Опубликовано 3 Апрель, 2014 - 21:20

Всем привет, друзья! С вами Ищущий, и мы ищем хорошие книги : )

Сегодня я хотел бы поделиться с вами впечатлениями после прочтения романа "овод". Сразу уточню, что я читал это произведение несколько раз, и мое отношение к нему также менялось во время взросления. При моем первичном знакомстве с книгой (мне было, наверное, лет 14 или 15) я искренне восхищался главным героем истории, и считал его чуть ли не мучеником, который идет на верную смерть ради своих идеалов и товарищей. Постепенно, когда я рос, мое отношение из восторженного превращалась в нейтральное, пока в один прекрасный день я не понял интересную вещь - книга мне нравится с точки зрения написания.

Мы не имеем права умирать только потому, что это кажется нам наилучшим выходом.

То есть я хочу сказать, что автор действительно пишет ХОРОШО. Роман читается легко и на одном дыхании. И я готов рекомендовать это произведение с удовольствием молодым и горячим сердцам для сравнения своей внутренней борьбы с той, которую ведет главный герой и его соратники. Но затем её нужно обязательно перечитать в более взрослом возрасте. Чтобы уже через опыт прожитой жизни и без максимализма взглянуть на то, что нам тут предлагают. Потому что во время повторного чтения у вас будут возникать вопросы.

МНОГО вопросов.

Не задавай вопросов — не услышишь лжи.

Говоря об этой истории, нужно понимать и разделять две вещи. Во-первых, книга изначально писалась для читателей определенного времени и страны. Поэтому многие вещи остаются тут за страницами произведения. Просто я видел негативные отзывы из разряда, что людям не понравилось то, что автор не попытался толком объяснить что не так с Италией, и почему молодежь собирается в профсоюзы, и против чего вообще происходят массовые забастовки, и с кем собирается воевать будущее страны.

Какая вы бледная! Это потому, что вы видите в жизни только грустную сторону и не любите шоколада.

Первоначально роман писался для тех, кто был "в теме". Кому не нужно разъяснять что именно тут происходит, и почему молодые девушки и парни собираются в группировки, и против чего и кого они выступают. Было бы неплохо в самом начале романа сделать небольшую историческую вставку для наших читателей. Потому что история как предмет изучения интересна не всем, будем честны. Да и кто из нас хорошо знает историю других стран? Ведь многие события той же Италии являются локальными. И потому важны исключительно для самих жителей этого государства.

Камень, лежащий на дороге, может иметь самые лучшие намерения, но все-таки его надо убрать...

Насколько мне известно, у нас нет отдельной дисциплины в школах "история Италии" для того, чтобы современные читатели вот так просто понимали исторические срезы произведения. Так что я не могу поставить эту минус роману. Просто для своего времени история в таком не нуждалась. А сейчас выросло новое поколение читателей, для которых, пожалуй, это действительно было бы неплохим подспорьем в понимание контекста противостояниях "наших" и "остальных".

Впрочем, на истину не претендую.

Душа немая, у неё нет голоса, она не может кричать. Она должна терпеть, терпеть и терпеть…

И, как уже писал ранее, с точки зрения подачи материала "Овод" написан превосходно. Мне очень нравится то, как подается история, как развиваются и открываются персонажи. Есть полноценная композиция, которая постепенно раскрывается. За ней интересно наблюдать, и сам язык книги достаточно мелодичен. Я понимаю, что за качество нужно сказать отдельное спасибо переводчику, который работал с материалом. Но в тоже время я уверен, что и в оригинале книга читается на одном дыхании.

А уж если врать, так врать забавно.

Потому что если текст изначально плохой, то переводчик не сможет сделать его лучше. Ведь его задача буквально перевести произведение на другой язык. Не изменяя его сути ради прихоти или "так будет лучше".

В наших поступках мы не должны руководствоваться тем, любят нас или ненавидят.

