Опубликовано 8 Май, 2016 - 03:35

Уж сколько раз твердили миру о вреде избыточного и необдуманного потребления, а воз и ныне там.

Проблемы вроде "шкаф уже не закрывается, а надеть нечего" так или иначе знакомы практически каждой представительнице женского пола, в особенности молодым девушкам, которые только ищут свой стиль. Впрочем, в определённой степени вопрос стиля касается и сильного пола. Магазины ломятся от обилия одежды с заманчивыми (и не очень) ценниками - выбирай не хочу. Ведь одежда давно перестала служить просто прикрытием наготы и спасением от холода и непогоды - она имеет ярко выраженный социальный статус и способна немалое поведать о своём обладателе, его вкусе и жизненных ценностях.

О чём покупатель в магазине думает в последнюю очередь, так это об истории каждого отдельного предмета одежды: кем и в каких условиях он произведен, что с ним будет после того, как он придёт в негодность. Важным остаётся лишь то, что его можно использовать утилитарно, а заодно произвести определённое впечатление, транслировать миру свой месседж.

И вроде не секрет, что большая часть всего этого разнообразия производится где-то в странах третьего мира и уж наверное не в лучших условиях. А потом наверное где-то утилизируется (утилизируется же, правда?). Но поскольку эта кухня скрыта от глаз рядового покупателя, он берёт новую вещь словно бы из ниоткуда и забывает о ней сразу же после того, как она отправилась в мусорный бак.

Фильм предлагает заглянуть глубже глянцевых образов - в повседневную жизнь тех людей, благодаря которым мы буквально завалены дешёвой одеждой.

Что объединяет этих тружениц, потребителей и корпорации? Не только конечный продукт, но и участие во всеобщей экономической цепочке - она намного изощрённее и куда мрачнее, чем пищевая цепочка в природе. Здесь все друг с другом связаны и взаимозависимы.

Также мы узнаём, в каких условиях выращивается хлопок, всегда ли благотворительность идёт на пользу и почему реклама всё-таки работает.

Ну с кем не бывает?
Как fast-fashion влияет на экологию по всему миру...

...и чем обычно заканчиваются забастовки и попытки рабочих бороться за свои права.

В целом фильм построен на контрастах: сменяются кадры вопиющей нищеты и довольные личики бьюти-блоггеров, стильные пиджаки успешных дизайнеров и свалки, "чёрная пятница" и трагедия на фабрике.

 

Послевкусие остаётся тяжёлым. В связи с ним в голову пришло несколько мыслей на тему того, как повлияло на современность такое явление, как fast-fashion:

