Иногда мне кажется, что это я выросла войну. Слишком много слышала о ней от бабушки, от мамы, от тёти. Ни один, ни другой дед про войну рассказать мне не смогли - один погиб на Одере, другой умер, когда я была совсем маленькой.
Фильмов о войне снято много. Но некоторые из них вызывают у меня желание запульнуть в телевизор утюгом. Не могу видеть, как длиннокосые девушки бегают по лесам в юбках (по ежевике, репьям и сухим веткам). Не могу видеть толстопузых и мордастых солдат: уважаемые режиссеры, прежде чем снимать фильмы о войне, хотя бы раз пересмотрите хронику. Иногда смотришь фильм про войну, и непонятно : режиссер в самом деле считает, что война - это легкая прогулка и сплошной водевиль с любовными похождениями?
Хотелось посмотреть правдивый, настоящий фильм о войне. Начитавшись отзывов, надеялась, что "28 панфиловцев" окажется именно таким фильмом. К сожалению, оправдались далеко не все мои ожидания.
Фильм "28 панфиловцев" я пошла смотреть сразу же, как только он вышел на экраны. Не буду вступать в полемику, был или не был совершен этот подвиг близ разъезда Дубосеково. Факт остается фактом: панфиловская дивизия защищала Москву, враг не прошел. А сколько конкретно стояло солдат на конкретном направлении - это уже не принципиально важно.
В этом фильме мне не хватило души. Солдаты ни разу не вспомнили ни про родителей, ни про детей, ни про любимых. Какие-то абстрактные полу-люди, полу-роботы, сражающиеся не за свой родной дом, а за какую-то абстракцию. Не раскрыт характер ни одного персонажа, хотя это не потребовало бы много времени: создатели фильма "Брестская крепость", например, отлично справились с этой задачей, и за каждого героя в том фильме я переживала, как за родного. А за солдат из фильма "28 панфиловцев" переживать не получается - они как персонажи компьютерной игры, а не как живые люди. Это огромный минус этого фильма. Точно знаю, что не такими были наши красноармейцы. И политрук Клочков с фронта писал письма своей семье (это документальный факт). И другие солдаты, конечно, думали не об абстрактной Родине. а о своих родных и близких. Об этом хорошо и точно написал в 1941 году Константин Симонов:
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Создатели фильма очень старательно подошли к тому, чтобы документально точно изобразить малейшие детали военной техники, малейшие детали военной формы. Это, конечно, вызывает огромное уважение. А воспроизвести характер человека той эпохи они не смогли. Может, в компьютерные игры переиграли? Фильм местами слишком сильно напоминает компьютерную игру. Строчит из пулемета бессмертный пулеметчик, пачками падают немцы, он снова строчит, они снова падают. Видимо, где-то за кадром пулеметчик умудряется выпить эликсир бессмертия, а немцы - эликсир дурости, иначе как объяснить, что они не могут накрыть пулеметное гнездо, и при этом продолжают тупо переть в атаку.
В чем-то стопроцентно точно изобразив детали, создатели фильма местами показывают откровенную чушь. На деревьях иней... не очень верится, что это возможно в середине ноября. Но хорошо, допустим, это так. Тогда почему в таком холоде у красноармейцев нет варежек? У них бы руки в стволу винтовки примерзли, и никакого боя бы не получилось.
Особенно раздражало меня отсутствие в штабе на окнах плотных штор. Уважаемые создатели фильма, посмотрите кадры хроники, почитайте книги той поры! Вот хотя бы этот отрывок из сценария Аркадия Гайдара "Клятва Тимура" (написано в самом начале войны):
Изогнувшись, прыгнула с этажерки кошка на закрывающее окно одеяло, вцепилась в него когтями и сорвала неплотно прибитый край. Улица. Узкий, но яркий луч света падает со второго этажа на патруль Фигуры. Фигура бросается к дверям дома и стучит кулаками и ногами.
Окна были заклеены крест-накрест, чтобы стекла не вылетели при бомбежке. И обязательно была светомаскировка! А в этом фильме окна ярко светятся, просто манят к себе немецкие бомбардировщики. Тому, кто был ответственным за съемки сцены в штабе, лично от меня большая жирная единица за безграмотность.
Удивил картавый офицер. Моих ровесников даже с малейшим дефектом речи не принимали в военное училище. Сомневаюсь, что картавых в сороковые годы назначали на командные должности. Командир должен говорить чётко, ясно и разборчиво, а если он шепелявый - то в бою его команды будут непонятны, и это может привести к печальным последствиям. Хотя, может, я и ошибаюсь, и авторы фильма располагают точными данными, что командир-панфиловец был именно картавым.
Немцы изображены как какие-то компьютерные враги. Максимально точно воссоздана их техника, но движется она, как в компьютерной игре. И немцы движутся так же, к тому же у них нет лиц, лица спрятаны под шлемами. Это окончательно создает впечатление, что смотришь не фильм о реальных людях, а экранизацию компьютерной игры.
Не понравилось большое количество слов в первой половине фильма. Это время можно было потратить на раскрытие характеров героев. А потратили его на пустую болтовню, которая иногда просто раздражает.
Плюсы тоже есть. В чем-то этот фильм превзошел другие.
Про точность в реконструкции техники я уже говорила. Так же точно реконструированы окопы, пулеметные точки. Солдаты в окопе небритые и грязные, это также выглядит правдиво. Показан многонациональный состав защитников Москвы.
Конечно, хорошо, что создатели фильма решили напомнить о подвиге защитников Москвы. Но военная тема требует очень серьезного подхода и большой ответственности. Если не хватает знаний, жизненного опыта и таланта - за такую тему лучше не браться. Малейшая фальшь сводит на нет все усилия. А зритель, ожидающий увидеть шедевр о войне, видит всего лишь реконструкцию, да и ту с досадными ошибками.
Фильм можно посмотреть, но второй раз пересматривать его я точно не стану.