Но на этом плюсы истории лично для меня кончаются. Я не берусь судить других людей, их страну, историю или происходящее. Мне тут пытаются показать "мученика" за идеалы, которого все настолько любили, что даже солдаты отказывались причинять ему вред. Он был настолько гениальным человеком, что мог дурить сотни людей вокруг себя. И прочее, прочее, прочее. Не знаю почему мне он так понравился в подростковом возрасте (хотя нет, знаю. Тут ведь такой мятежный дух, такое несогласие с правилами мир. Прямо все как у меня, когда во мне бушевали гормоны и желание найти свое призвание в мире).

Что толку в клятвах? Не они связывают людей. Если вы чувствуете, что вами овладела идея, - это все. А иначе вас ничто не свяжет

Теперь же я воспринимаю как инфантильного и меркантильного эгоиста, отправленного собственным ядом. Который не способен на любовь и прощение, и который буквально купается в ненависти к людям, которые по его мнению не заслуживают прощения потому, что когда-то они обманули его. А когда ему в голову приходит понимание и озарение, что они страдали не меньше его, то он начинает ставить им ультиматумы без права выбора. Очень.... зрелые поступки... Очень..

— Значит, рассказывать дальше?

— Если… если хотите… Но воспоминания мучительны для вас.

— А вы думаете, я забываю об этом, когда молчу?

Сразу видно борьба с системой, харизматичного героя и лидера, которым его пытаются показать и выставить в романе. Вот только я ВНИМАТЕЛЬНО прочитал произведение. Покажите, пожалуйста, в чем именно проявляется его доброта и искренность? В единственной сцене, в котором он пожалел уличного ребенка? За все время, которое он был на сцене, поносил всех и вся, вел себя как последняя истеричка и постоянно раздражал не только своих политических врагов, но и верных союзников?

Бесконтрольная власть развращает людей.

Я просто хочу напомнить то, как он вел себя по отношению с девушкой из цыган, которая искренне была к нему привязана, и как он к ней относился... Вы считаете это нормальным? Я - нет. И мне кажется очень показательной финальное завершение этой сюжетной арки с девушкой, которую наш герой воспринимает почему-то исключительно в том ключе, что СНОВА его все бросили.. Хочется сказать на манер какой-нибудь советской продавщицы: "Алло, мужчина"!

- Да побудьте же серьезным хоть пять минут! Ведь дело идет о жизни и смерти.

- Даже и две минуты не хочу быть серьезным, друг мой. Ни жизнь, ни смерть не стоят того.

Вам напомнить КАК вы с ней обращались? Я вообще удивлен, что она не ушла от него раньше, учитывая его отношение к тому человеку, который искренне был к нему привязан, и пытался помогать и как-то облегчать его страдания. А взамен получал только издевки и приказы выйти из комнаты. Уважение к своему ближнему? Проявление любви и заботы? Нет, не слышали. Зато когда у человека просыпается гордость, и она его покидает, Овод сразу строит из себя жертву, которую бросили и оставили.

Берите его [будущее], пока оно ваше, и думайте не о том дурном, что вами когда-то сделано, а о том хорошем, что вы еще можете сделать.

Ай-ай-ай. Какие все нехорошие люди. Один он несчастный страдалец. Никто его не понимает. Подумаешь, что он только что и делает, так это ходит и всех оскорбляет или ведет себя неподобающе в светском обществе, наплевав на правил и этикет людей, которые его приняли. Зато вокруг него все должны ходить на цыпочках и заботиться о его чувства. Ведь, несмотря на всю его показушную холодность и цинизм, он такая ранимая и нежная натура, ему нельзя страдать.

Чем сложнее задача, тем больше оснований сейчас же приступить к ней.

Короче говоря, не нравится эта попытка оправдать поступки персонажа тем, что он много страдал в молодости, и потому теперь имеет право издеваться над всеми, плевать на их чувства, и строить из себя жертву когда к нему относятся ТОЧНО ТАКЖЕ.

Впрочем, на истину не претендую, друзья. Это исключительное мое частное мнение как читателя. А не объективная истина.

Переводчик: Волжина Наталья

Издательство: Азбука, 2014 г.

