Героем сегодняшнего отзыва будет музей-памятник Храм Воскресения Христова, в народе именуемый "Спас на Крови" (петербуржцам он вообще известен исключительно под этим названием и если спросить про его оригинальное название - могут и не понять, о чем речь).
Сень в Храме Спаса на Крови
💥 1. МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ
Находится храм в самом центре города, у Невского проспекта и хорошо виден с набережной Канала Грибоедова. Его официальный адрес выглядит так:
Адрес: 191011, Санкт-Петербург, Наб. канала Грибоедова 2Б, корп А.
Проезд до ст. метро Невский проспект
От метро "Невский проспект" потребуется пройти минут 5, не более. Храм хорошо заметен - он очень нарядный и яркий. Добираться до него удобно на метро, на такси. Парковок в тех местах немного, они платные и постоянно заняты, поэтому на авто не пыталась даже туда ехать.
камень натуральный
💥 2. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА
Скопирую описание объекта с официального сайта, но также можете о нем почитать и в Википедии. Сюда, для удобства, скопирую только основную инфо, но еще лучше будет, если вы все сами узнаете придя туда на экскурсию. Краткое описание здесь только для того, чтобы вы смогли понять, насколько интересен объект для посещения в случае, если вы являетесь гостем города (а не его жителем) и никак не можете решить, какие из объектов удостоить своим вниманием (особенно, если у вас мало дней пребывания в городе и насыщенная экскурсионная программа).
Храм во имя Воскресения Христова в Санкт-Петербурге, получивший в народе название «Спас на Крови» — это мемориальный храм, возведенный в память о трагической кончине императора Александра II. Собор стоит над местом смертельного ранения Государя. Здесь на набережной Екатерининского канала (сейчас канала Грибоедова), император был смертельно ранен революционерами-народовольцами 1 марта 1881 года по старому стилю. Трагическое событие, потрясшее всю страну, стало толчком к созданию Храма-Памятника, Храма покаяния народа за убийство своего царя.
В первом конкурсе на создание проекта мемориального храма приняли участие виднейшие петербургские архитекторы: А.И.Томишко, И.С.Китнер, В.А.Шретер, И.С.Богомолов и др. Большинство проектов были созданы в «византийском стиле». Но Александр III, рассмотрев избранные варианты, не утвердил ни одного из них, так как, по его мнению, они не отвечали характеру «русского церковного зодчества». Он выразил пожелание, «чтоб храм был построен в чисто русском вкусе XVII столетия, образцы коего встречаются, например, в Ярославле», и что «самое место, где император Александр II был смертельно ранен, должно быть внутри самой церкви в виде особого придела». Создание храма-памятника в традициях XVII века служило бы метафорой приобщения Петербурга к заветам старомосковской Руси. Напоминая об эпохе первых Романовых, сооружение символизировало бы единство царя и государства, веры и народа. То есть новый храм мог стать не просто мемориалом убитому императору, но и памятником российскому самодержавию вообще.
За первым конкурсом последовал второй. 28 апреля 1882 г. Комиссия приступила к отбору лучшей работы. Высочайшее одобрение получил совместный проект архимандрита Игнатия (И.В.Малышева), настоятеля Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом, и архитектора А.А.Парланда. Именно этот проект удовлетворял все требованиям нового императора. Однако окончательный проект был утвержден лишь в 1887 году, после внесения А.А.Парландом ряда корректировок, значительно изменивших первоначальный облик храма.
Архитектурный образ храма навевает воспоминания о московских и ярославских церквях XVI –XVII веков. В качестве прообразов «Спаса на крови» специалисты называют московские храмы Троицы в Никитниках и Троицы в Останкине, ярославские храмы: Иоанна Златоуста в Коровниках и Иоанна Предтечи в Толчкове и другие. В основе композиции собора – компактный четверик, увенчанный пятиглавием. Центральные главы узорами напоминают главы московского Покровского собора (больше известного как храм Василия Блаженного) – одного из символов России. Но покрытие этих глав ювелирной эмалью совершенно уникально. Высота центральной шатровой главы 81 метр (высота колокольни Ивана Великого в Москве). С востока три полукруглые алтарные апсиды завершаются золочеными главками. С запада к основному объему примыкает колокольня, выдвигающаяся в русло канала. Высота главы колокольни 62,5 метра. Именно колокольня выделяет само место трагедии, находящееся внутри храма. Над луковичной главой колокольни воздвигнут высокий крест, завершающийся императорской короной.
