Заметил, что в последнее время на переделке древних кинохитов наблюдается прям какое-то явное сосредоточение. И было бы это зрителю не интересно, ведь, типа там, в реку дважды войти не получится? Или все эти пересъёмыши получаются откровенно раздражающими? Но зрителю это явно интересно, и любые вариации старых песен о главном вызывают бадабольшой барабум. Вернее:
Большой бада бум
Меня когда-то тоже раздражали пересъёмыши и перепевыши. Например, взять каких-нибудь «Джентльменов удачи» по-новому. Это же ужос просто. Но, к большому моему удивлению, как-то вдруг оказалось, что совсем даже не ужос. Это когда киноделы начали наваливать до кучи и от души. Я когда-то зарекался по поводу попыток повторных заходов в одни и те же реки, но как тут удержаться, когда такой вал древних кумиров и бередящих душу ностальгических призраков из прошлого? Тут уж, что уж…
А началось всё это принятие «старых кинопесен о главном», наверное, с «Ивана Васильевича, который меняет всё» 2023. Да и то не сразу. Я помню, когда фильм смотрел, чуть не подавился этой визуально-акустической сборной солянкой, но чудо всё-таки случилось. Мир в очередной раз изменился, и я почувствовал это… да, и в воздухе тоже.
Эльфийские объяснения изменения мира можно лепить к какому угодно восприятию, но если в этот раз обойтись без водно-земельно-воздушных стихий, то изменение мира я почувствовал в том месте, где свобода начинает граничить со старыми убеждениями.
Шаблон старых убеждений кричит: «Эта старо-новая шляпа о главном – те же изуродованные джентльмены удачи»! Но каким-то чудом принятый «новый Иван Васильевич» спокойно заявляет об условности ограничений, и о том, что в шаблонах и условностях нет свободы. Зону комфорта нужно расширять и тем, что даже в самой грязной луже можно увидеть прекрасное. И даже если небо в этой луже отражаться не будет, она может быть похожа
на причудливую кляксу,
на валяющийся на дороге блестящий портал в иной мир,
на дом для теней,
на стадион для водомерок,
на купальню для воробьёв,
на батут для солнечных зайчиков.
На что ещё может быть похожа лужа? На тысячу и одну ночь разных сказок, где даже главные киногерои будут не прочь поваляться в разной степени загрязненных лужах. Например, Нео из «Матрицы: Революции» 2003», или Сталкер из «Сталкера» 1979. Одним словом, каждой свинье - свой лужи кусок.
А как же условный «Иван Васильевич, решивший изменить всё»? Нет ли там «грязных луж»? А это – как посмотреть. Я, например, когда начинал его смотреть со старым ещё восприятием, думал, что наступил не просто в грязную лужу, а кучу того, о чём нет желания упоминать даже исходя их зон комфорта. Всё-таки есть такие зоны, которые лучше огородить неодолимой стеной. Так что там с Иваном-новым-Васильевичем-то? А я уже всё указал: ☝️ Мир изменился, и… бла, бла, бла. Земля там, вода, стадионы для водомерок, и прочие прекрасности. Новый условный Василич оказался обычной симпатичной лужей с солнечными зайчиками на батутах, и с целым океаном максимального разнообразия.
И пошло-поехало: «Чебурашка» 2022, «Бременские музыканты» 2023. Пока не дошло, наконец, не доехало до «Сто лет тому вперёд» 2024. Это ж: одна лужа другой краше. Везде есть грязь, гадость, дичь, маразм, дурдом, тонны клише, издевательства над вымышленными кумирами детства, и ни в какие ворота не лезущее буйство фантазии. Сюрреализм отдыхает.
И что же со всем этим делать? Тут есть два пути:
припомнить слова песни «Ласкового мая» «забудь не вспоминай»,
или всё-таки выйти за рамки шаблонов и комфортных зон, используя эльфийский мем-путеуказатель «мир изменился…»? ☝️
Я бы сейчас мог устроить нытьё страницы на три на тему «что же вы с моим любимым космическим пиратом Весельчаком У сотворили?» Но мир изменился, пират изменился, а грязная лужа в этот раз явила собой портал в иное киберпанковое измерение. Весельчак же У превратился в Александра Петрова, у которого свои представления о веселье, и о самом знаменитом космическом пирате с его шутками.
