В конце апреля приобрёл курс по веб-разработке от Яндекс Практикума.
Надо сказать, первые полтора месяца (а это два учебных модуля) были продуктивными, познавательными и интересными. Первое впечатление оказалось обманчивым.
Затем, когда учебный модуль по вёрстке подошёл к концу, я понял, что знаний, предоставленных курсом, явно недостаточно для того, чтобы самостоятельно заниматься вёрсткой.
Итого. За полтора месяца всего два макета по вёрстке. Серьёзно? И это должно сделать из меня верстальщика?
В чате (Slack) как ни задашь вопрос, отвечают туманно и намёками (К наставнику потока претензий не имею. Он старался).
Надеешься, что за 95 тысяч из студента должны сделать универсального солдата.
На деле же этого нет. Ты предоставлен сам себе. Дополнительную информацию ищи сам.
Хорошо. Но тогда возникает вопрос: зачем нужны вы, если я могу искать сам? Непонятно.
О код-ревью. Я всё понимаю, нужно, чтобы студенты относились к учёбе серьёзно. Но тогда и вы следите за компетенцией ревьюеров. Мне, правда, повезло. За всё время попались ревьюеры, которые детально просмотрели работу, нашли ошибки и написали развёрнутые комментарии (Что, где и как нужно подправить). А кому-то из однокурсников повезло менее: ревьюер либо находил ошибку там где её нет, либо, проверяя работу во второй раз, находил те ошибки, которые не заметил в первый.
Ладно. Человеческий фактор. С кем не бывает. Но, зная о таких казусах, Яндекс Практикум, неужели так трудно давать работу студента на проверку ревьюерам в две-три руки? Чтобы проверял не один, а два ревьюера. Так же эффективней. Не заметил ошибку один человек - так заметит второй.
В моём представлении обратная связь со студентом – это не наставники, которые имеют где-то основную работу и отвечают постольку-поскольку, и не «мёртвые души» (ревьюеры), которые, бог его знает, что же они там имели в виду своим замечанием, а человек, основная работа которого – вовремя отвечать на все возникающие вопросы студентов. А когда 70 студентов приходится на 7-8 наставников, о каком качестве обратной связи может идти речь?
Яндекс Практикум, мой вам совет: наймите в штат хотя бы одного опытного разработчика, в чью задачу входило бы всего лишь – всё время находиться в чате и отвечать доступно, простыми словами на все возможные вопросы студентов. Даже от одного такого человека пользы для проекта будет в разы больше, чем от всей вашей армии маркетологов, менеджеров, SEO-шников и прочих гуманитариев. Яндекс, вы не бедствуете. С вас не убудет.
Теперь о тренажере: не буду говорить о том, что он глючный и временами тормозит ваш учебный прогресс багами. Это и так понятно. В таких больших и сложных программных продуктах без этого, видимо, никуда. Хорошо хоть обратная связь с технической поддержкой работает исправно и быстро устраняет ошибки.
Но чего простить никак не смогу – так это отсутствие информативности. Этот тренажер НЕ справляется со своей главной задачей. Он НЕ учит.
Вот, например, возьмём раздел по гридам. Здорово, что Яндекс решил осветить эту технологию. И в тренажере вроде как задания составлены красиво. Но они не учат.
Всё, что требуется от меня, - это послушно вбивать две три (утрирую) строчки своего кода в покрывало чужого кода, чтобы увидеть результат. Но как я смогу понять логику работы в этом задании, если весь этот код на экране – он не мой? Не я его писал.
Вы хотя бы перед выполнением задания вставляйте анимацию, в которой отображалось бы "До" и "После" написания кода, чтобы человек представлял для чего ему сейчас предстоит править код.
Последней каплей терпения стало то, что я обнаружил совершенно бесплатный сайт freeCodeCamp, на котором задаром предоставлена полезная и актуальная информация, в том числе по гридам и флексбоксу.
Яндекс Практикум, как же, блин, так вышло, что на зарубежном бесплатном (!) ресурсе тренажер по гридам объясняет всё куда лучше, чем ваш тренажер, за который предлагается заплатить 95 тысяч? Вам самим не стрёмно?
Если просите такую сумму, то доведите продукт до ума, а не выпускайте на рынок сырой огрызок. В настоящий момент курс НЕ стоит таких денег. Уже учусь в другом
месте, и мне есть с чем сравнить.
О времени прохождения: на него нужно выделять явно не по два часа в день. В действительности нужно куда больше. Ладно я. Мне повезло со свободным временем. Его было в избытке (Спасибо государству). Но даже с этим я минимум по двое суток тратил на теорию и тренажер.
Причем, возникал диссонанс: теория перед практикой в тренажере преподнесена лаконично, понятно, но как составлены условия к заданиям в самом тренажере – это тихий ужас. Такими расплывчивыми формулировками можно смело составлять законы в стране.
Хотя и по теории тоже есть вопросы. Про мощную, полезную функцию calc всего одна куцая страница. Хочешь изучить больше – вот тебе сложная статья с графиками, линейными интегралами.
По-вашему, я похож на академика, чтобы переварить всё это с первого раза?
Разве искусство преподавания не должно заключаться в том, чтобы сложные вещи объяснить простыми словами?
Что касается денег за курс. После того как я отчислился мне их так и НЕ вернули. Даже на момент написания отзыва. Но это уже другая история. Пусть с Практикумом теперь разбирается Роспотребнадзор.
Надеюсь, мой отзыв предостережет всех тех, кто намеревался потратить свои сбережения на Практикум. В настоящее время, по моему мнению, он явно того не стоит. Может быть, изначально в Практикум и была заложена благая цель, но в итоге она пала жертвой работы маркетологов (на рекламу которых я и повёлся в итоге).
P.S. Бонусом: когда руководителя факультета веб-разработки в вебинаре спросили «А почему всё таки 10 месяцев обучения?», тот ответил «Потому что так сказали наши маркетологи». Ха-ха. Замечательно.