С западной стороны колокольни, под золотым навесом, находится мраморное Распятие с мозаичным образом Спасителя, отмечающее снаружи храма место смертельного ранения императора. По сторонам от Распятия размещены иконы: св. Зосимы Соловецкого, в день памяти которого родился Александр II (17 апреля по ст.стилю); и св.муч. Евдокии, в день памяти которой император принял мученическую смерть (1 марта по ст. стилю). В убранстве колокольни многократно подчеркивается мемориальный характер сооружения: над полукруглым окном мозаичная икона Александра Невского, небесного покровителя Александра II; в кокошниках – небесные покровители императорской семьи. Поверхность колокольни, ниже карниза, покрыта изображениями гербов городов и губерний, представляющих всю Россию, скорбящую об убийстве Царя- Освободителя. Основные события царствования Александра II высечены на досках красного гранита в нишах ложной аркады, размещенной в нижней части стен фасада. Двадцать досок повествуют о судьбе императора и его преобразованиях.Входы представляют собой два сдвоенных крыльца под общим шатром, прикомпанованных к колокольне с севера и юга. Шатры, покрытые цветной черепицей, венчают двуглавые орлы, в тимпанах крылец — мозаичные композиции по оригиналам В.М.Васнецова «Страсти Христовы». Войдя внутрь собора, мы сразу же оказываемся рядом с местом трагедии — фрагментом набережной, выделенным шатровой яшмовой сенью. Сень, вырезанная русскими мастерами камнерезами, представляет собой восьмигранный шатер, который поддерживают четыре колонны. Большая часть убранства была создана из русской алтайской и уральской яшмы; балюстрада, вазоны и каменные цветы на шатре – из уральского родонита. За золоченой решеткой с императорской короной виднеются булыжная мостовая, плиты тротуара и решетка канала – место, где упал смертельно раненый император. Сюда приходили и приходят люди, чтобы помолится о душе Царя-Освободителя. Рядом с памятным местом и сейчас проводятся панихиды.
Сюда скопировала лишь небольшую часть официальной информации об объекте. Более подробную инфо найдете там, где упоминала выше, или непосредственно у экскурсовода в храме.
мозаика в Спасе на Крови
Как видите, объект явно заслуживает посещения, в отличии (к примеру) от некоего "Музея эмоций". Во всяком случае, Спас на Крови является одним из символов города, в отличие от новомодных и не всегда адекватных музеев служащих исключительно для развлечения, а не для пополнения культурного багажа и получения эстетического наслаждения.
💥 3. БИЛЕТЫ. СТОИМОСТЬ. ВРЕМЯ РАБОТЫ
Тут укажу стоимость билетов на момент написания отзыва. Разумеется, она может меняться - актуальную цену смотрите где-нибудь в интернете. Что странно, на официальном сайте музея-памятника НЕТ раздела со стоимостью билетов (на момент написания отзыва), так что не факт, что на момент вашего посещения этот раздел на сайте появится. Странновато как-то... Управляющие музеем стесняются указать, что храм имеет платный вход? Зачем затруднять задачу потенциальным посетителям и заставлять их шарить по сети, натыкаясь на устаревшие цены прошлых лет, когда можно прямо на сайте указывать актуальную стоимость и быть более гуманными ко времени и душевному равновесию посетителей?
Билеты:
полная стоимость билета = 450 рублей
владельцы карт ISIC = 270 рублей
лица от 7 до 18 лет = 200 рублей
граждане РФ и Белоруссии, женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет, пенсионеры = 200 рублей
студенты, курсанты, аспиранты, ассистенты-стажеры образовательных учреждений РФ и Белоруссии = 200 рублей
Кстати, в часовню-музей продаются отдельные билеты, на них стоимость значительно ниже, чем в храм, ее смотрите отдельно в интернете, или же (если соберетесь посетить) цены на билеты увидите непосредственно в кассах.
на табличках прочтете минимальную инфо
Стоимость билета в вечернее время отличается от стоимости в дневное время. На момент написания отзыва билет стоил 600 рублей.
Также разные агентства продают тематические экскурсии, у них свои цены - их смотрите на сайтах билетов города или на сайтах агентства, где будете покупать отдельную экскурсию.
