Опубликовано 30 Июль, 2020 - 10:35

Здравствуйте!

В период вынужденного "бума" на отдых в России, хочу рассказать о красивейшем месте на юге Сибири - природном парке Ергаки в Красноярском крае.

Побывали мы там в 2016 году семьёй - я, моя мама и племянник 11 лет. Мама до этого уже была в Ергаках в пешеходном походе в начале 2000-х. Целью нашей поездки было познакомить ребенка с красотами местной природы, при этом сделав это в максимально комфортных условиях.

О Ергаках

Ергаки - это природный парк на юге Красноярского края, на границе с Хакасией и Тывой. Под названием "Ергаки" скрывается также горный массив, входящий в состав Западных Саян. Примечателен очень красивой природой, и, особенно, горами и скалами, многие из которых имеют очень причудливую форму.

Одной из приятных особенностей данной местности является отсутствие комаров и клещей.

Также одной из особенностей и одновременно опасностей парка является большое количество медведей. Нападения случаются почти каждый сезон - в основном виноваты в этом сами туристы, которые оставляют еду на стоянках, тем самым приманивая медведей.

Ергаки популярны как в зимний, так и в летний сезон. Зимой здесь катаются на сноуборде, лыжах и снегоходах, а летом совершают пешие походы.

Как добраться

Если вы живёте по близости, то самым удобным будет поездка на машине. У нас, к сожалению, такой возможности не было поэтому мы добирались с пересадками на поезде и автобусе.

Откуда бы вы не ехали, изначально вам необходимо будет добраться до Красноярска или Абакана, а оттуда сесть на автобус до Кызыла. Ергаки находятся рядом с трассой р257 "Енисей" соединяющую Красноярск с Кызылом и границей с Монголией. По этой трассе ходят рейсовые автобусы, которые остановятся на трассе, рядом с той базой отдыха, которую вы назовёте.

Мы с г. Канска, Красноярского края, поэтому изначально мы ехали на электричке до станции Уяр Красноярской железной дороги, а затем оттуда на поезде до Абакана. В Абакане мы были рано утром, и с ЖД вокзала отправились на автовокзал (он в паре метров), надеясь попасть на рейсовый автобус до Кызыла, но он уже ушел.

Мы сначала расстроились, но нас быстро перехватили "частники" на микроавтобусе, которых около вокзала довольно много. Сторговались мы с ними за ту же стоимость, что и заплатили бы за билет на рейсовый автобус, объяснили на каком километре трассы нас высадить и отправились в путь.

Трасса Р-257 имеет старое историческое название Усинский тракт и пролегает, в том числе, по селу Шушенское, которое знаменито тем, что здесь в ссылке жил В.И. Ленин. В селе есть музей посвященный этому периоду жизни "вождя Революции".

Трасса в хорошем состоянии и довольно живописна, похожа на Чуйский тракт на Алтае и Тункинский тракт в Бурятии (но Чуйский среди них лидер по красотам).

Дорога сначала пролегает по равнине, потом постепенно поднимается в горы, а в районе Ергак, после села Танзыбей переходит в горный серпантин.

Если вы никогда не ездили по горным дорогам, или знаете, что вас укачивает в транспорте, то лучше запастись средствами от укачивания или хотя бы "тарой" на случай неприятных ситуаций. Мы предполагали, что ребенка, не привыкшего к дальним поездкам, может укачать, поэтому заранее купили препарат Драмина. Но его нужно было дать за 15-30 минут до поездки, а мы, так как все делали "бегом", дали таблетку уже в автобусе, она не успела подействовать и ребенка все же укачало с "последствиями". На обратной дороге на серпантине укачало и меня, хотя к поездкам по трассе я привыкла. Поэтому будьте осторожныи и реально оцениваете возможности своего организма, чтобы отдых не был ничем омрачен.

Время в пути больше 3 часов. Мы заранее предупредили водителя где нас высадить, и он остановился в указанном месте. С ним мы также договорились об обратной дороге и обменялись телефонами. Как раз в день нашего возвращения он должен был забирать группу туристов с другого лагеря и заодно забрал нас. Другой вариант отъезда - выходить на трассу в примерное время прохождения рейсовых автобусов. Говорят вариант вполне реальный, но можно долго прождать. Мы, к счастью, этим вариантом не пользовались.

Где остановиться

На территории парка работают несколько баз отдыха (от комфортабельных до очень простых домиков), практически все они расположены вдоль либо в паре километров от трассы. Также в летний период функционируют "стационарные" палаточные лагеря. Ещё один вид жилья на Ергаках - поход и ночёвка в своих палатках, но этот вариант для бывалых туристов. Тем кто не обладает достаточной подготовкой, соваться в горы с ночёвкой самостоятельно, я очень не советую. Большое количество медведей - это не страшилка. Это реальность.

Мы для проживания выбрали базу отдыха Ергаки, она наиболее комфортабельная из всех, так как ориентирована на летний горнолыжный отдых, и находиться первой по трассе. О ней я оставлю отдельный отзыв.

