Опубликовано 31 Январь, 2019 - 15:15

Книга Иэна Макьюэна «Амстердам».

О дружбе и мести, о настоящих и мнимых ценностях, о искусстве, общественном долге и морали, о понятиях чести и совести а также о механизмах власти и прессы.

Иэн Макьюэн /род. 21.06.1948 Олдершот, Хемпшир, Великобритания/, британский писатель. Биография писателя довольно интересная, работал мусорщиком, поступил в университет Суссекса в Брайтоне, /учился на курсе Малькольма Бредбери/, который окончил получив звание магистра, за первый же сборник рассказов был удостоен премии Сомерсета Моэма, /на сегодняшний день является обладателем почти всех мыслимых литературных регалий/. Роман «Амстердам» в 1998 году, был удостоен Букеровской премии.

 

«Как мало мы знаем друг о друге. Большая наша часть скрыта под водой, как у льдины, и обществу видна лишь надводная, холодная и белая личина»

Иэн Макьюэн «Амстердам»

Молли Лейн талантливая и довольно известная журналистка внезапно заболела рассеянным склерозом и вскоре умерла. Похороны. На похоронах встречаются старые друзья, Клайв Линли, известный композитор и Вернон Холлидей, главный редактор популярной газеты. Оба в разное время, /среди многих других/, были любовниками Молли. Смерть беспомощной Молли Лейн глубоко потрясла обоих, и они заключают «джентельменское» соглашение, если один из них окажется в подобной ситуации, другой выручит его с помощью эвтаназии.

Вдовец муж Молли, Джордж продаёт Вернону компрометирующие пикантные, /эротические/, фотографии министра иностранных дел Великобритании, Джулиана Гармони, тоже бывшего любовника Молли, /она же и сняла фотографии/. Клайв против публикации, Вернон не видит другого выхода плюс профессиональный интерес, /да и рейтинг газеты падает/. Между друзьями возникает серьёзное разногласие. Клайв, /у него важный правительственный заказ на симфонию/, в поисках вдохновения едет за город, где стаёт свидетелем попытки изнасилования маньяком, незнакомой девушки, но не вмешивается, /он в этот момент якобы чувствует творческий подъём/. Когда он рассказывает другу о произошедшем, тот требует заявить в полицию, Клайв отказывается. Напряжение усиливается.

 

«Обозначить разногласия и остаться друзьями – не это ли суть цивилизованного существования?»

Иэн Макьюэн «Амстердам»

 

А если это не первое разногласие, а если разногласия только формальны, а в основе из лежит обоюдная вражда, зависть, ревность, или ещё чего. А может вопрос ещё и в воспитании, которое и подразумевает цивилизованное сосуществование, а работа, нравственные принципы, мораль только ширма. Ширма за которой скрывается маленькая, подленькая душонка.

Вернон планирует сохранить свою должность в газете и готов утопить человека в грязном компромате, вроде как ради дела всё можно, можно поступиться совестью, моралью, принципами. Клайв пишет музыку, но как-то не от души, на душе не то чтоб даже неспокойно, скорее пусто. И пустота эта имеет те же причины.

Когда-то эти двое любили одну женщину, /любили ли/, сейчас эти двое, … остались теми же, только обстоятельства и время подчеркнули тёмное в душах и грязное в отношениях.

 

«Что-то очень неладно в мире, и не обвинишь в этом ни Бога, ни его отсутствие».
Иэн Макьюэн «Амстердам»

 

Не в этом ли наша, /человеческая/, беда. Мы всю свою жизнь ищем крайних, /виноватых/. Виноватых в нашей глупости, в нашей лени, в нашей подлости, продажности наконец. Ищем, и сто самое неприятное, находим, а заодно находим лишнюю порцию недовольства жизненного, того, что не даёт нам по-людски жить, уж коль жизнь предполагает не просто жить, а ещё и получать от жизни радость. Радость, она же счастье.

А если просто взять и избавиться, /от груза моральных обязательств/, нет тела, нет дела. И пусть никому не будет дела до тебя, и тебе соответственно.

В Амстердаме на репетиции оркестра в Концертгебау Клайва ждёт оглушительный провал, /да он и сам осознаёт несовершенство своего творения/. В отеле, на банкете он, /случайно/, встречает Вернона. Говорят, в жизни ничего не случается случайно. Вроде бы как на основе договора, /оправдывая договором свои взаимные обиды/, друзья заказывают друг другу эвтаназию.

Не знаю стоит ли говорить, но все умерли.

И не надо лишний раз напоминать, что в этом мире всё токи бывает настоящая дружба. Такую, какой её понимаешь, такая, какой её хотелось б видеть. Не соответствовать чьим-то ожиданиям, но чтоб соответствовали твоим.

Не бывает? Ну и не надо выбираем радикальный вариант. Эвтаназия, чем не достойный выход. Или как вход в нирвану, /в гиену огненную/.

Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты. Так вот ты тот, кому в назначенное время суждено упасть в собственноручно вырытую яму. Вдвоём с другом, чтоб не скучно на том свете было. И где можно будет продолжить бессмысленную историю своей никчёмной жизни.

Достоинства
  • Быстро и легко читается
nikolayy_tarancovрекомендует
Читать все отзывы 9
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 9
Смотрите также