Еще музей пускает льготников на льготных условиях. Входите ли вы в категорию льготников и каковы льготы - также ищите в сети. Поскольку эта инфо регулярно обновляется и дополняется, а на оф. сайте музея инфо нет, поэтому ищите в сети или в кассах храма.
Также имеется и бесплатный день в месяц для посещения, но туда входят только лица до 18 лет, граждане РФ и Белоруссии, а также:
Бесплатно третий четверг каждого месяца
Лица до 18 лет – граждане Российской Федерации и Республики Беларусь.
Лица, обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам (студенты (курсанты), аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты- стажеры) в образовательных учреждениях Российской Федерации и Республики Беларусь.
Льготное/бесплатное посещение музея возможно только в основное время работы музейных объектов и не распространяется на дополнительные услуги.
И да, бесплатный день также может быть изменен. Помните об этом.
Также не нашла на официальном сайте постоянное время работы. Там есть только расписание богослужений на каждый месяц отдельно. Поэтому время работы также скопирую из сети (но могут меняться выходные дни). Актуальное время работы уточняйте перед посещением.
Понедельник 10:00-17:30
Вторник 10:00-17:30
Среда Выходной
Четверг 10:00-17:30
Пятница 10:00-17:30
Суббота 10:00-17:30
Воскресенье 10:00-17:30
В самом храме узнала, что можно после окончания работы храма попасть на службу, начиналась она в те времена что-то около 18 часов. Там нет экскурсии, можно прийти послушать службу, гулять по храму вам вряд ли удастся. И да, на службу, кажется, можно попасть бесплатно, но это не точно. То есть, бесплатно нам обещали тогда, когда я интересовалась, но всегда ли такие условия - неизвестно (условия, как вы понимаете, могут меняться).
двери в Спасе на Крови
💥 4. ЧТО ВНУТРИ. МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Внутри - красота. Но впервые, когда я туда попала, красота эта показалась мне аляповатой. Во всяком случае та часть, которая является настенной мозаикой. А вот все, что выполнено в камне - завораживает и представляет собой прекрасную работу даже для такого непрофессионального (но насмотревшегося искусства много где), оценщика как я.
Кто расписывал эти стены и колонны, потолки и т. п. - вам расскажут экскурсоводы. Кстати, билет вы покупаете в кассе просто как билет. Но на месте вы можете получить экскурсовода, который вам расскажет все, что знает о храме. Экскурсоводов несколько, и если они заняты уже какой-то группой, вам надо просто немного подождать, пока гид освободится и возьмет себе новую группу (пока вы ждете, к вам еще люди присоединятся из числа туристов и получится группа).
Я посетила храм неоднократно. Каждый раз, особенно в летний период (когда город наводнен туристами со всех городов нашей необъятной Родины), храм просто переполнен и слова экскурсовода тонут в гуле людских голосов. Некомфортно мне было, толкаться не люблю. Экскурсовод не является вашим личным, оплаченным по билету... Он - общий для всех, и вы там как в общественном транспорте - все имеют право пользоваться, но комфорта не дождетесь.
На фото, как видите, народу немного. Это потому, что сделаны они (фото) во время особого посещения - когда храм был открыт только для особых групп посетителей, и я попала в эту группу в качестве сопровождающего. Вот если вам удастся попасть в день, когда туристов нет или количество народа минимально, тогда-то и можно по-настоящему получить эстетическое удовольствие от оформления храма, получше разглядеть работу каменных дел мастеров и узнать в деталях про каждый камень, использованный в отделке.
А в целом, в толпе народа любое посещение любого объекта представляет собой низкокачественную экскурсию и низкокачественную информацию (усваивать тяжело, слушать тоже тяжело, рассматривать приходится в толпе и на бегу, и т. п.).
Мне он нравится, но не настолько, чтобы бывать там регулярно. Просто я люблю атмосферные места, а этот храм слишком засижен туристами. Он яркий, но не в моем вкусе. Мне больше по душе средневековые, без роскошного убранства, зато с потрясающей атмосферой. Однако, считаю это место обязательным для посещения, поскольку этот объект - яркая достопримечательность города и там есть чем полюбоваться.
💥 5. ИТОГИ
Настоятельно рекомендую для посещения это место, поскольку он действительно является памятником русской архитектуры, там есть на что полюбоваться и получить удовольствие несмотря на то, что мозаику на стенах древней точно не назвать. Зато коллекция этой мозаики - огромна, она является одной из крупнейших в Европе.