Я не хочу писать отзыв обо всей книге, так как хотя я и прочла ее уже четыре раза, в первый раз - еще в школе, а четвертый, и надеюсь, не последний - закончила чтение 6 дней назад, но все-таки пребываю в убеждении, что книга эта настолько глубока, что вряд я еще и половину мыслей, таящихся в ней усвоила. Поэтому о целой книге, да еще в отзыве, написать я пока что не берусь, даже и места бы не хватило, тут скорее понадобилась бы серия статей - по одной на каждую мысль, которую я почерпнула у Достоевского. Но вот о чем я подумала. Известно, что Федор Михайлович, когда писал эту книгу, задумку имел следующую - ему не давали покоя лавры Гоголя, который, как известно, в первой части "Мертвых душ" вывел все самые отвратительные черты своего века и дал портреты неприятных людей. То есть, так сказать "вскрыл язвы общества", дабы оно могло на них полюбоваться и направиться в лучшую сторону. А вот во второй части "Мертвых душ" Гоголь поставил себе задачу посложнее, а именно - написать портрет идеального человека. Героя нашего времени с большой буквы. Настоящего героя. Точнее говоря, настоящего Человека, который остается человеком несмотря на реалии жизни, и даже преуспевает, не становясь при этом ни подлецом, ни сволочью. Задача нетривиальная. И Достоевский тоже хотел ее разрешить. Тем более, что Гоголь со своей миссией, кажется, не справился, во всяком случае второй том "Мертвых душ" он сжег. С тех самых пор, как "Идиот" опубликован, критики размышляют над вопросом: "А удалось ли Федору Михайловичу написать портрет идеального человека?" И если да, то почему он "обозвал" этого человека "идиотом"? Вот и я поразмышляю. Как говорится, практика - критерий истины. Мне представляется, что как бы то ни было, человек, если он любит и ценит свои идеалы, своих друзей, свою любовь - он ими не должен жертвовать, и не должен, скажем так, убивать себя раньше времени. Хотя, конечно, вопрос - а когда приходит "то самое время". Уж не знаю. Наверное, решать читателю. А значит - и мне тоже. Так вот мне кажется, для Мышкина "то самое время" когда пришел момент пожертвовать собой на благо человечества - еще не наступил. И в тот момент, когда Рогожин свалил на его хрупкие плечи бремя пребывания с мертвой женщиной и убийцей в одной комнате в течение целой ночи, коего пребывания Мышкин не смог перенести, его бедная психика не выдержала, так вот в этот момент, как мне представляется князю следовало бы спасти самого себя - бежать оттуда подальше. Но он этого не сделал. Может быть именно поэтому автор почел его "недальновидным человеком", и вынес вердикт в заглавие книги? Думаю, что это вполне возможно. В любом случае, огромная благодарность Федору Михайловичу за возможность наслаждаться этим произведением! Низкий поклон! 10 из 10