Мой отзыв о необычном Храме Ват Сакет, который все называют Храмом Золотой Горы.
Наша очередная поездка в Тайланд по путевке включала два места отдыха - Бангкок и Ко Чанг.
Основной отдых был десять дней на Ко Чанге, а в Бангкоке мы останавливались на один день и ночь после прилета и на обратном пути два дня и две ночи перед отлетом домой.
В день прилета мы успели посетить Бангкокский Океанариум, погулять в окрестностях отеля Баййок Сьют.
А когда после десяти дней отдыха на острове Ко Чанг снова вернулись в Бангкок, то нам предложили бесплатную обзорную экскурсию по городу от нашего туроператора Библио Глобус.
Мы сначала не очень хотели ехать, думали повезут нас по всяким аптекам, ювелирным салонам, как обычно бывает на бесплатных. Но посмотрели какое движение транспорта и какие пробки в городе, то подумали, куда же мы сами...
Вовремя одумались, согласились и решили, что хоть Бангкок из автобуса посмотрим.
А экскурсия-то оказалась очень интересной!
За нами приехал большой и комфортабельный автобус, с мягкими сиденьями и кондиционером, а обзор из окна был просто отличный! Русский гид очень интересно рассказывала, про историю Тайланда, Бангкока, про их королей, при этом не забывала говорить где мы едем, что за площадь мы видим, что это за здание и т.д. В некоторых местах мы даже выходили из автобуса.
Конечно нас завезли и в аптеку, и в ювелирный...
Но зато потом повезли в храм, который оказался совсем не похожим на другие тайские храмы.
Храм Золотой Горы или Ват Сакет (Wat Saket and the Golden Mount) является основной частью достаточно большого храмового комплекса с ухоженной территорией, с центром обучения монахов, с множеством красивых сооружений религиозного и хозяйственного назначения, а позолоченная ступа - это визитная карточка этого храма.
История Ват Сакет необычная и заслуживает внимания.
Упоминание о храме относится к периоду 1600-х годов. Его территория была обширна и включала центральные морги города. Этот район до сих пор известен как «Ворота призраков». Но кладбища были лишь одним из аспектов храма. Он служил общинным центром, имел свои школы.
Король Рама I (основатель династии Чакри, одна из исторических фигур Таиланда), использовал территорию храма, как место для омоложения. Тайские слова са и кет переводятся как «душа» и «волос», таким образом, Ват Сакет – своеобразное место очищения, как физически, так и духовно.
Король Рама III (внук Рама I) в начале девятнадцатого века хотел построить большую чеди на горе, чтобы отметить вход в город. Мягкая болотистая почва не смогла выдержать нагрузки и сооружение рухнуло, прежде чем было завершено строительство.
Позже Рама IV возвел небольшую Чеди на вершине кургана из земли и кирпича. Пагода была вновь перестроена уже в конце девятнадцатого века его сыном Рамой V, когда вице-король Индии лорд Керзон преподнес уникальный дар - мощи Будды.
Когда на автобусе мы проезжали мимо значимых объектов Бангкока, то увидев Монумент Демократии, гид сказала, что уже подъезжаем к Золотой горе.
Для самостоятельных путешественников это хороший ориентир.
Монумент Демократии (Democracy Monument), один из самых узнаваемых объектов района Раттанакосин, расположен в центре круговой развязки шоссе Ратчадамноен Кланг, на полпути от храмов Ват Сакет и Ват Ратчанаддарам к Каосан Роуд.
Позолоченная ступа видна издалека. Автобус, подъезжая к храму крутился по площадям и дорожным развязкам, мы наблюдали храм то с одного ракурса, то с другого, и я тогда уже поняла, что это что-то масштабное и величественное.
Нас высадили на большой парковке и гид повела по территории храмового комплекса.
Мы сначала увидели целую улицу красивых зданий, выполненных в традиционном тайском стиле, с разными элементами декора.
Каждое здание имет свое назначение, есть библиотека, в некоторых домах живут монахи и проходят специальное обучение. Видно, что все такое ухоженное и красивое.
Здесь также расположены традиционные буддийские сооружения: главная часовня, Бот, Вихарн.
Бот - зал рукоположения – главная комната для молитв и одна из самых важных структур Ват. Это здание, где монахи получают сан. Оно также используется для других важных храмовых ритуалов. Имеет прямоугольную форму с главным входом, обращенным на восток. Напротив входа - статуя Будды на богато украшенной подставке. Стены декорированы росписями. Бот окружен восемью бортовыми камнями – сима. Бот и вихарн обычно имеют сходные характеристики, но вихарн (актовый зал) не имеет сима. В вихарн проводятся буддийские церемонии для монахов и мирян. Некоторые viharns имеют целые галереи изображений Будды. В первые дни буддизма они были построены для укрытия путешествующих монахов в сезон дождей
С 2019 цена на билеты возросла с 20 до 50 бат.
Это все равно недорого, по курсу на день написания отзыва получается 126,5 рублей
Гид нас заранее предупредила, чтобы оделись соответственно, прикрыли колени и плечи.
Она рассказала историю создания храма и показала куда идти. И хорошо, что пошла вместе с нами, так как попутно еще объясняла про то, что встречалось нам на пути.
Оказывется из-за неустойчивости грунта, вершину холма заключили в бетон, однако ее основание по-прежнему состоит из кирпича и земли.
Гору опоясывают две лестницы по спирали, одна на подъём, другая на спуск.
Кстати, это очень удобно, особенно когда большой наплыв туристов, чтобы не столкнуться лбами, потому что там не просто идешь, а смотришь по сторонам, ведь вокруг столько всего интересного.