Чем заняться

Чем заниматься в Ергаках летом? Конечно же ходить в горы. У нас сначала была мысль пойти самим, но мы быстро поняли, что сами мы сможем дойти только до близлежащих объектов вдоль трассы. "Вглубь" Ергак решили приобрести однодневные туры, в многодневные бы тоже очень хотелось, но с ребенком мы не рискнули. Очень удобно, что туры можно приобрести прямо на базе Ергаки. Гид встретит вас здесь же.

Что мы посетили сами

База отдыха "Ергаки" расположена слева от трассы на 605 километре, если ехать в сторону Кызыла. Напротив нее, справа от трассы расположено озеро Ойское.

В наших планах было гулять в свободное от экскурсий время, но они не особо исполнились, так как все куда можно было пойти пешком мы прошли ещё в первый день. Территория базы с одной стороны ограничена горой, с другой трассой, поэтому гулять можно в основном вдоль трассы, а это так себе удовольствие. В основном мы ходили к озеру. Кидали камушки и дышали воздухом. Воздух тут отменный, совсем не такой как в городе, да даже просто в лесу. А какое небо, какие звёзды!!! Дух захватывает!

Здесь немного остановлюсь на климате Ергак. Несмотря на то, что ездили мы в июле, местами на горах лежал снег, а вода в озере очень холодная (но есть конечно смельчаки, которые купаются). Погода очень переменчивая, может дуть холодный ветер и при этом нещадно палить солнце, как говорится, одетым жарко, раздетым холодно. Солнце в горах очень суровое, у меня лицо обгорело за пол часа прогулки, поэтому запасайтесь солнцезащитным кремом.

В первый день мы решили прогуляться вдоль трассы и дойти до Буйбинского перевала, где посмотреть противолавинную галерею и часовню на месте гибели губернатора Красноярского края А.И. Лебедя.

Идти нужно было около 5 км. Но дорога идёт в гору, поэтому попотеть пришлось изрядно.

На Буйбинском перевале 28 апреля 2002 года погиб, на тот момент, действующий губернатор Красноярского края А.И. Лебедь. Вертолет с генералом врезался в ЛЭП и разбился. Так как мы сами жители Красноярского края, то хорошо помним эту трагедию. На месте падения вертолета сейчас построена часовня и небольшой мемориал.

Дальше часовни по трассе расположена самая длинная в России противолавинная галерея. Мы проезжали по ней, когда ехали на базу отдыха, а теперь немного осмотрели и пешком. Заходить далеко не решились, так как по трассе ездят машины, а галерея довольно узкая.

Экскурсия "Каменный город"

На следующее утро мы отправились на экскурсию в Каменный город. Это скальные образования в парке Ергаки высотой около 40 метров.

Заброска осуществлялась на уазиках, и группа была около 12 человек (не только с нашей базы). Ехать около часа, сначала по трассе, а потом по грунтовке и бездорожью. По ходу движения мы также переезжали реку вброд. В общем протряслись не слабо)

Экскурсия подходит для неподготовленных туристов и детей, так как на территории "города" проложена экотропа, поэтому туристы ходят по построенным настилам и лестницам. Единственная сложность - приходится часто подниматься вверх. С нами был гид - молодой парень, который вел нас по маршруту, а также проводил небольшую экскурсию. Честно говоря проводник не очень понравился.

Сами скалы по виду очень напоминают Красноярские столбы. Только последние больше, более гладкие и впечатляют больше. А вот моя мама и племянник на Столбах не были, поэтому им эта экскурсия очень "зашла".

Висячий камень

Следующей экскурсией был поход на Висячий камень.

Этот тур мы также приобретали на нашей турбазе и здесь были некоторые проблемы с организацией. Маршрут начинается от Тармазаковского моста и Визит-центра, что дальше по трассе от базы отдыха "Ергаки". Утром оказалось, что добираться до старта маршрута мы должны самостоятельно, но так как у нас не было машины нам пришлось договариваться с другими участниками похода, чтобы нас взяли к себе в машину. Хорошо, что наши соседи по базе согласились нас взять (и хорошо, что у них было три места), но о таких вещах нужно предупреждать заранее!!!

Дорога от нашей базы до визит центра очень красивая! Просто захватывает дух. Вообще Усинский тракт вдоль Ергак, одно из самых красивых мест которые я видела в жизни. Красивей только Чуйский тракт на Алтае. К сожалению, по дороге мы не останавливались, поэтому фотографии панорамы, открывающейся из окна авто у нас не осталось.

Вот так выглядит начало маршрута на "Висячий камень":

В начале, пока маршрут идёт по лесу, вдоль реки, туристы идут по настилу. Настил в рекреационной зоне Ергак проложен очень во многих местах, это позволяет максимально сократить негативное воздействие туристов на природу. Затем путь идёт в гору по лесу, а потом по скалам и камням. В некоторых местах нужно подниматься хватаясь за корни, а где-то съезжать в низ чуть ли не на попе. Маршрут технически не сложный, но все же какая-никакая физическая подготовка нужна.