  • Разница менталитетов. Фильм снят в первую очередь для американцев, но затрагивает всех, кого так или иначе коснулась глобализация. У Америки было достаточно времени, чтобы не просто насытиться, а пресытиться бесконечным потреблением разнообразных благ. Увы, этого не произошло. Тем временем в России немалая часть населения застала на своём веку перестройку и острый дефицит, а затем лихие 90-е с их рынками и челноками. В общей сложности мы имеем дело с капитализмом около четверти века, из которых первые 10 лет были откровенно дикими. В свете этого неудивительно, что обильное потребление воспринимается как символ благополучия и процветания. Вряд ли кто-то правда захочет вернуться в те годы, когда импортные сапоги или джинсы казались фантастическим счастьем. Потребительский спрос и поныне всё ещё напоминает оголодавшего человека, оказавшегося за шведским столом.
  • Стадный инстинкт. С появлением и широким распространением социальный сетей, видеоблогов и инстаграма в системе "маркетолог-реклама-потребитель" всё чаще "реклама" заменяется на "бьюти-блоггера". С лёгкой руки нескольких харизматичных девушек все кругом вдруг и разом узнают вот о "той потрясающей штучке". И конечно спешат купить (я и сама такая, чего уж там). А вы уже попробовали Tangle Teezer, резинку-пружинку Invisibobble и бьюти блендер? Нет? Безнадёжно отстали от жизни...
  • Умение шить. Я всё реже встречаю девушек и женщин, которые умеют шить (не подшивать пуговицы и обрезать джинсы до состояния шортов, а именно шить, от выкройки до готового изделия). Это становится слишком долгим, трудоёмким, а главное - дорогим процессом. И потому особо ненужным в повседневной жизни. Ведь для этого нужна не только швейная машинка, но и ткани, нитки, фурнитура - всё это стоит недёшево. На те же деньги можно купить ворох недорогой одежды на пару сезонов. А кройка и шитьё из традиционно женского занятия превращается в занятие для косплееров да студентов с факультета дизайна костюма.
  • Хенд-мейд. Если недавно хенд-мейд и вещи, сделанные своими руками, вызывали интерес и даже лёгкую зависть тех, кто так не умеет, но теперь ситуация иная. Я всё чаще сталкиваюсь с пренебрежительным отношением к этому безобидному по сути своей хобби. Несколько раз натыкалась на паблики vk, в которых подписчики жёстко выстёбывали попытки других людей сделать что-то своими руками. Пусть криво, пусть смешно, пусть в первый раз - но они хотя бы попытались. Мы все с чего-то начинали. А уж попытки как-то перешить одежду и вовсе воспринимаются с недоумением: "Это же выглядит дёшево и убого! А мы - люди со вкусом, лучше чего-нибудь готовое себе выберем". Да и вообще - зачем что-то делать, когда на Алиэкспрессе можно заказать хоть чёрта лысого за 30р. Такая вот самоирония на грани фола.
  • Культура и этика осознанного потребления. И всё-таки оптимистичные тенденции есть. (Ну не хочу я заканчивать на грустной ноте). Тот же нормкор для тех, кто устал от моды, а так же минимализм в быту и интерьере. Пространство начинает восприниматься не менее важным, чем вещи, которые его наполняют. Меньше сил тратится на уборку, хранение и уход за не в меру расплодившейся личной собственностью. А в душе наступает полный дзен.

 

Итог:

Фильм не призывает бойкотировать известные бренды. Его задача - показать нам те неприглядные стороны шоппинга, от которых мы тщательно отгорожены. Точнее, в общих чертах мы о них знаем, но в подробности не вдаёмся. Ведь истинные масштабы проблемы ужаснут кого угодно.

У тех, кто участвовал при создании "Реальной цены моды" нет готовых ответов на вопрос "что делать?". Но если вы при просмотре что-то для себя переосмыслите, то задача фильма будет выполнена. Невозможно изменить мир целиком, но изменить своё отношение к происходящему (а вместе с ним и собственные модели поведения) нам под силу.

Чтобы отчасти развеять сладостные иллюзии, придётся постоянно напоминать себе, что каждая вещь на прилавке магазина произведена с использованием определённых ресурсов - как природных, так и человеческих. И каждая вещь после использования отправится на свалку, где имеет все шансы разлагаться десятилетиями, а то и больше.

Очень хочется надеяться, что точка невозврата ещё не пройдена.

