Опубликовано 9 Сентябрь, 2022 - 13:40

  • Опыт использования:
    один раз
  • Стоимость:
    1500 руб.
  • Куплено онлайн (ссылка)

Приветствую, читатель!

О поездке на Эльбрус я никогда не мечтала, но выпал шанс и я решилась. Предложили поучаствовать в автотуре на приемлемых условиях, и я согласилась. Откровенно говоря, многого не ждала, возможно, ещё поэтому получила столько положительных эмоций.

 

Как добраться до Эльбруса?

Есть множество автобусных туров с гидами практически из всех близлежащих туристических городов: Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск, Минеральные воды. Однако, на мой взгляд, машина – это идеальный вариант. Можно на своей, можно взять в аренду. До Приэльбрусья идёт достаточно хорошая асфальтированная дорога, поэтому добраться до места назначения не составит труда. Мы забили в навигатор в качестве конечного пункта Терскол, добрались легко и без приключений.

Эльбрус. Кавказское ущелье. Дорога к Терсколу
Эльбрус. Горный серпантин к Терсколу

Горный серпантин довольно извилистый, дорога всё время в гору, но подъём плавный, поэтому вестибулярный аппарат проблем особых не доставил. Ехать больше 70-80 не рекомендую, как и обгон. Если вас поджимают сзади, лучше тормозните на обочине, пропустите. Рисковать нет смысла. Местные, конечно, рысачат на дороге, но они хорошо знают своё шоссе.

Плюс ко всему в Кабардино-Балкарии много коров, которые способны мирно пожёвывать травку практически на отвесных склонах. Но часто они всем "табором" вываливаются на дорогу и нередко их приходится объезжать. Так что, чем тише едешь, тем меньше проблем. Да и ущелье довольно живописное. Параллельно с дорогой то слева, то справа, видны бурные горные реки, которые берут своё начало с ледниковых вершин Эльбруса. Недалеко от Терскола вас встретит река Баксан и заботливо проводит к самому Азау. Есть красивые отвесные скалы, берега, мосты, можно остановиться и пофоткаться. Вдали, непосредственно в скале, виднелась старая заброшенная дорога. Как знать, может по ней путешествовал сам Лермонтов? ))

Поездка на Эльбрус. Кавказское ущелье

Мы выехали к Эльбрусу из-под Пятигорска, где накануне остановились на ночёвку в палатке. Дорога составила примерно 200 км. Но самое интересное то, что двойная вершина Эльбруса отчётливо различима вдали ещё за 150-180 км непосредственно до самих гор. Объехав Пятигорск, я глазам не поверила, когда увидела как из-за ровного, абсолютно плоского, Ставропольского горизонта показались очертания самой высокой точки Кавказа и Европы. В утренней дымке Эльбрус торчал аки фурункул на щеке. Контраст невероятный, конечно. После Калмыкских равнин Кавказские горы оставляют неизгладимое впечатление, даже у человека из горной местности.

На дороге к Эльбрусу расположилось множество посёлков и, как говориться, чем глубже в даль, тем выше горы и меньше пространства между ними. В Приэльбрусье посёлочки буквально зажаты между горными "стенами" и это очень сильно отличается от моей родной местности. Ну, а уж обычные жилые 10-этажки, торчащие между отвесными стенами выглядят совсем нереалистично ))

Эльбрус. Дорога в посёлок Терскол
Эльбрус. Дорога к посёлку Терскол

В Терсколе есть платные парковки, но нам повезло, непосредственно за 200 м до касс на канатки или около того, мы нашли бесплатную стоянку, причём почти пустую. Машина провела на ней около 5-6 часов совершенно нетронутой. Из неприятного, сразу за невысокими кустами стихийно образовался туалет, страшно вонючий. Но, если туда не ходить, со стоянки ничего не заметно. Если в дороге у вас накопилось, то потерпите до канатки, там есть туалеты.

 

Канатные дороги в Приэльбрусье

На Эльбрус можно забраться пешком. Очень спортивно, конечно, но это не мой вариант, простите. А вот канатная дорога – то, что нужно. На Эльбрусе 2 трассы по 3 очереди каждая, и они идут практически параллельно друг другу. Кататься на обеих смысла нет, в отличие от Домбая, где разные канатки проходят по разным маршрутам.