Группа у нас была в этот раз небольшая: мы втроём, две девушки с ребенком лет 8, и парень с девушкой. Гид в этот раз нам попался опытный, из тех с кем не страшно (вся наша семья когда то занималась туризмом, поэтому мы знаем о чем говорим). Он обычно водит группы в многодневные походы и походы на лошадях, но в тот день у другого гида был выходной, поэтому ему пришлось вести нас. Проводник нам очень понравился. Он поддерживал комфортный для всех нас темп, помогал всем спускаться и подниматься на сложных участках, следил за всеми и при этом, казалось, что он вообще не устает и для него этот поход, сравним походу в магазин. У него даже дыхание не сбилось. Хотя никакой специальной "экскурсии" и "лекции" он нам не читал, но рассказывал не много о Ергаках из личного опыта, а также о мерах предосторожности в горах. Например, рассказывал о том, что лучшим средством для того, чтобы не встретиться с медведем является шум. Поэтому на маршруте лучше громко разговаривать и вообще всячески обозначать свое присутствие. Медведи и сами не жаждут встречаться с человеком, поэтому если они вас услышат, то скорее всего обойдут стороной. В общем с гидом нам очень повезло. Мы были от него в восторге.

Первой точкой на маршруте было озеро Радужное. На нем обычно разбивают лагерь те туристы, которые идут в многодневные походы, а также с него открывается отличный вид на "Спящий Саян" и "Висячий камень".

Спящий Саян - это хребет имеющий вид спящего человека.

Вот слева направо: волосы, голова, нос, подбородок, сложенные на груди руки, ноги, и в ногах Висячий камень. Существует легенда, что Спящий Саян - это богатырь охраняющий здешние места, и в тот момент когда камень упадет Саян проснется.

Сам камень, подъем к которому начинается как раз от озера, уникален тем, что застыл в подвешенном состоянии и площадь его соприкосновения с поверхностью так мала, что по всем законам он давно уже должен был упасть. Многие, кстати, пытались его подтолкнуть, но пока безуспешно.

Около Висячего камня обычно очень много людей, но почему то это не напрягало.

Поражает как сам Висячий камень, так открывающиеся виды. Дух захватывает.

Что ещё можно посмотреть в Ергаках

Экскурсии на Висячий камень и Каменный город являются единственными экскурсиями, которые можно осилить за один день. Ко всем остальным местам придется идти в поход с палатками.

Хотя на Ергаках очень большое количество маркированных троп,все же в многодневный поход без инструктора или специальной подготовки лучше не ходить.

Хотя поход к камню считается простым для самостоятельного путешествия, по пути на него мы встретили "потерявшихся" туристов, которым дорогу потом показывал наш гид.

То, что вы можете увидеть в Ергаках за 1 день, это мизерная часть того, что там есть на самом деле. В сердце гор расположены такие красивейшие объекты как Парабола, озеро Горных Духов, перевал Художников, пики Птица,Звездный и другие. По правилам сайта я не могу размещать чужие фото, но загуглите, даже фото не оставят вас равнодушным.

Общие впечатления

Я очень люблю горные пейзажи, ничто не приводит меня в такой восторг как заснеженные пики. Сила, мощь и магия гор приводит меня в небывалый восторг. Ни море, ни пальмы, ни архитектурные памятники такого воздействия на меня не оказывают.

Ергаки - горы очень необычные. Они не очень высокие, поэтому здесь нет снежных шапок, как, например, на Алтае, но зато здесь очень много гладких скальных пиков, что делает пейзаж уникальным и запоминающимся. Кроме того, Ергаки довольно доступны - расположены около трассы, компактны и для их посещения не нужно выкладывать круглую сумму только за заброску на маршрут.

Для неподготовленных туристов и любителей комфорта, есть возможность комфортного проживания и несложных маршрутов, для бывалых туристов - маршруты с потрясающими пейзажами.

В настоящий момент Ергаки занимают второе место в моем личном списке самых красивых мест. На первом месте Алтай. В планах - вернуться сюда с мужем и пойти в многодневный поход.

Несмотря на то, что парк имеет региональное значение, по моему мнению, это одно из красивейших мест в Сибири.

Приятных Вам путешествий!

• Кристально-чистый воздух
  • Очень красиво
  • Хороший активный отдых
  • Наличие медведей
Vasileniaрекомендует
30.07.2020
Впечатляюще)
Спасибо за отзыв! Прекрасные пейзажи, энергетика ощущается даже на фото. Висячий камень действительно поражает!
И здорово, что нет комаров и клещей. У нас с Новосибирской области это прямо бич.
31.07.2020
Да, у нас в Красноярском крае тоже. Даже отдыхать на озера в Хакасию ездим, лишь бы только от комаров сбежать