Lunar Infinityрекомендует
Читать все отзывы 14
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
08.05.2016
Все верно) Мы живем в обществе потребления, причем многие это понимают, но ничего с собой поделать не могут, так как соскочить с крючка довольно сложно. Раз стали снимать об этом фильмы, я все же надеюсь, что точка невозврата не пройдена.
08.05.2016
Шикарно написали. Обязательно посмотрю!
08.05.2016
О, какой актуальный фильм для нашего времени.Нужно обязательно посмотреть этот фильм. Сейчас это перепроизводство одежды, косметики, еды очень напрягает. Всего много, а качественных и натуральных вещей и продуктов очень мало. Народ все потребляет и потребляет...
08.05.2016
Спасибо, обязательно посмотрю. Как раз недавно осматривала свои запасы всего и поняла, что пора остановиться. Именно блогеры меня сломили в своё время)))
08.05.2016
Такого рода фильмы нужно чаще показывать, чтоб люди задумывались когда покупают и думают: " НЕ понравится - выброшу!", и будут покупать действительно нужные вещи...
Так еще и люди производящие и перерабатывающие весь ассортимент страдают. Бедные китайцы, за копейки пашут, живут в нищете, гробят свое здоровье, они же ничего не видят в радиусе 10 метров от смога...
08.05.2016
О, обязательно нужно посмотреть! Как бы печально не звучало, но я принадлежу к этому отряду шопоголиков. Эта получается какая-то психологическая зависимость с которой я борюсь, но не всегда удачно!
08.05.2016
Вы очень интересно пишите, спасибо за наводку, обязательно посмотрю. Современному обществу в лицо давно ушат холодной воды пора вылить, дабы очнулись.
А у меня вот полный "дзен" в шкафу, ибо ипотека и двое детей 😁
Спасибо за отзыв!
08.05.2016
Я и сама такая - покупаю, покупаю, а шкаф уже и не закрывается, но в последнее время стараюсь умерить свой пыл, а то это уже выходит за все границы нормы....
08.05.2016
Интересный фильм, сейчас гляну. 😉
08.05.2016
Классно, я бы посмотрела такой фильм!)
08.05.2016
с удовольствием бы его посмотрела
08.05.2016
С удовольствием прочитала Ваш отзыв. И смех и грех, но все в точку, ну а про бьютиблендер 😁 , буквально на днях - била себя по рукам, потому что мозг понимает, что он мне нужен, как белке флюгер, но в тоже время осознание того, что без этого чудо-девайса я дремучая дремучесть говорит о том, что срочно нужно хватать...пока победила белка.....но еще не вечер)))))))......
08.05.2016
Спасибо за отзыв! Очень интересная точка зрения! Заинтересовали! Уже нахожусь в поиске этого фильма 😉
08.05.2016
В закладки, интересно было узнать о таком фильме, обязательно посмотрю
08.05.2016
Надо посмотреть, обычно после таких фильмов задумываешься..
08.05.2016
Очень интересно написано, посмотрю обязательно.
08.05.2016
Сппсибо, надо действительно задуматься, а то я слишком много всего покупаю. Потом лежит без дела, и денег не скопить и шкаф не закрыть 😞
08.05.2016
Как вы четко и интересно высказали свои мысли, так и хочется как кот Бегемот поклониться и сказать: "я в восхищении! Мы в восхищении!" Бог с ним с фильмом, отзыв - ❤️
08.05.2016
Про шитьё и сделанное своими руками - очень верно. У нас в семье шьем и мама, и я, и моя сестра, но год от года это делать становится всё труднее. Ткани дорожают (метр синтетической дерюжки сомнительного качества может стоить до 1000 рублей и даже больше, якобы, она дизайнерская), а красивых тканей почти и нет. Я уже забыла, когда в последний раз видела красивый трикотаж!
Если же вдруг обнаруживается красивая ткань, то стоит она запредельно, не купишь.
08.05.2016
спасибо огромное, с интересом прочла! есть о чём подумать....
спрос рождает предложение.... а к сожалению, публикой сейчас слишком легко манипулировать - всякие звездуньи, интернет....
многократно проводились эксперименты как влияет мнение общественности на людей, даже если мнение не верное - человек согласится только бы не идти против всех..... а ещё, некоторым проще жить на автопилоте (попросту говоря без мозгов), вот и получается то, что получается
08.05.2016
Очень интересный отзыв на актуальную тему, обязательно теперь посмотрю, спасибо!
