Музей современного искусства Эрарта открылся в Санкт-Петербурге уже более 10 лет назад. Долгое время он меня совсем не интересовал. Я в принципе довольно далека от мира живописи/скульптуры, но, если классические шедевры знаю и некоторыми работами восхищаюсь, то современное искусство меня никак не привлекало. То, что попадалось на глаза, никаких эмоций, кроме как "и эта мазня - искусство?", не вызывало.
Так что я и не пошла бы в Эрарту, если бы прошлой зимой не узнала, что там проходит выставка "Рассел Джеймс. Десять лет за кулисами Victoria's Secret Fashion Show", на которую я хотела сходить. И к счастью, я туда попала и изменила своё мнение и на счет музея, и на счет современного искусства в целом.
➡️Расположение.
Музей располагается по адресу 29 линия Васильевского острова, 2. Я всегда хожу до него пешком от станции метро Василеостровская. Это занимает минут 25. Но вообще, почти к музею ходит много транспорта, и от метро (разных станций) и от Невского проспекта.
Находится он в красивом пятиэтажном здании, дополненном 2 необычными скульптурами по бокам и одной напротив входа.
➡️Общее и билеты.
Внутри всё по-современному. Начиная с покупки билетов. Ещё год назад там продавались разовые билеты. Сейчас же доступны лишь "основные" билеты и абонементы. В феврале этого года я приобрела "основной билет" стоимостью 800 рублей. Такая цена обусловлена тем, что действует он год. 1 раз купил и ходи в течение года сколько хочешь! С учетом обновления выставок это удобно и актуально.
Причем билет этот электронный. И работает... по распознаванию твоего лица. То есть подходишь к турникету, смотришь в камеру, и тебя пропускают. До чего дошел прогресс! 😂
Пару месяцев назад я была в "Музее Арктики и Антарктики", и мне он не понравился из-за своей атмосферы. Старые скрипучие деревянные полы, странный запах, старушки-смотрители ужасный свет, да и вообще помещение, которое много десятилетий не видело ремонта. Эрарта же в этом плане просто глоток воздуха!
Насколько всё чистое, комфортное, удобное, продуманное. Искусство и креатив в музее везде: и на лестницах, и по пути к выставкам, и в гардеробе, и даже в туалете. Красота же!
И да, это в Эрарте находится трон из покрышек, который одно время постоянно где-то мелькал:
Музей разделен на 2 крыла: постоянную экспозицию и временные выставки. В постоянной я была первые 2 раза, но интерес у меня вызывают именно временные, которые часто меняются.
➡️Что есть в музее?
В общем-то, как я сказала выше, здесь 5 этажей креатива, интересных (и не очень, что уж) и порой провокационных работ, необычных инсталляций. И да, за 1 раз всё нормально рассмотреть не получится.
Хотя, в музее есть уютный ресторан (правда сейчас вроде временно закрыт на ремонт), почти в каждом зале стоят удобные кресла/пуфы, чтобы отдохнуть или просто посидеть в творческой атмосфере. Так что чисто теоретически, в Эрарте спокойно можно зависнуть на весь день.
Коллекция музея современного искусства Эрарта насчитывает свыше 2800 работ более 300 художников из разных регионов России. Все работы в коллекции относятся к contemporary art, то есть созданы после окончания Второй мировой войны. Для этого искусства характерно разнообразие видов — живопись, коллаж, скульптура, объект, инсталляция, видеоарт, science art, и все они представлены в музейной коллекции Эрарты.
Мне очень нравится, как с умом оформляются залы, прорабатываются детали, как настроен свет и как работы сочетаются с пространством помещений. Затягивает!
Покажу несколько работ, которые мне особенно понравились и остались в памяти телефона. Это работы с постоянной экспозиции (авторов, кроме одной, не запомнила):
Павел Гришин "Тайная Вечеря":
А вот временные выставки, ради которых я возвращаюсь в Эрарту. Та самая "Десять лет за кулисами Victoria's Secret Fashion Show" (была в 2020 году) благодаря которой я попала в этот музей. Фотографии супер!
На выставке были представлены несколько вариантов знаменитых крыльев "Ангелов", оформлен небольшой подиум с зеркалом и креслами, где можно было сфотографироваться (и у крыльев тоже). Очень понравилось.
Что было ЭТО я не помню 😂 Но мне понравилось.
Зимой этого года была выставка "Маэстро Филипп Трейси" с его знаменитыми шляпами. Красота нереальная, и благодаря освещению смотрелось волшебно.
И возвращаясь к технологиям, при входе на стене был QR-код, с помощью которого можно было "примерить" на себя несколько шляпок и запостить в инстаграм.
А это уже фото с выставок, которые представлены в Эрарте на сегодняшний день.
Гарсиа де Марина. Ахрония.
Николай Эндегор. Несовременная фотография.
Расих Ахметвалиев. Теплый ветер.
Лора Малышева. У окна.
Мэттью Брандт. Таинственный лес.
В дальнем зале на полу лежат кресла-мешки, в которые можно сесть/лечь и посмотреть на картину на потолке...снизу вверх)
Константин Байдаков. Встречающиеся пространства.
(вот это единственное, что не затронуло вообще никак))
Николетта Чекколи. Страшные сказки.
То, ради чего я в очередной раз пришла в этот музей.
Николетта Чекколи более двадцати лет иллюстрирует детские книги, сотрудничая с американскими, британскими, итальянскими, французскими и тайваньскими издательствами. В 2001 году она была отмечена престижной премией Андерсена как лучший иллюстратор года. В работах художницы, представленных в музее Эрарта, взгляд притягивает кукольная красота, нежность и юность героинь. Невинные, чистые лики излучают приглушенный свет, просачивающийся сквозь туманный сумрак. Чем дольше вглядываешься в эти миловидные лица, тем очевиднее проступает в произведениях автора аутентичная жестокость народной сказки. Обезглавленный заяц, пирожное с вырванным глазом, откушенная голова у пряничного человечка — все это дело рук самой героини. Она как лакричный леденец, прельщающий яркой упаковкой и поражающий неожиданным, резким вкусом.
Её работы мне оооочень нравятся. Знаю этих девочек по колоде Таро, но увидеть их в большом формате ещё прекраснее.
Николетта Чекколи. Страшные сказки.
➡️ Вывод.
Я в восторге от Эрарты! Ругаю себя, что долго прислушивалась к негативным мнениям, что там ничего особенно, не надо тратить время, и дошла до него только в начале прошлого года. Хотя, не исключаю, что раньше он был не настолько крутым. Но сейчас для меня это 5 из 5.
Конечно, есть работы, которые вызывает недоумение и вопросы, но в большинстве своем и экспонаты достойные, и то, как они преподносятся, заслуживает похвалы.
Здесь всё для комфорта, для отдыха, для погружения в искусство. Мне нравится проводить время в этом месте, и сюда хочется возвращаться.