Серия: Мировая классика

Страниц: 384 (Газетная

Масса: 304 г

Размеры: 206x132x28 мм

Аннотация:

Он был молод, наивен, влюблен, полон свободолюбивых идей и романтических иллюзий. Он оказался обманут, оклеветан, отвергнут и презираем. Он исчез, имитировав самоубийство, и вернулся на родину лишь спустя тринадцать лет - под чужим именем, с изуродованной внешностью, исковерканной судьбой и исстрадавшимся сердцем. Он предстал перед людьми, которых когда-то знал и горячо любил, насмешливым циником со звучным и хлестким журналистским псевдонимом Овод.
И мало кто сумел разглядеть под этой маской страстную, порывистую, благородную натуру человека, по-прежнему верного прекрасным идеалам своей юности... "Овод", первый и, как справедливо считается, лучший роман английской писательницы Этель Лилиан Войнич, и сегодня увлекает своим сюжетным драматизмом, связанным с образом главного героя - ярким, сильным, трагическим.

Признаться честно, я все еще не считаю роман плохим или ужасным : ) Просто он не вызывает у меня такой восторг, как это было раньше. Наверное, это даже и правильно. Ведь мы растем, и наши вкусы со временем меняются вместе с нами. Было бы странно, если бы мне нравилось то, от чего я фанател в детстве. С другой стороны, если немало произведений, которые я до сих пор нежно люблю и периодически их перечитываю. Так что вопрос спорный. Ладно, предлагаю вернуться к теме отзыва, друзья : )

Я верил в вас, как в бога. Но бог - это глиняный кумир, которго можно разбить молотком. а вы лгали мне всю жизнь.

"Овод" позиционирует себя как произведение про мятежника и бунтаря, который посвятил всю свою жизнь войне с обманом, который держит его страну и народ в цепях обмана и страха. И речь идет не только про нечестных политиков или коррупционеров. В первую очередь у него личная неприязнь к католической церкви (можно сказать, что ко всему христианству и религиям в целом). Не буду лгать - причины для ненависти у него действительно были. Странно другое.

Жизнь повсюду одинакова: грязь, мерзость, постыдные тайны, тёмные закоулки! Но жизнь есть жизнь — и надо брать от неё всё, что можно.

Столкнувшись несколько раз с обманом, он автоматически навешивает ярлыки на всех остальных представителей церкви. Интересно, а как он с таким мышлением вообще просуществовал? Или его обманывали исключительно священнослужители? А вояки и другие люди всегда были с ним честны, и никогда не пытались его обмануть? Я могу понять разочарование молодого юноши, чья жизнь в одночасье рушится после двойного предательства со стороны тех, кому он доверял.

- Вы были сегодня моим добрым ангелом, но, конечно, это не помешает нам ссориться в будущем

Да и в таком возрасте это действительно сильный удар, который может разрушить мир молодого человека, все так. Видите? Я не пытаюсь сделать вид, что его личный опыт и эмоции не имеют значения. Я говорю лишь про непонимание его логики. Ведь когда у него только случился внутренний переворот и слом тех ценностей, которыми он жил, он мог натворить немало глупостей или дел. Но со временем, когда он успокоился и пришел в себя, то что с ним стало?

Не о чем пожалеть, не на что оглянуться. Жалкий мирок, полный низкой лжи и грубого обмана, - стоячее болото, такое мелкое, что в нем нельзя даже утонуть.

Я повторюсь, но мне искренне непонятно почему из-за обмана одного конкретного священнослужителя, который нарушил тайную исповеди и рассказал о его переживаниях жандармам он навешивает ярлыки на всю церковь? Дескать, если один поп плохой, то значит все христианство лживо, и вообще ВСЕ религии обманывают. Дорогой мой "товарищ". А почему ты находишься в подполье, а не завязал с этим? Ведь среди твоих друзей есть предатели. Которые ради денег предадут, или даже предавали вас. И причем несколько раз.

Вы, такая отзывчивая, жалеете тело в дурацкой одежде с колокольчиками, а подумали ли вы когда-нибудь о несчастной душе, у которой нет даже этих пестрых тряпок, чтобы прикрыть свою страшную наготу?

