Опубликовано 4 Июнь, 2020 - 10:52

В конце апреля приобрёл курс по веб-разработке от Яндекс Практикума.

Надо сказать, первые полтора месяца (а это два учебных модуля) были продуктивными, познавательными и интересными. Первое впечатление оказалось обманчивым.

 

Затем, когда учебный модуль по вёрстке подошёл к концу, я понял, что знаний, предоставленных курсом, явно недостаточно для того, чтобы самостоятельно заниматься вёрсткой.

Итого. За полтора месяца всего два макета по вёрстке. Серьёзно? И это должно сделать из меня верстальщика?

 

В чате (Slack) как ни задашь вопрос, отвечают туманно и намёками (К наставнику потока претензий не имею. Он старался).

 

Надеешься, что за 95 тысяч из студента должны сделать универсального солдата.

На деле же этого нет. Ты предоставлен сам себе. Дополнительную информацию ищи сам.

 

Хорошо. Но тогда возникает вопрос: зачем нужны вы, если я могу искать сам? Непонятно.

 

О код-ревью. Я всё понимаю, нужно, чтобы студенты относились к учёбе серьёзно. Но тогда и вы следите за компетенцией ревьюеров. Мне, правда, повезло. За всё время попались ревьюеры, которые детально просмотрели работу, нашли ошибки и написали развёрнутые комментарии (Что, где и как нужно подправить). А кому-то из однокурсников повезло менее: ревьюер либо находил ошибку там где её нет, либо, проверяя работу во второй раз, находил те ошибки, которые не заметил в первый.

 

Ладно. Человеческий фактор. С кем не бывает. Но, зная о таких казусах, Яндекс Практикум, неужели так трудно давать работу студента на проверку ревьюерам в две-три руки? Чтобы проверял не один, а два ревьюера. Так же эффективней. Не заметил ошибку один человек - так заметит второй.

 

В моём представлении обратная связь со студентом – это не наставники, которые имеют где-то основную работу и отвечают постольку-поскольку, и не «мёртвые души» (ревьюеры), которые, бог его знает, что же они там имели в виду своим замечанием, а человек, основная работа которого – вовремя отвечать на все возникающие вопросы студентов. А когда 70 студентов приходится на 7-8 наставников, о каком качестве обратной связи может идти речь?

Яндекс Практикум, мой вам совет: наймите в штат хотя бы одного опытного разработчика, в чью задачу входило бы всего лишь – всё время находиться в чате и отвечать доступно, простыми словами на все возможные вопросы студентов. Даже от одного такого человека пользы для проекта будет в разы больше, чем от всей вашей армии маркетологов, менеджеров, SEO-шников и прочих гуманитариев. Яндекс, вы не бедствуете. С вас не убудет.

 

Теперь о тренажере: не буду говорить о том, что он глючный и временами тормозит ваш учебный прогресс багами. Это и так понятно. В таких больших и сложных программных продуктах без этого, видимо, никуда. Хорошо хоть обратная связь с технической поддержкой работает исправно и быстро устраняет ошибки.

Но чего простить никак не смогу – так это отсутствие информативности. Этот тренажер НЕ справляется со своей главной задачей. Он НЕ учит.

Вот, например, возьмём раздел по гридам. Здорово, что Яндекс решил осветить эту технологию. И в тренажере вроде как задания составлены красиво. Но они не учат.

 

Всё, что требуется от меня, - это послушно вбивать две три (утрирую) строчки своего кода в покрывало чужого кода, чтобы увидеть результат. Но как я смогу понять логику работы в этом задании, если весь этот код на экране – он не мой? Не я его писал.

 

Вы хотя бы перед выполнением задания вставляйте анимацию, в которой отображалось бы "До" и "После" написания кода, чтобы человек представлял для чего ему сейчас предстоит править код.

 

Последней каплей терпения стало то, что я обнаружил совершенно бесплатный сайт freeCodeCamp, на котором задаром предоставлена полезная и актуальная информация, в том числе по гридам и флексбоксу.

Яндекс Практикум, как же, блин, так вышло, что на зарубежном бесплатном (!) ресурсе тренажер по гридам объясняет всё куда лучше, чем ваш тренажер, за который предлагается заплатить 95 тысяч? Вам самим не стрёмно?

 

Если просите такую сумму, то доведите продукт до ума, а не выпускайте на рынок сырой огрызок. В настоящий момент курс НЕ стоит таких денег. Уже учусь в другом

 

месте, и мне есть с чем сравнить.

 

О времени прохождения: на него нужно выделять явно не по два часа в день. В действительности нужно куда больше. Ладно я. Мне повезло со свободным временем. Его было в избытке (Спасибо государству). Но даже с этим я минимум по двое суток тратил на теорию и тренажер.

Причем, возникал диссонанс: теория перед практикой в тренажере преподнесена лаконично, понятно, но как составлены условия к заданиям в самом тренажере – это тихий ужас. Такими расплывчивыми формулировками можно смело составлять законы в стране.

Хотя и по теории тоже есть вопросы. Про мощную, полезную функцию calc всего одна куцая страница. Хочешь изучить больше – вот тебе сложная статья с графиками, линейными интегралами.

По-вашему, я похож на академика, чтобы переварить всё это с первого раза?

Разве искусство преподавания не должно заключаться в том, чтобы сложные вещи объяснить простыми словами?

 

Что касается денег за курс. После того как я отчислился мне их так и НЕ вернули. Даже на момент написания отзыва. Но это уже другая история. Пусть с Практикумом теперь разбирается Роспотребнадзор.

