…Иль был он создан для того,
Чтобы побыть хотя мгновенье.
В соседстве сердца твоего?
Главный герой повести — мечтатель, одинокий и робкий человек. Белой ночью мечтатель случайно знакомится с девушкой Настенькой и влюбляется в неё, а она видит в нём родную душу, брата. Настенька рассказывает ему свою историю. Жизнь Настеньки была однообразной и невесёлой.
Никакой тайны, покрытой мраком, в повести нет. Все очень просто и знакомо. Многие и сами смогли бы припомнить такую историю из своей жизни - проживали или слышали, не так важно.
Видим мы очень трепетного 26-летнего мужчину, это главный герой повести. Невероятно сентиментальный, добрый, трепетный... Он еще не опустился с небес на землю в своих фантазиях, да и не сделает этого никогда. Словом, он - "хороший парень".
С Настенькой он знакомится также в трогательный момент - когда она плачет, переживая боль, которую ей некто причинил. Разумеется, наш главный герой чувствует, что ей одиноко и страшно, и не может не прийти на помощь.
В обещем и целом - весьма грустная история в стиле сентиментального натурализма.
Да как я вообще могу критиковать произведения Федора Михайловича? Ни малейшего права у меня нет на такое святотатство.
Я отвыкла от подобных историй, где главные герои произносят слово "любовь" крайне часто, а местами - с удвоенной частотой. "Любовь, любите, любить etc". Вначале норвежец Кнут Гамсун вернул меня к этому стилю, теперь настал черед самого русского на свете писателя.
Конечно, сложно оценивать произведение девятнадцатого века, глядя на него из испорченного и искушенного двадцать первого. Для тех времен подобные отношения между молодыми людьми считались нормой. Если люди чувствовали взаимное притяжение, они женились. Не будем сарказмировать по поводу "всякое бывало", это знамо дело...
Но, черт возьми, насколько же тонкая вещь! Одухотворенная повесть, напитанная глубокими образами, она прекрасно демонстрирует неслабую осведомленность о струнах человеческой души.
Главный герой - мечтатель. Нет, даже с большой - Мечтатель! Достаточно интересный образ, демонстрирующий лишнего человека. Если припомнить школьный курс литературы, то так называли лермонтовского Печорина.
Мечтатель - человек не от мира сего. Он находится в собственном мирке настолько долго, и так ему там хорошо, что носки его туфель лишь изредка касаются реальной жизни, твердой почвы.
Он ходит и наслаждается городом, его видами. Город (СпБ) словно разговаривает с ним и отвечает ему.
Недаром этот герой остался без имени. Это ведь не человек конкретный, а собирательный образ. Федор Михайлович и с себя его писал в том числе.
Почти противоположный образ - Настенька:
Уважение вызывает искренность чувств Настеньки, желание бороться за свое счастье. Она способна бежать с возлюбленным, использовать в своих целях случайного знакомого.
Для начала скажу, что за произведения Достоевского лучше не браться лет так до двадцати. Глубину не охватишь.
"Белые ночи" - горькая лирика. В конце я едва слезу не пустила, представляете? Вообразила это все разом - незрелую молодую душу, которая видит перед собой весь мир... Человека, который полон сил, но еще больше в нем - человечности и чистоты...
Все-таки есть в этой повести немало утопических черт. Мы, в конце концов, хотим, чтобы наше окружение состояло именно из внутренне красивых людей, надеемся на лучшее и во что-то еще верим.
А почему бы не верить?
Рекомендую читать.