Но я не понимаю, это ДРУГОЕ. Это нужно понимать. Если герой начнет рассуждать логически, то вся драма произведения сойдет на нет, и читатели поймут, что перед нами не ужасная жертва несправедливости и лживой системы, а человек, который сам своими руками сломал свое будущее и превратил свою жизнь в ад. Каким образом? Да очень просто.

Что было-смерти. Будущее-мне.

Внимательно перечитайте самое начало романа, в котором нам показан молодой и наивный Артур, который слепо верит церкви, своим друзьям и членам "кружка по интересам", в котором он состоит. Даже когда их начинают ловить представители власти, так как они представляли угрозу для правящей партии, он мужественно хранит все секреты и не сдает своих товарищей. Которые не столь идеалистичны как он.

Я боюсь не ада! Ад — это детская игрушка. Меня страшит темнота внутренняя, там нет ни плача, ни скрежета зубовного, а только тишина… мёртвая тишина.

Но Артур не знал о том, что некоторые священнослужители работали на государство. И когда во время исповеди он рассказал про своих товарищей, вся эта информация оказалась в руках службы безопасности. После чего им оставалось просто взять всех потенциальных террористов с поличным и посадить за решетку. В чем же тут вина нашего героя спросите вы? Я попрошу еще немного терпения, и напомню о том, что в этот не самый счастливый эпизод нашего героя он не только горел за идеалы, и был готов умереть за идею.

- Как вам угодно. А по-моему, главная причина всех наших несчастий и ошибок - душевная болезнь, именуемая религией.
- Вы говорите о какой-нибудь одной религии?
- О нет! Они отличаются одна от другой лишь внешними симптомами. А сама болезнь - это религиозная направленность ума, это потребность человека создать себе фетиш и обоготворить его, пасть ниц перед кем-нибудь и поклоняться кому-нибудь. Кто это будет - Христос, Будда или дикарский тотем, - не имеет значения.

Он еще был влюблен в свою подругу детства, которая также как и он состояла в "кружках по интересам", и которая неправильно поняла его слова, когда он признался ей в том, что некоторые его товарищи оказались за решеткой из-за его слов. Дескать он их сдал, сам того не зная. Но он то имел в виду то, что он рассказал о них на исповеди, и не ожидал предательства со стороны священнослужителя.

Может быть, я ошибаюсь, но я говорю то, что думаю.

Девушка же решила, что он буквально оказался предателем, и с презрением оскорбила его. Просто оскорбила, а не ударила ножом в сердце или попыталась убить его. Но даже этого оказалось достаточно для того, чтобы разбить невинное, юное, полное любви хрупкое сердце ранимого цветка, который изображен Артур. И привести его к единственно верной мысли - покончить с собой.

Да, вот так просто.

Он или необыкновенно умный негодяй, или величайший осел.

Именно так поступают юноши с максимализмом, которые мечтают изменить мир к лучшему, свергнуть ненавистное им правительство и построить идеальное государство. При малейшей сложности или ошибки они решаются покончить с собой, потому что прощай ужасный и несправедливый мир... Ну и все в таком духе.

Мы не должны руководствоваться тем, любят нас или ненавидят.

Впрочем, на этом моменте я еще могу его понять. Потому что его мир только рухнул дважды. Мало того, что он узнал про ложь своего духовника, к которому он относился чуть ли не как к родному отцу (как иронично), так еще и другой наставник оказался обманщиком, который работает на государство. До кучи девушка его мечты ненавидит его и считает предателем. Как же жить? Правильно, пускай холодая вода остудит его голову...

Мы, атеисты, считаем, что человек должен нести свое бремя, как бы тяжко оно ни было. Если же он упадет – тем хуже для него. Но христианин скулит и взывает к богу, к своим святым, а если они не помогают, то даже к врагам, лишь бы найти спину, на которую можно взвалить свою ношу

Спасибо и на том, что на моменте обдумывания этих мыслей он решил не убивать себя, а просто сбежать прочь. Чтобы никто и ничто не напоминало ему о той чудовищной боли, которую ему пришлось пережить...

