Весьма и весьма непросто складываются мои отношения с творчеством известного британского писателя-постмодерниста Джона Фаулза. Настолько непросто, что после первой же прочитанной у него книги - знаменитого "Волхва" - я пообещала себе к его книгам больше никогда в жизни не возвращаться (гневный отзыв на "Волхва" я уже писала ранее - https://irecommend.ru/content/800-stranits-psevdoi...). Однако прошло полгода, возмущение немного поутихло и я все-таки решила дать писателю еще один шанс. Нельзя же, в конце концов, судить о всем творчестве человека только по одному его произведению. В итоге, после некоторых колебаний, в "Читай-городе" и был приобретен "Коллекционер" - еще одно из его самых известных и противоречивых произведений.
Купленное мной издание выпущено издательством "Эксмо" в 2017 году. Серия "Pocket book". Формат книги полностью соответствует названию серии - экземпляр очень удобный, компактный, практически невесомый - его легко можно захватить с собой куда угодно и он не займет много места в сумке или пакете.
На задней обложке - пара слов об авторе.
Честно говоря эта книга немало меня удивила и изменила отношение к Фаулзу если не кардинально, но все же в лучшую сторону. Она совершенно не похожа на так неприятно поразившего меня "Волхва", в ней нет ни перегруженного ненужными деталями и персонажами запутанного сюжета, ни омерзительных порнографических сцен. Однако во время чтения "Коллекционера" по коже все же вновь пробегает нервная дрожь и в душе возникает тяжелое чувство - еще бы, не каждый день выпадает шанс взглянуть на мир глазами маньяка!
Объем книги - 400 страниц
Традиционный для всех книжных магазинов ценник-стикер, который невозможно отклеить никакими средствами, не повредив обложки.
Главный герой книги - Клэгг (он же Фердинанд, он же Фредерик, он же Калибан) - весьма посредственный и ограниченный двадцатипятилетний мужчина с огромным грузом психологических проблем и огромной коллекцией бабочек, которых он начал собирать еще в детстве. Помимо страсти к коллекционированию "жесткокрылых" у него есть еще одна тайная страсть - очень красивая и очень недоступная соседская девушка Миранда, за которой он наблюдает уже два года, но, в силу все тех же своих многочисленных комплексов, не предпринимает никаких попыток с ней познакомиться. Неизвестно сколько еще времени продлилось бы это тайное наблюдение, не свались на Клэгга неожиданная удача - совершенно случайно он выигрывает огромную сумму денег. Казалось бы - вот теперь и можно попытаться сблизиться с объектом своей страсти. Так решает и Клэгг, однако решает по-своему, тем способом, который для каждого нормального человека кажется диким и по-настоящему безумным.
Условно всю книгу можно разделить на три части. Первая часть оформлена в виде дневника самого маньяка, вторая - в виде дневника его жертвы. Третья часть - финальная - вновь возвращает нас к дневнику Клэгга, он же собственно и завершает эту поистине ужасающую историю.
Аннотация в издании расположена только в начале книги, на задней части обложки ее нет.
Шрифт достаточно неплохой, однако немного подводит качество бумаги
Первые две части повествуют нам об одних и тех же событиях, но глазами двух абсолютно разных участников, каждый из которых пишет от первого лица. Именно этот прием создает эффект полного погружения в книгу, обнажает все плюсы и минусы психологии и поведения обоих героев, позволяет взглянуть на одну и ту же ситуацию с разных ракурсов. Только таким путем мы может отследить постепенную трансформацию Клэгга - от тихой и безобидной увлеченности до превращения в самое настоящее чудовище. И все краски эмоций Миранды - от ужаса и ненависти до проявления так называемого "стокгольмского синдрома" - своеобразной симпатии и жалости к своему похитителю.
В самые первые дни я не могла ничем заняться, когда он был здесь. Притворялась, что читаю, но не могла сосредоточиться. Теперь я иногда забываю о его присутствии. Он сидит у двери, а я читаю в кресле, и мы становимся похожи на мужа и жену, проживших вместе многие годы.
И вовсе дело не в том, что я забыла, как выглядят другие люди. Просто утратила ощущение, что эти другие люди реально существуют. Единственное реальное существо в моем теперешнем мире - Калибан.
Этого не понять. Просто так оно и есть.
Приступив к чтению первой части с самых первых строк меня не покидало ощущение "дежа вю" - определенно где-то я уже встречала этот нарочито-наивный, как будто бы "детский" стиль изложения мыслей. Однако это был стиль отнюдь не "Волхва", а скорее стиль Сэлинджера, именно в этой манере разговаривал его герой Холден Колфилд в "Над пропастью во ржи". И я оказалась права - как выяснилось позже, Фаулз построил "Коллекционера" на постоянных отсылках к двум произведениям - вышеупомянутому "Над пропастью" и "Буре" Шекспира. И манера Колфилда также была выбрана здесь не случайно. Фаулз не только вводит в свой роман описание чтения этой книги, но и как бы проводит параллели между главным героем Сэлинджера и своими героями.