Надеюсь, мой отзыв предостережет всех тех, кто намеревался потратить свои сбережения на Практикум. В настоящее время, по моему мнению, он явно того не стоит. Может быть, изначально в Практикум и была заложена благая цель, но в итоге она пала жертвой работы маркетологов (на рекламу которых я и повёлся в итоге).

 

P.S. Бонусом: когда руководителя факультета веб-разработки в вебинаре спросили «А почему всё таки 10 месяцев обучения?», тот ответил «Потому что так сказали наши маркетологи». Ха-ха. Замечательно.

Достоинства
  • Теория
Недостатки
  • Не совсем информативно
  • Тренажер подвисает
ruslan_astratovне рекомендует
Читать все отзывы 77
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
12.06.2020
не могли бы вы, пожалуйста, подсказать, где вы сейчас учитесь? училась в более раннем потоке и тоже ушла после модуля верстки по тем же причинам.
12.06.2020
Сейчас учусь в WebCademy. На данный момент всё устраивает.

Если появляются вопросы (а они появляются), я их задаю - кураторы отвечают. Обратная связь есть.
12.06.2020
большое спасибо за ответ!
Официальный представитель Яндекс Практикум
17.06.2020
Руслан, здравствуйте! Мы уже вам отвечали на этот отзыв на другом ресурсе, но на всякий случай продублируем ответ и здесь:

Спасибо за подробный отзыв — ценим время, которое вы провели с Практикумом, и благодарны за то, что делитесь своим опытом.

Прокомментируем отдельные тезисы с самого начала, про два макета за полтора месяца: в реальной разработке подготовка даже небольшого одностраничного сайта может занимать несколько недель, поэтому для новичка два базовых макета за полтора месяца — хороший результат. Должно ли это сделать из вас верстальщика? Нет, не должно. При изучении JS (и далее, включая диплом) в проектных работах студенты продолжают работать с вёрсткой. Мы не придерживаемся логики академических сценариев, когда работа с HTML и CSS заканчивается сразу по завершении блока, в названии которого есть слова HTML и CSS.

Об ответах на вопросы «туманно и намёками». Базовый принцип поддержки в Практикуме звучит так — мы не даём прямых ответов. Именно это помогает студенту приобрести навык самоходности, важный в дальнейшей реальной работе. При этом в процессе мы открыты к тому, чтобы обсуждать работу наставника, если она не устраивает студента, не помогает. То же касается и случаев, когда один ревьюер обнаруживает ошибку другого, как и в реальной жизни, люди ошибаются. Собираем обратную связь, улучшаем чеклисты и взаимодействие с ними. Почему работу проверяет только один ревьюер, а не несколько? Тоже расскажем: если будут проверять два ревьювера, то конфликты и спорные моменты, которые растянут проверку во времени, возрастут, итоговая польза от этих споров сомнительна (мы проверяли), а ждать результатов студент будет много дольше.

Согласны, кажется, что и правда можно взять крутого разработчика, чтобы он отвечал на вопросы. Почему «кажется» — увы, но так не получится.
По-настоящему крутые веб-разработчики не смогут сидеть 24/7 в чате и ждать вопросов, чтобы на них ответить. Ну, хотя бы потому, что такой человек быстро перестанет быть крутым разработчиком. Подсветим то, что писали выше: мы не даём прямых ответов, наставник направляет и подсказывает. И это значит только то, что, естественно, в любой момент вы можете сказать, что этого было недостаточно и вообще всё не так, и мы всё как следует вместе обсудим и попробуем что-то придумать. В ситуации тет-а-тет обучения такого общения было бы мало, но помимо наставника у студента есть код-ревьюеры, старший студент (помощник наставника), куратор группы, и служба поддержки онлайн.

Учит ли тренажёр? Нам кажется, что да — по нему отучилось несколько сотен студентов, десятки из которых хотели стать и, что самое важное, стали разработчиками. Объективную обратную связь по всему десятимесячному треку обучения мы регулярно собираем и вносим улучшения. Это можно сказать и про данные по затратам на время обучения, их нужно было много, поэтому только недавно с момента запуска смогли набрать достаточную выборку для того, чтобы сделать выводы. По ним в среднем действительно уходит больше времени, чем 10 часов в неделю, правильнее сказать 10-20, скоро напишем об этом на лендинге. Тем не менее, это не отменяет того, что многие не совпадают по времени обучения в обратную сторону, и проходят трек быстрее.

Информацию по всем темам нашего курса действительно можно найти в интернете. Да, можно научиться не только по нашим материалам и не только у нас, можно даже научиться бесплатно и намного быстрее — здесь многое зависит от готовности искать и сопоставлять информацию. Мы сами тоже очень любим free code camp, но это именно только тренажёр, он не даёт обратной связи на код (кроме верно или не верно), не предлагает нормальной практики, не организует темп в обучении, не помогает в трудоустройстве.

Мы продолжим общаться с вами в поддержке, чтобы решить вопрос с возвратом, к сожалению, это немного затянулось из-за причин, о которых вы нам рассказали в письме, но попробуем сделать всё как можно быстрее. И будем ждать вас в Практикуме, всегда рады видеть среди студентов людей, которые так тщательно относятся к обучению, это большая помощь тому, чтобы мы стали ещё лучше.
12.01.2023
А смотрю ребята, что третий год у вас какие-то проблемы с возвратом денег и вы никак их не решите. Может проблема в вас? Я отчислилась в ноябре, а деньги в полном объёме так и не получила. Зато получила хамство и игнор.
Другие отзывы
Читать все отзывы 77
Смотрите также