Опубликовано 2 Май, 2023 - 19:47

  • Опыт использования:
    один раз
Привет всем! Дочитала я эту странную книгу и теперь делюсь впечатлялками. Понравилась ли мне книга в целом? Скорее да, чем нет. В восторге ли я от неё? Скорее нет, чем да. Во-первых, автор, назвавший себя Курбан Саид, должен, по мысли читателя, ну по крайней мере, такого как я, владеть "восточным" материалом "изнутри", но нет! Этого не происходит, да, видно, что человек, написавший книгу "увлекается" востоком и где-то даже знаком с исламом (очень-очень поверхностно, могу сказать), все его знание - это набор штампов о востоке и о мусульманах в частности. Восток, который описывает Курбан Саид - это не настоящий восток, а, скорее то, что об этом обо всём думают европейцы. Я нашла здесь множество штампованых фраз, алогичную манеру поведения, которой страдает главная героиня Азиадэ, к примеру. Когда муж называет её дикаркой, она соглашается, и вообще, когда кто-либо говорит о родной для неё стране, что там все "дикари", нет даже намёка на несогласие, хотя бы внутреннее. С одной стороны, автор показывает нам, что для Азиадэ западный мир чужд и непонятен и что она полностью привержена своей родине и традициям, но иногда проскакивают странные выражения типа "Я с радостью исполняла свой долг, в глазах моего мужа было счастье, когда он видел мои глаза, мои губы, мою грудь". Заметьте, девушка пишет о своих прелестях не кому-нибудь, а папе, что недопустимо. Неужели автор, для которого восточная тема является ключевой, мог этого не знать? Курбан Саид (настоящее имя которого Лев Нусенбаум), очень часто допускает такого рода странности. Или, к примеру: "Отец, это было тяжёлым испытанием - встретиться с человеком, которому я была предназначена и для которого когда-то изучала арабские молитвы и персидские стихи." Вот тут хочется сказать автору " - позвольте, разве молитвы учат для кого-то, помимо Бога?" Такие ошибки создают у читателя неверную картину как о самой религии мусульман, так и вообще приводят к простым искажениям фактов. Вот потом, откуда берутся и дальше продолжают жить мифы о восточных людях и о других культурах. Пока я читала книгу, меня не покидало стойкое ощущение нереальности происходящего в книге, нереальности в смысле некоего маскарада, ряженности, если угодно. Словно главная героиня лишь нарядилась турчанкой, что-то где-то прочитала, где-то что-то услышала об "османском доме" и о Турции, и затосковала о далёком крае, но под этой маской турчанки скрывается обычная европейская девушка, которой только примечталось, что она турецкая султанша. Я могла бы привести ещё множество несостыковок, которые становятся ясными человеку, хоть немного знакомому с исламом. Только одного не могу взять в толк, как Лев Нусенбаум этого не знал. Ну, если для Азиадэ так важна связь с верой и традициями предков, где же хоть какое-нибудь следование? Просто получается, что я в эти стенания по утраченной родине не верю, потому что ничто не говорит мне, что она стамбульская девушка. С одной стороны ты жалуешься на то, что на тебя смотрят с вожделением посторонние мужчины, но ничего не имеешь против, чтобы пожимать им руки. (в шариате общаться, а тем более прикасаться к постороннему мужчине не дозволено), какие тут пожимания рук? Я сейчас этот пример привела для того, чтобы показать, что вся "турецкость" Азиадэ маскарадная, все эти рассказы о том, что она воспитывалась в гаремах - лишь для того, чтобы поразить европейского читателя, тем более что, думается мне, в 1937 году, когда была написана "девушка из золотого рога", европейцев ещё можно было поразить этими нехитрыми рассказами о "гаремах", тем более что не все они будут доискиваться, правдиво ли автор написал своё произведение. Всё это сдобрено ксенофобией высшего пилотажа, когда все, кто на тебя непохож "дикари", самое удивительное, Азиадэ, наша гордая стамбульская "принцесса", молчит, когда её так называют. И хоть и вышла потом за османа, но с фамилией ролланд. Так я и не поняла, кто все эти люди, Азиадэ и Ролланды, тоскующие о какой-то миражной родине, но на самом деле живущие вполне обыкновенной европейской жизнью, в которой их всё устраивает. Если бы не устраивало, они жили бы в Сараево. Но сказать, что совсем не рекомендую никому, тоже не могу. Скажу так: читайте, наслаждайтесь, если получится, но знайте, что не всему "восточному", что в этой книге написано, надо верить, особенно, что касается эпизодов, где затрагиваются религиозные темы. Там всё не то, как есть на самом деле в исламе. Спасибо всем, кто прочтёт эту впечатлялочку. 😊
Достоинства
  • Описание Османской Империи
Недостатки
  • Искажение фактов о религии.
  • Искажения фактов.
shatovltdрекомендует
Читать все отзывы 6
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 6
Смотрите также