эти роли порадовал, герои смотрятся превосходно, как машинисты паровозов Саркисян (Рубен Карапетян) и Степан (Вячеслав Крикунов).
Край
Не совсем обычная любовная история, обильно сбагренная морозом и снегом, но очень горячая по сути.
Мне не известно, насколько режиссёр Алексей Учитель и продюсер Константин Эрнст разбираются в паровозах. Но поднятый ими градус любви в фильме очень высокий. Кинолента цельная, сильная, с мощными гудками паровых машин и искренними чувствами.
Отступление (небольшое)
Была ли эта история на самом деле? Скорее, уже неважно.
Я, например, в своей жизни встречал бывших немецких военнопленных, отказавшихся после отработки трудовой повинности в СССР возвращаться в родной фатерлянд. В России создали семьи, появились дети, была работа. Жизнь и такой бывает, граней в ней побольше, чем на стакане будет.