Я и теперь люблю вас. Помните, я поцеловал вашу руку, и вы так жалобно просили меня «никогда больше этого не делать»? Я знаю, это было нехорошо с моей стороны, но вы должны простить меня. А теперь я целую бумагу, на которой написано ваше имя. Выходит, что я поцеловал вас дважды и оба раза без вашего согласия.

И наплевать на то, какую боль он причинит той же девушке, которая ему тоже симпатизировала. Первая юношеская влюбленность она такая. Немного эгоистичная, да. Какая ему разница до того, что будет чувствовать его любовь. Главное то, что чувствует ОН.

Хочешь простить, стремишься простить - и знаешь, что это безнадежно, что простить нельзя.

Такое вот интересное начало романа. И нет, друзья. Не спешите обвинять меня в спойлерах. Это буквально первая глава книги, в которой мы знакомимся с предысторией персонажей, которая позволяет нам понять почему персонажи стали такими, какими они предстанут немного позже перед нами. И дальше начинается откровенная галиматья, которая вызывала у меня разве что хмыканье и желание хорошенько встряхнуть нашего мученика за шкирку. Желательно несколько раз.

- Padre! - Артур встал и, вздрогнув, отшатнулся от края бездны.-Это похоже на преисподнюю! - Нет, сын мой,-тихо проговорил Монтанелли,-это похоже на человеческую душу. - На души тех, кто бродит во тьме и кого смерть осеняет своим крылом? - На души тех, с кем ты ежедневно встречаешься на улицах.

Потому что его типичный эгоизм так никуда и не делся. Хотя юношеские годы прошли, и должна была появиться уже настоящая, мужская мудрость. Но он так и застыл в своем состоянии вечной обиды на весь мир. И судя по всему даже не пытался что-то предпринять или выйти из этих мыслей. Ему было легче постоянно лелеять себя и чувствовать обиженным и несчастным. Хотя кто, спрашивается, заставлял его убегать из дома? Почему он просто не объяснил всю правду девушке и своим товарищам?

“у него нет другого оружия, кроме молчания.”

Что так и так, я верил священнослужителю, а тот меня сдал. Виноват, исправлюсь. Вот разбитое распятие как клятва моего отречения от заблуждений. Чем я могу загладить свою вину и принести пользу ради нашей общей победы? Но я повторюсь, что при ТАКОМ раскладе не было бы произведения "овод". Ведь нам нужно показать страдания и терзания несчастной и непонятой никем души.

Самый верный способ попасться -это убедить себя в провале заранее.

Которая страдает и мучается от непонимания мира. Которая хочет любви и немного тепла... Правда, при всем при этом ведет себя так, чтобы оттолкнуть от себя вообще любого, кто хотя бы как-то пытается о нем заботиться или проявить к нему чувства. Видимо это такая благодарность за то, что для него делают его "товарищи".

Дурно то, что одному человеку дается право казнить и миловать. На такой ложной основе нельзя строить отношения между людьми.

Вся дальнейшая история персонажа это исключительные истерики и попытки показать его важность как личности. Ему можно сыпать оскорблениями в сторону всех, но стоит кому-то невольно задеть его чувства (то есть тут даже нет специальной попытки его унизить), как его губы дрожат от оскорбленных чувств. Как они смеются надсмехаться над ним? Ведь он такой мученик и непризнанный гений. А они все лишь серая пыль рядом с ним. Да без него у них вообще бы ничего не получилось!

Приучая невежественных людей к виду крови, вы уменьшаете в их глазах ценность человеческой жизни.

У них - у некой политической организации, которая даже спустя несколько десятилетий пытается пытается поднять народ на непонятное для современного читателя восстание, так как нам не даются пояснения против кого и почему они выступают. Какие цели преследуют. И зачем им вообще это все нужно. Фактически они похожи на группу недовольных людей, которые занимаются лишь тем, что пишут гадости про людей в газете. Но делают это таким образом, чтобы не задеть власть

В ином случае за ними придут люди в погонах, и заставят отвечать за слова. А они это не любят. Ведь им нужно народ поднимать!