Я вам дала почитать эту книгу, потому что думала, он вам близок. Ведь вы тоже - Холден Колфилд. Он никуда не вписывается. Вы - тоже.
Однако рассуждая так Миранда сильно заблуждается. На мой взгляд Клэгга с Холденом Колфилдом объединяют только слишком "детская" манера речи. Все же остальное - бунтарство, внутренние метания из одной крайности в другую, юношеский максимализм мы больше видим как раз-таки в характере самой Миранды.
Читая дневник главного героя мы видим ее его глазами и исключительно в положительном свете, ведь для него она - идеал женщины, совершенство. Такой же первоначально воспринимаем ее и мы, особенно когда она рассуждает о помощи другим людям и стремлении изменить мир в лучшую сторону. Но стоит заглянуть в дневник самой Миранды - и от образа нежной феи не остается и следа. В своих записях героиня раскрывается полностью и на деле оказывается настолько же далека от идеала, как Клэгг далек от человека со здоровой психикой. Миранда - невероятный сноб, она тщеславна, эгоистична и все ее попытки "взять под опеку" других людей, в том числе и своего похитителя - не более чем проявление собственного эгоизма, сознания собственной исключительности.
Я с удовольствием тешила свое тщеславие, вспоминая, что говорил Ч.В. мне и что - другим. Думала, что я все-таки - человек особенный. Умный, начинающий разбираться в жизни лучше, чем многие другие в моем возрасте. Даже настолько умный, чтобы не гордиться этим, не тщеславиться, а испытывать чувство глубокой благодарности, счастья (особенно после того, что случилось), что живу на свете, что я - Миранда, что таких, как я, больше нет.
Похищение ее Клэггом и его одержимость ею только сильнее укрепляют ее в этой уверенности. И эта уверенность и сыграет с ней в дальнейшем очень злую шутку.
Совершенно сошел с ума. Из-за меня. Я - его безумие. Годы напролет он искал, во что бы воплотить свое безумие. И нашел меня.
Помимо двух главных героев в романе незримо присутствует еще и третий - таинственный Ч.В. Узнаем мы о нем из дневника Миранды, напрямую в книге он так и не появится. Однако введен он в повествование также не случайно - именно этот человек повлиял на становление Миранды как личности и во многом, пусть и неосознанно, предопределил ее судьбу после похищения Клэггом.
Финал книги лично для меня был очень неожиданным. Честно говоря, я ожидала все-таки несколько иного поворота событий, хотя на самом деле именно такая концовка истории кажется наиболее закономерной.
Одним словом "Коллекционер" - это книга не для слабонервных. Отсутствие описаний физического насилия здесь с лихвой компенсируется описанием насилия психологического, что не менее тяжело, особенно для натур впечатлительных. Однако любителям жанра "психологический триллер" ее можно смело порекомендовать.
Лично я хотя и не могу назвать это произведение выдающимся шедевром, но прочитала его с нескрываемым интересом. Это действительно одна из тех книг, которые захватывают буквально с первой страницы и держат в напряжении до самого конца. После прочтения остался только один вопрос - кем же был на самом деле автор книги, Джон Фаулз, гением или сумасшедшим? Так тонко, точно и подробно описать мысли маньяка мог описать только либо гениальный писатель, умеющий психологически "вжиться" в образ своего героя, либо человек, действительно имеющий определенного рода отклонения в психике. Ответ на этот вопрос навряд ли мы когда-нибудь узнаем. Но каждый может прочитать "Коллекционера" и сам сделать для себя нужные выводы.
У Фаулза я читала только "Любовница французского лейтенанта", и, встречая рецензии на другие его книги, кажется, что их написали совершенно разные люди... К "Коллекционеру" морально пока не готова)
«Любовницу французского лейтенанта» тоже хочу прочитать, очень меня заинтриговал автор. Две книги и обе совершенно разные. Хочется сравнить и с остальными его произведениями.
Если честно, эта книга уже год стоит на моей полке.Жил у нас сосед по лестничной клетке, милый такой, дядечка лет тридцати, в последствии оказался маньяком. Поэтому, я все книги про маньяков читаю с большой опаской!
Вот это да! Жить по соседству с маньяком - это просто кошмар! И как правило всегда это оказываются внешне приятные и не вызывающие подозрений люди, даже их родственники порой ни о чем не догадываются. Что уж говорить о соседях.
у меня всё было наоборот. сначала я прочитала "коллекционер". произведение мне понравилось, и я решила продолжить знакомство с автором. а потом пошёл "волхв", который меня совершенно не впечатлил.
Самое интересное, что «Волхв» и написан был раньше, чем «Коллекционер», только его не хотели печатать. Вышел в свет он только после успеха «Коллекционера». Не будь «Коллекционера», мы бы и о «Волхве» ничего не узнали.
Я эту книгу читала И она мне понравилась ))) А вот, кстати, классика в виде "Над пропастью во ржи" не произвела на меня ровным счетом никакого впечатления )