08.05.2016
Спасибо за такой нужный отзыв. К сожалению, эта тема не так часто поднимается, потому что не выгодна производителям
08.05.2016
Спасибо за такой подробный отзыв. Я раньше никогда не смотрела ютуб и мне не нужна была одежда,так как теперь когда я смотрю разных блогеров и это печально.
09.05.2016
Интересный, толковый и заставляющий задуматься отзыв
09.05.2016
OksaneM, это, к сожалению, действительно невероятно сложно. И дело не только в культурных установках, но и в самой человеческой психологии и языке, которые слишком хорошо поддаются манипуляциям.
Думаю, если собрать воедино всю информацию на эту тему, то материала хватит на отдельный фильм (и может даже не один).
09.05.2016
Фосолька, спасибо)) Фильм актуальный и я бы хотела, чтобы о нём узнало как можно больше людей.
09.05.2016
Annelie, да, тенденция общего снижения качества сейчас налицо. И это тоже выгодно корпорациям. Получается парадокс: вещей много, но все низкого качества и с коротким сроком службы - покупателю выбирать не из чего ("бери, что дают") и альтернатив практически нет.
09.05.2016
яМария, относительно блоггеров тоже хотелось сказать: если рекламу мы ещё где-то как-то можем дешифровать как навязывание продукта с помощью совместных усилий маркетологов, фотографов, фотошоперов и т.д., то блоггер это образ "человека из народа", он воспринимается как "такой же, как я". Соответственно, вызывает куда больше доверия и эмпатии. Это всё равно, что прислушиваться к советам подружки, которую мы давно знаем - другое дело, что "подружка" вещает с той стороны монитора, оказывая влияние на весьма обширную аудиторию.
09.05.2016
Nataly Z, если бы только китайцы... Эта проблема стала повсеместной для стран третьего мира. И самое грустное, что про современном устройстве экономической системы по-другому тоже не получается - либо работать за гроши, либо помирать с голоду.
09.05.2016
Ola_Ola_la, один из посылов фильма - "Вещи не делают нас счастливее". Небольшое количество эндорфинов, которое можно получить в момент совершения покупки, совершенно не оправдывает тут огромную цену, которую за это приходится платить обществу и планете.
09.05.2016
Linkiss, спасибо за отклик))
Кстати, Вы сейчас указали на неявное преимущество ограниченного количества денежных средств (хотя наверное это странно звучит 😁 ). Когда денег немного, приходится так или иначе думать, на что их потратить с наибольшим толком.
09.05.2016
РозовыйДым.., пожалуйста! Я прямо чувствовала острую моральную потребность его написать 😊
09.05.2016
MaliSHka89, мы все в известном роде такие. Это по сути тоже род зависимости, но в отличие от прочих маний он не только не осуждается, но наоборот - всячески культивируется уже с детства.
Мне даже кажется, когда ребёнок впервые затягивает протяжное "Маааам, купиии!" - он попался...
09.05.2016
Юлия Носач, вместо блендера можно ровно с тем же успехом использовать влажный спонж - вроде тех, что идут в комплекте с большинством пудр. Разница будет только в форме 😊
09.05.2016
АннаV, спасибо! На рутрекере он есть с русскими субтитрами.
10.05.2016
Sea-s, если внимательно отнестись к увиденному, то придётся не просто задуматься, но ещё и произвести серьёзную переоценку ценностей.
10.05.2016
Tati@na, сейчас делается всё возможное для того, чтобы такая модель поведения стала повсеместной 😞
10.05.2016
MaZayka, Вам спасибо за отклик! Признаться, я не ожидала, что будет столько ответной реакции 😲
Но всё-таки фильм посмотреть рекомендую, он действительно стоит того!
10.05.2016
Faoiltiarna, знакомая ситуация... Я сама в студенческие годы шила то мягкие игрушки, то одежду, то подушки для дома. А сейчас как зайду в магазин тканей, так и выбегаю оттуда в ужасе - цены просто запредельные, не подступишься 😠
Наверное, такое занятие будет окупаться только в том случае, если всё сшитое продавать - например через группу вк. На те же авторские игрушки покупатели находятся. А для себя - уже считай в убыток.
Ещё 21 комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 14
Смотрите также