Если с молодёжью хорошо обращаться, уважать её, то редкий юноша доставит старшим большие огорчения. Но ведь и смирная лошадь станет брыкаться, если постоянно дёргать поводья.

Для меня "овод" в целом представляется теперь как некий фарс...

Я искренне не понимаю мотивы и ненависть героя... Ну, ладно, в детстве тебя обидели. Ты из-за пары плохих священников разочаровался в религии в целом. Бывает, хотя мне это кажется немного странным, но это я такой. Люди, которых ты никак не можешь простить, продолжают страдать и дальше. И ты это ВИДИШЬ. Своими собственными глазами. Почему не подойти к ним, не открыть свой рот, и не поговорить как взрослые люди? Сделать разбор ошибок, выслушать другую сторону? Наорать на них в конце концов, высказать все то, что накипело за долгие годы?

Это не ваша вина. Ваш бог голоден, и его надо накормить.

Нет, мы будем продолжать носить в себе это как некое "напоминание". Боюсь спросить - напоминание о чем? Что когда - то ты наломал дров, и вместо того, чтобы нести за это ответственность, решил просто сбежать из дома? Фактически Артур поступил точно также, как и те люди, которых он обвиняет в нежелании нести ответственность за свои поступки. Так в чем он тогда лучше их? Я не понимаю.

Мы не вправе отдавать все наши помыслы мертвецам.

Как я и не понимаю причину общего восхищения этим человеком. Все, что он делает на протяжении всей книги, так это оскорбляет церковь, своих союзников, цыганку, которая искренне привязана к нему. Всячески пускает едкие фразы, но смертельно обижается на малейший намек в его сторону. И при этом его все просто обожают. Не мужчина, а прямо мечта...

Вот кому нужно писать книги из разряда "научу быть токсичной звездой, чтобы все думали только о вас".

Чувствовать или не чувствовать боль — зависит от твоей воли; он не хочет ее чувствовать, он заставит ее утихнуть.

Главный герой произведения настолько незрелый и неуклюжий с точки зрения раскрытия его внутреннего мира персонаж, что мне даже неловко от того, что когда-то я ему симпатизировал и проводил параллели с собой. Да, мне действительно жалко этого человека, так как юношество у него было не самое приятное. Но я повторюсь - это было ЕГО решение сбежать из дома от проблем и ответственности. Так что обвинять кого-то еще в том ,что с ним случилось ПОСЛЕ этого, как минимум, странно.

Так что ... Вынужден констатировать тот факт, что я перерос этого мятежника.

Рабы всегда ухитряются завести себе собственного раба.

Книга написана хорошо. Претензии у меня исключительно к герою произведения. Точнее, к ему "мученичеству". Что по мне, так это просто незрелый мужчина, который вечно пытаются винить в своих проблемах других, и постоянно пытается причинить боль своим близким. Ну нравится ему видеть, как страдают другие из-за него. Таким образом видимо он получает утешение за свои годы не самого лучшего периода в биографии. Зачем тогда сбегал спрашивается?

Давайте помолчим. Когда один из нас умрет, другой вспомнит эти минуты. Забудем шумный мир, который так назойливо жужжит нам в уши, пойдем рука об руку в таинственные чертоги смерти и опустимся там на ложе, усыпанное дремотными маками. Молчите! Не надо говорить.

Мог бы написать письмо родным о том, что он живой. Попросить денег на билет обратно. Но нет...

Нам нужно создать мученика. Поэтому будет и дальше создавать алогичного и странного персонажа. Чтобы читатель еще сильнее проникся сочувствием к его ужасной судьбе.

Подытожив все написанное выше, я ставлю три балла из пяти. История все еще неплоха сама по себе. Но герой мне перестал нравиться.

Так что желаю приятного чтения тем, кто еще не знаком с романом. Надеюсь, что он вызовет у вас такие же сильные эмоции как и у меня, друзья. И до новых встреч. Берегите себя. Спасибо, что зашли в отзыв.

Достоинства
  • Ёмко
  • Заставляет задуматься
  • Революционно
  • Сильно
  • Совершенно неповторимо
††Ищущи醆рекомендует
Читать все отзывы 43
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 43
Смотрите также