То, о чем доподлинно неизвестно – априори становится пристанищем особого внимания, слухов и недоразумений. А что вы знаете о Корее? Нет-нет, не о той, где миниатюрные азиатские девчушки одеты во все яркое, не о той, в чьих стенах ежегодно выпускаются по несколько популярных девчачьих групп типа «Blackpink», штурмующих хит-парады. Северная Корея – это нечто недосягаемое, подобно африканскому племени-каннибалам – мы знаем, что они где-то есть, но воочию вряд ли когда-нибудь увидим. А какие у вас ассоциации есть с этой страной? Для меня это было:
-старомодная одежда, больше похожая на фотографии из прошлых сталинских времен: тугие белые воротнички, серые одежды, скромные платья для женщин;
-установленные правила в отношении корейского стиля: цветовая гамма и определенные виды прически, отсутствие покраски волос; за ношение джинсов можно угодить в тюрьму;
-чрезвычайный голод населения, из-за которого многие бегут в Китай или к южным собратьям;
-отсутствие выхода в интернет и т.д.
А чтобы понять, есть ли хоть доля правды в этом – мой взгляд остановился на исследовательской работе Пирсона и Тюдора под редакцией нашего соотечественника Андрея Ланькова. В предисловии дана его оценка исследования зарубежных коллег, а на последующих страницах – его комментарии к каким-либо фактам. Андрей Ланьков – востоковед, кандидат исторических наук, ранее работал в университете Канберры в Австралии, сейчас же – трудится профессором в университете Южной Кореи. Вся информация представляет собой выжимку из газет различных стран, радиовещаний, общения с перебежчиками и теми людьми, кто занимается контрабандным ввозом товара. А кому верить, если не им?
На самом деле- вопросов поднято достаточно много и каждый из них освещен в той степени, призванной унять любопытство иностранцев, и особенно – европейцев, т.к. для нас некоторые факты быта и жизни корейцев покажутся даже не странными, а абсурдными! Давайте я приведу пример некоторым вещам:
-О том, что каждый человек занят на государственной обязательной работе и о низких выплатах:
Зарплата заводского рабочего составляет около 2000 вон в месяц, поэтому неудивительно обилие сообщений о том, что с государственных фабрик выносят практически все, сделанное из металла, или о том, что рабочие выносят с фабрик продукцию и пускают ее «налево». По официальному курсу рабочий не мог бы себе позволить даже пачку сигарет на свою месячную зарплату — не говоря уже о зажигалке, чтобы прикурить.
-О запрещенной частной деятельности на рынках:
Замужние женщины избавлены от несения государственной службы, что оставляет им время для торговли на рынках. Это превращает их в основных добытчиц и ставит традиционные взаимоотношения мужа и жены под угрозу.
При этом и многие занятые на официальной работе занимаются частной торговлей — мужчины вполне могут присоединяться к своим женам. Иногда люди месяцами не появляются в своем трудовом подразделении под предлогом недомогания — в это время они торгуют чем-то где-то в других частях страны.
-О незаконной пластической хирургии:
Как и все другие виды пластической хирургии, блефаропластика (изменение разреза глаз/век) в Северной Корее незаконна. Доказать, что кто-то прошел эту операцию, сложно, поскольку есть люди, которые рождаются с «европейским» разрезом глаз. Обвиненные в том, что им провели блефаропластику, могут попросить родственников и друзей подтвердить, что они родились с такими веками. И даже если вина доказана, нет ничего, чего нельзя было бы поправить с помощью взятки.
-О полиции стиля, что пристально бдит за гражданами:
Слишком яркий или слишком сексуальный наряд может восприниматься как своего рода диссидентство. Даже скромные серьги-«гвóздики» были под запретом до 2010 года. Министерство общественной безопасности мобилизовало активистов в натуральные отряды полиции стиля — эти дружины следят за тем, чтобы люди не выделялись своим внешним видом и не совершали «стилепреступлений» против принятых правительством стандартов.
-О разнице мировоззрений в столице Пхеньян и в провинциях, например, в городе Чхонджин:
Даже Пхеньян не способен сравниться с Чхонджином в вопросах стильности. Это может показаться неожиданным, поскольку именно в Пхеньяне обретаются как новые деньги, так и старая власть. Но порядки в столице куда более строгие, и ортодоксия поддерживается более ревностно. Это означает, что наряд, который молодая жительница Пхеньяна позволяет себе носить только дома, в Чхонджине можно спокойно встретить на улице.
-о туризме:
Обычному северокорейцу вряд ли может даже прийти в голову идея о том, что можно отправиться в зарубежную турпоездку. Это абсолютно незаконно и исключительно экзотично для любого, кто не принадлежит к правящей верхушке или новым торговцам-богатеям. К сожалению, внутренний туризм в КНДР — почти такая же редкость для очень многих, хотя он и растет. Прежде всего жителям КНДР запрещено выезжать за пределы своего уезда или города ради поездки куда бы то ни было без соответствующего разрешения.
И многое, многое другое, всего и не расскажешь. Конечно, за правду абсолютно все брать не стоит – ведь мнение обозленных на свою страну перебежчиков вряд ли можно назвать приемлемым и адекватным. Но вот информация о северокорейских китайцах, о стройбатах, коммуникации, и загадочном сонбун (досье на каждого человека, его рейтинг, репутаций, о котором он может и не знать, но явно ощущать его в жизни) – более чем интересна. Она шокирует и удивляет, преподнося свою страну как нечто безумно странное, но притягивающее взгляд.
Получила колоссальное удовольствие и от перевода А. Соловьева, который простыми словами донес до читателя мысль авторов. Моя душенька довольна.
Прям вот 10 из 10.