Наверное, главное неудобство аудиокниг – это то, что ты не можешь пролистать книжечку вперед. Не люблю я эти витиеватые сюжеты, я их всегда наперед прочитываю. Ибо дело ведь не в сюжете: кто же убил Кролика Роджера? Один раз посмотрел и забыл. Бабушка Бакмана не такая.
Нет, ну конечно, сюжет ее без пол-литра не пролистаешь. От слишком нависающих тайн, где-то в первой четверти книги я стала сразу искать спойлер в сети. Благо не все интернет-пространства такие принципиальные и нашла я его довольно быстро. Не новинка все-таки. Так вот главное в Бакмане, что даже узнав спойлер, вы не бросите читать книгу до конца. Бывало со мной, что узнав весь сюжет, я бросала книгу. Нет, Бабушка Бакмана не такая, совсем не такая. Она не такая как все.
И я считаю, что это единственный способ прочесть книгу: не втюхиваться в нее день и ночь напролет, ожидая развязки. Бабушку надо читать размеренно и сосредоточенно оставляя себе перерывы на раздумья, кушать, как хорошее блюдо. Иначе, ничего кроме колик вам на память не останется. Ну, конечно, это мой личный темп и моя любимая манера чтения. Там уж каждый для себя выбирает. Я не люблю книги глотать.
Это удивительный живой текст обо всем сразу. Не впервой мы встречаем фоновых персонажей, становящихся главными, таких как Эльса. Ведь книга собственно не о ней, а о целом кондоминиуме. Все эти удивительные истории сказочных героев, связанных Бабушкой и Эльсой – они невероятны и при этом так жизненны. Здесь обо всем, и о проживании потерь, и о внутренних поломках, и о толерантности.
Кстати, о последнем. Сама история и Эльсы, и ее бабушки в первую очередь тем, что ну как же так! Это же Швеция, это цивилизация и при этом там так активно не принимают и бабушку, и внучку. Не такие они. И хотя Бакман в конце ставит все с ног на голову, и непринятыми оказываются те, кто не принимают, самое первое впечатление – и это толерантная Швеция?! Но если дочитать книгу до конца вы поймете, как удивительно из практически подросткового самоотчуждения Эльсы мы входим в новый свободный мир, и как это быть принятым со всеми своими потрохами. Вообще, центральная идея книги, на мой взгляд – идея принятия, идея быть принятым таким, какой ты есть. И все, что заставляет нас быть не принятыми находится, прежде всего, в наших собственных головах.
Не даром в книге постоянно упоминается Гарри Поттер. Потому что для меня Гарри – это история взросления. И Бабушка – это тоже история взросления.
Вообще, книга Бакмана – это такая типично скандинавская литература. Это почти Мумий Тролль для взрослых. Это северный мистический реализм. Читать его порой горько, но потом наступает такой удивительный катарсис, ради которого, как правило, ты и берешься за чтение книг или просмотр спектаклей или фильмов.
Читает Марина Лисовец. Это одна из немногих чтиц, которая не раздражала меня имитацией мужских голосов. Скорее потому, что она несильно в этом переусердствует, в отличие от многих. Как-то у нее это естественно получается.
Если бы мне предложили когда-нибудь иллюстрировать эту удивительную книгу, я бы не раздумывая согласилась. Ибо образы героев настолько насыщены и живы, что невозможно их не оживить на листе бумаги еще и красками.