Наверно в меня сейчас полетят тапки, но фильм меня почему-то совсем не тронул. Смотрела его не один раз, и постоянно при просмотре формируется жуткое чувство усталости от бесконечных убийств, жестокости, цинизма и ощущения какой-то нереальности происходящего. 3 часа для такой тяжелой темы - это слишком много. Слишком много насилия, безнадежности, слишком много лишнего, невнятного, ненужного, растянувшего этот фильм до невозможного. Конечно тема Геноцида еврейского народа важна, ее нужно освещать, ее нужно обсуждать, о ней непростительно забывать, но "Список Шиндлера" на мой взгляд не самая удачная картина, пытающаяся раскрыть эту тему. Фильм слишком затянут, убийство в фильме становится обыденностью, нормой, и при этом почти не чувствуется драматизм, нет натянутой струны драмы, высшей ноты психологического напряжения, когда речь идет о жизни и смерти, игра актеров неубедительна, а реплики героев поражают нелепостью.Чего стоит фраза "Я не буду прятаться как животное!", "я не полезу в канализацию!" - и это слова человека стоящего на грани жизни и смерти? Не верю!!! Уместно ли в таком фильме рисовать евреев столь наивными, гордыми и глупыми, непонимающими происходящего. Ведь преследование и уничтожение евреев началось не в 1939 году, а намного раньше. Чего стоит торгашеский дух евреев из гетто, утверждающих, что деньги всегда деньги, или эпизод переселения в гетто зажиточных евреев, которые при виде обшарпанной комнатки вскрикивают "о, боже, что может быть хуже!" Неужели в оккупированной стране нет ничего хуже обшарпанной комнатки?? Как-то слабо верится, что представители столь умного народа не могли адекватно оценивать обстановку. Даже прожив в гетто больше года они глубокомысленно утверждают, что гетто - это свобода. Однако понять эту свободу мне не дано. В фильме евреи предстают как пассивная рабочая сила, что-то типа рабов, которые безропотно работают, безропотно подставляются под пули, но самое главное во что бы то ни стало дорожат своими накоплениями (нам показывают семью, которая, услышав приближающийся погром, первым делом в прикуску с хлебом съела запасы украшений). Не увидела я в этих людях ни силы духа, ни сопротивления, покорность безропотного стада, не более. А ведь в действительности евреи в гетто пытались противостоять фашистам, организовывали побеги, сопротивление, спасали своих детей. Была в гетто и культурная жизнь, которая помогала не сломиться морально и психологически, была взаимопомощь и поддержка. В "Списке Шиндлера" мы видим лишь беспомощное стадо, которому нужен спаситель. И Шиндлер поневоле им становится. Сначала в погоне за выгодой и богатством, потом из тщеславия и честолюбия, и возможно лишь в конце несколько осознанно. Фигура Шиндлера несколько противоречива сама по себе. Для начала важно понять, что спасал он евреев не на свои деньги, а на деньги евреев, которые вложил в производство, отобранное оккупантами у еврея, и деньги которые заработал благодаря труду евреев. Этот человек большую часть фильма утверждал, что его волнует только прибыль и деньги, война вдохновляла его, ибо в ней он видел причину успеха своего предприятия. Почему ближе к концу войны его прагматичный и меркантильный взгляд на жизнь переменился в фильме не объясняется. Можно лишь предположить, что дело было не во вдруг из неоткуда проснувшемся альтруизме, а в тщеславии человека, который нашел особое удовольствие проявлять свою высшую власть, милуя осужденных. Именно этому он учил эсэсовского офицера. А может, наблюдая неблагоприятную для фрицев обстановку на фронте, Шиндлер решил поступить выгодным для себя образом. Не разглядела я в этих мотивах человеколюбия, сострадания, ибо только с холодным сердцем можно наблюдать с высоты холма жестокую сцену ликвидации гетто, а потом убеждать кого-то, что офицеры СС люди добрые и в принципе хорошие, а жестокими их сделала война. И даже финальные слова покаяния с сцене с кольцом почему-то для меня неубедительны. Не верю!!!
Отдельно хочу отметить: когда я писала сей отзыв, я писала о фильме, а не об оценке поступков реального Оскара Шиндлера, спасшего более 1000 евреев от смерти в лагерях. Отдельного внимания заслуживает судьба этого человека, который умер в полной нищите, в последние годы своей жизни довольствуясь пособиями еврейских организаций. Мотивы поступков этого человека по отзывам современников тоже достаточно противоречивы.