Для того, чтобы подняться на самый верх, нужно одолеть 318 ступеней.
Сначала мы шли как будто сквозь джунгли. Лестница нас вела мимо пышной зелени, свисающих лиан, благоухающих цветов и множества скульптурных персонажей из буддийской мифологии.
И везде струилась вода, как например, в виде дождя над статуей сидячего будды или в виде фонтанчиков и водопадов. Еще повсюду работали распылители воды и было такое ощущение влажности, как в настоящих джунглях.
По пути нам встретилась статуя Золотого мальчика с поднятой рукой.
Она символизируюет чистое, золотое сознание в людях. Ведь в каждом человеке живет живое сознание - мудрое, открытое, свободное от границ и рамок.
Вдоль ступеней мы увидели скульптуры, изображающие какие-то действа из мифологии.
Розовый фламинго притаился среди пышной зелени.
Скульптура-макет Храма Золотой Горы.
Скульптура, изображающая урну, где хранится частичка праха Будды.
Все скульптуры расположены так, что их хорошо можно рассмотреть, при этом все вокруг утопает в зелени.
А у скульптуры девушки мы остановились.
Есть такая тайская легенда про девушку, которая из мокрых волос выжимала воду, а вода превратились в реку.
Это Пхра Мэ Тхорани - богиня Земли в буддизме.
В буддийскому мифе Пхра Мэ Тхорани персонофицируется как молодая девушка выжимающая холодную воду из своих волос, для того чтобы утопить Мару, демона, отправленного искусить Будду, медитировавшего под деревом Бодхи.
Поднимаемся всё выше и выходим из влажной среды на открытую площадку.
Дошли до площадки с колоколами и гонгом.
Все усердно звонили в колокола и стучали в гонг. Ну и мы тоже постарались. Гид сказала, что этим мы привлекаем удачу и здоровье.
По пути на гору есть скамейки, где можно немного передохнуть и туалет.
Лестница вела нас все выше и выше...
Если посмотреть вниз, то видно лестницу вокруг горы.
Заходим в храм, который расположен под позолоченной ступой.
Это уже обычный тайский храм, со всей его атрибутикой... Внутри находится статуя лежащего Будды в человеческий рост
и десяток статуй поменьше, в различных позах.
Здесь есть и позолоченные и фигуры изумрудного Будды.
В храме стоят прозрачные короба с прорезью для денег.
Можно оставить пожертвования в виде любой суммы.
Будды, в разных позах, каждая из которых символизирует определенный день недели.
Местное население приходит сюда для молитв, они приносят подношения, зажигают свечи, проводят различные обряды.
В этом храме хранится особая реликвия: частичка праха Будды. И этим храм привлекает множество паломников с разных стран мира.
Это место очень почитаемо и посещаемо тайцами, поскольку здесь, на вершине горы, в специальном хранилище в самом центре строения хранится частичка праха Будды, привезенная из Индии, но какая именно, никому не говорят. Саму частичку праха увидеть невозможно, виден только золотой саркофаг, в котором она хранится. Расположен он в самом центре пагоды, и к нему ведут узкие коридоры, куда можно пройти, но только строго следуя по указанным стрелками направлениям.
Каждый ноябрь в храме проходит буддистский праздник Лой Кратонг, во время которого громадная процессия поднимается на холм. А в это время у храма несколько дней работают ярмарки.
ЛойКратонг – красивый буддистскийпраздник духа воды и света. Празднуется в полнолуние 12го лунного месяца по тайскому лунному календарю.
Мы на Пхукете попали на такой праздник, когда первый раз отдыхали на Кароне в ноябре, вокруг было много фонариков, летящих в небо и маленьких лодочек плывущих по морю, сделанных из банановых листьев и украшеных цветами. Мы тоже купили такую лодочку и отпустили плыть в море...
Стены храма украшены различными панно и картинами с изображениями Будды.
Отсюда же идет лестница на обзорную площадку, где установлена позолоченная ступа.
Чеди, также называемая ступа или пагода, является наиболее важной и священной частью структуры храма. Первоначально пагоды содержали реликвии Будды, позже использовались для захоронения останков королей или очень важных монахов. Бывают различных видов, хотя, как правило, имеют коническую форму. В Таиланде наиболее часто используется чеди в виде колокола.
Мы ходили вокруг позолоченной ступы все внимательно рассматривая.
Почему-то в этот день посетителей храма было немного.
И нам повезло, что была переменная облачность, иначе здесь было бы очень жарко.
Со смотровой площадки отрываются панарамные виды на Бангкок.
На самом верху мы пробыли несколько минут, все осмотрели и пошли обратно, но уже по другой лестнице.
На спуске перед нами возникла такая экспозиция.
Люди смотрят, как грифы клюют человеческие останки...
Эта память о чуме, унесшей десятки тысяч человек.
Спустившись с горы вниз, мы походили по территории, заглянули еще в разые места, а потом расположились на удобных скамеечках и ждали пока соберется вся наша группа.
Время работы храма Ват Сакет с 7.30 до 17.30.
Гид сказала, что в вечернее время виды отсюда прерасные и жаль, что храм закрывается рано.
Итог. Впечатления от экскурсии остались хорошие. Храм нам очень понравился! Рекомендую!
Для нас посещенние Ват Сакет было как приятное погружение в историюи религию другого народа и культуры.
Совет. Как и во все тайские храмы, сюда нельзя заходить с голыми плечами и коленями, нужно прикрывать, поэтому берите с собой парэо и обязательно воду, головной убор, деньги.