Таким образом, я с грехом пополам, но таки добрался до «Сто лет тому вперёд», хотя уже и сам на это мало надеялся. Но с чего-то же нужно было начинать объяснения внезапно вспыхнувшей любви к пересъёмышам. Любовь и ненависть, они вообще всегда где-то рядом шастают.
Для меня весь этот расчудесный Алисин мир начался аж в 1981 году, когда свет в конце туннеля увидел мультфильм «Тайна третьей планеты» 1981. Тогда же и началось знакомство с четырьмя главными героями фильма, который я сейчас пытаюсь обозреть: с Алисой, профессором Селезнёвым, Весельчаком У и Глотом. Тогда же я и узнал, что Глот родом с планеты Катрук, Селезнёв – добряк, но зануда, Алиса – проныра, а Весельчак У – скотина во всех смыслах, он был внешне похож на повзрослевшего поросёнка, и поступки его были скотские. В мультике, например, Весельчак сдал Глота просто так, за здорово живёшь.
Глот
А далее сучился взрыв сверхновой. На этот раз свет был не в конце туннеля, свет был повсюду. Я увидел Наталью Гусеву, которая была гостьей из будущего. Сверхновая воспылала, и мир оказался будто сотканным из света. А кто из мальчишек того времени не влюбился в тамошнюю гостью из будущего? Таковые вообще имеются? Мне бы хотелось посмотреть в их честные глаза.
Я был ровесником тамошнего, оригинального Коли Герасимова. Одним словом, я – чувак на опыте, а Алиса, Коля и Фима – мои взаправдишные друзья детства. И Вертер мой друг, и профессор Селезнёв, и даже Весельчак У. Советский фильм «Гостья из будущего» 1985 затмил собой любой из киномиров. Не сразу, конечно, но почти полвека на это ушло. Теперь, в моём восприятии, фильм «Гостья из будущего» находится где-то в заоблачной выси, и никакому оцениванию уже не подлежит.
И кто же мог знать, что всё так изменится за сорок-то лет… Вот уж действительно, Мир Изменился… Да, да, я снова чувствую это, и в местных стихиях тоже. Снова свет в конце тоннеля. Фильм «Сто лет тому вперёд». Воспылать огромных размеров сверхновой, сродни советской «Гостье», этому фильму не суждено будет никогда, и не только в моей киновселенной. Вряд ли для кого «Сто лет тому вперёд» станет заоблачной высью, киномиром, находящимся вне оценивания. Даже если сейчас школьницы повально повлюбляются в местного Колю Герасимова, это быстро у них пройдёт, а спустя сорок лет кто-то вообще вспомнит сей свет в конце тоннеля?
Например, моя теперешняя «заоблачная высь» держится далеко не на детской влюблённости в Алису Селезнёву. «Гостья из будущего» – это философия, это атмосфера, это музыка. Даже длинные сцены играют свою роль. Сейчас мне нужно вовремя остановиться, чтобы не скатиться к разнообразному расхваливанию.
Всё-таки к обозреваемому. «Сто лет тому вперёд» – это хоть и неплохой, но очень местечковый, торопливый, и очень одноразовый фильм. Ей богу, я даже от новоиспечённого «Чебурашки» 2022 эмоций получил намного больше. В отношении «Сто лет тому вперёд», конечно, и завышенные ожидания сыграли свою подлую роль. Но не ждал же я, в самом деле, того, что рванёт очередная сверхновая? Надежда, конечно, умирала последней. Надежда на чудо.
Для меня главным недостатком этого фильма явилась его торопливость. Порой, это даже знатно раздражало. Персонажи будто боялись, что не уложатся в положенные два часа, вот и спешили, тараторили и бежали. Всех больше тараторил Коля Герасимов, недаром он, типа, рэпер.
Инфы в фильме море, и у всех персонажей по этому поводу будет паника. Даже спокойный, как слон, Глот будет-таки подвержен панической атаке, когда Коля Герасимов решит повторить подвиг Жана-Клода Ван Дамма из фильма «Патруль времени» 1994, и устроит временной парадокс. Вообще, отсылок к разным фильмам будет море, а клише будут измеряться десятками тонн. Ну и пусть, это ерунда, захватывающая составляющая и интересность фильма от этого не пострадали.
Зато пострадало моё чувство справедливости. Мои нежные чувства были почти оскорблены, и я почти обиделся. Как это так, где же справедливость: Коля, Алиса и Фима всего лишь повзрослели на пару лет, я же получил свой шестой десяток, а это даже не пара десятков лет. Вот такое вот неравномерное путешествие во времени. Правда, Весельчак У так и остался мужчиной в полном рассвете сил. Таковым он уже и останется, ибо он попал в категорию никогда нестареющих: это если вспомнить любимое выражение коллеги Весельчака по пиратскому цеху пирата Билли Бонса из «Острова Сокровищ» 1982.
Весельчак У меня в этом фильме вообще знатно удивил. Крашеная киберпанкерша Алиса и рэпер Герасимов – это само собой, но Весельчак всех пререзатмил. Да, я осознаю, что он основную зрительскую публику раздражает, но на нём в фильме такая шикарная драма завязана… и перерождение, и юмор какой-никакой. Другое дело, что всё это как-то мимолётно, поверхностно, скомкано и торопливо. Но тут уж, как говориться, чем богаты.
А вот мой старый дружбан робот Вертер изменился в этом фильме вообще до неузнаваемости. Из Вертера получилась какая-то летающая роботизированная голова, в том же киберпанковом стиле. И это что-то вроде нормальности, так как воспроизводить прошлого Вертера было бы даже нелепо.
Он бы там был белой вороной, да и завязано много именно на летающей голове. Полюс ко всему, такой Вертер тоже добавил драмы в тандеме с перерождённым уже Весельчаком.
Твои жизненные показатели, они…
Лети, пиратское сердце…
Кое-где в этом фильме история Весельчака и Вертера даже повторяла в чём-то историю из фильма 1985 года. В «Гостье из будущего» был примерно такой алгоритм: Весельчак – бластер – Вертер – … Конкретных спойлеров давать не хочется, но в «Сто лет тому вперёд» решили эту тему углубить и расширить. Заодно поиронизировать над темой Весельчак У – робот Вертер из «Гостьи». Получилось отлично.
Если главным недостатком «Сто лет тому вперёд» я считаю торопливость, то что же является его главным достоинством? Для меня главным достоинством является всё-таки именно драматизм, отсутствие лишних розовых раскрасок. Как бы я не старался почувствовать в финале естественность и благость, в итоге всё равно получилось почувствовать привкус горечи. И это прекрасно. Это в традициях отечественного кинематографа. Будь финал иным, я бы уже негодовал. А розовых оттенков мне хватило в волосах местной Алисы.
Чтобы плюсов было всё-таки больше, нужен ещё один значительный плюсяра. И пусть им будет постапокалиптическая киберпанковая атмосфера.
Будут такие моменты в фильме, когда Земля превратиться в чёрт знает что.
И дух робота Вертера будет носиться над мрачной Землёй киношного будущего. Атмосферы киберпанка будет добавлять и Алиса со своими электронно-механическими приблудами на руках, и теми же розовыми волосами.
Алиса киберпанк
Одним словом, нашпигованная электронной механикой розоволосая красотья – отменно яркий признак киберпанковой атмосферы.
***
В общем, неплохо. Хоть и было ощущение чего-то просвистевшего около уха, со сверхзвуковой скоростью. Ф-ф-ф-ить, и поминай как звали.
И как при такой скорости дети будут разбираться во всех этих «разрывах континуума»? Хотя дети сейчас, дай бог, быстросоображающие, в отличие от меня тугодума.
Кое-какие прекрасные, печальные, волнительные и, конечно, ностальгические моменты этот фильм мне очень даже преподнёс. Но, при всём при этом, он на звание «прекрасного» не тянет в моём представлении о прекрасном.
Не могу же я, в самом деле, равнозначно восхититься и «Гостьей из будущего», и этим фильмом. Фильм «Гостья из будущего – именно прекрасен, а «Сто лет тому вперёд» может быть даже отличен, но скорее всего, просто хорош.