На Эльбрусе старая канатка маятниковая с красными кабинками как на Ай Петри в Крымских горах. Тут в кабинку набирается группа из десятков людей, все едут стоя. Третья очередь на этой трассе кресельная.

Поездка на Эльбрус. Маятниковая канатная дорога

Я лично к ней не была готова (чуть ниже объясню почему), поэтому целенаправленно двинулась к новой канатке гондольного типа. Тут небольшие кабинки на 6 человек с сиденьями. Внутри тепло, круговой обзор прекрасный, посторонних людей нет, в пути можно одеться или раздеться. Ходят кабинки чаще, и небольшими группами (семьями) на них подниматься удобнее. Да и очередь идёт ощутимо быстрее. Такие кабинки можно встретить и в городе, например, на Колесе обозрения.

Эльбрус. Новая канатная дорога

Касса на канатки почти в самом конце посёлка. Кассы на канатки разные. Почему-то на новую канатку касса хорошо видна, на неё с дороги прям сразу выходишь. А вот начало старой я даже не сразу нашла, увидела её только на обратном пути, уже спустившись с вершины. Получается, как только вы увидите кассу на гондолки, за спиной у вас окажется касса на маятниковую канатку.

Эльбрус. Касса на подъёмник гондольного типа
Эльбрус. Касса на маятниковый подъёмник

 

Недалеко от касс есть карта маршрута. У меня, к сожалению, фото получилось не очень, не хотела людям мешать. Однако на сайте есть точно такая же, рекомендую изучить (ссылка на сайт вверху под заголовком).

Трассы Приэльбрусья

Как я поняла цены на канатках несильно отличаются, но вроде маятниковая подешевле. На гондолке я взяла сразу 3 очереди. Полный билет мне обошёлся в 1500 руб. + 200 руб. сбор за пребывание в национальном парке. Последний взнос оплачивать необязательно, по желанию клиента, но я не нашла причин отказаться, территория чистая, ухоженная, люди работают, почему нет?

Рассчитаться можно налом или картой. При покупке билета дают чек и пластиковую карту. Чек можно выкинуть, а вот карта – это пропуск на все 3 очереди, причем пропуск не только на подъём, но и на спуск, т.к. напомню, обе канатки идут параллельно друг другу. На посадке нужно приложить карту к сканеру и вам открывается проход к кабинкам, как в метро.

Как я уже говорила, третья очередь на старой трассе кресельная. Это значит, что вы поднимаетесь в гору на открытом хлипеньком стульчике, обдуваемый всеми ветрами под проливным дождём и снегом. Но посещение гор всегда связано с экстримом, поэтому народ катается на ней с удовольствием. Билет на кресельную очередь стоит 300 руб. прокатится может любой желающий. Люди с гондольной канатки обычно катаются на ней на обратном пути.

Плюс ко всему посадка на кресло не самая комфортная. Запрыгивать в кресло спиной не очень-то удобно, даже несмотря на то, что есть человек, страхующий этот запрыг. От кресельного подъёмника на Домбае у меня остался здоровенный синяк на левом бедре чуть выше колена. Но отговаривать не буду. В конце концов синяки и простуды пройдут, а впечатления и воспоминания останутся.

Эльбрус. Кресельный подъёмник, 3-я очередь

После пережитого наверху, мне экстрима хватило выше крыши, я ехать не захотела. А вот моя группа не смогла отказаться от дополнительной порции адреналина. И пока я развалившись на деревянном шезлонге второй очереди 20 минут любовалась горными видами и грелась тёплым глинтвейном из ближайшего кафе в ожидании, моя группа мёрзла, мокла и покрывалась снегом на кресельной трассе )) Но спустились они довольные как слоны.

Эльбрус. Станция Мир

Отсюда можно сделать 2 вывода, первый: на Эльбрусе каждый находит удовольствие в соответствии со своими интересами. А второй: садясь на кресельную канатку летом одевайтесь теплее. Обязательна шапка, дождевик или на худой конец ветровка с капюшоном. Надеть всё это лучше до посадки, в пути ёрзать в кресле над пропастью под ногами опасно. Погода в горах меняется стремительно. При посадке в кресло вас может ласкать солнышко, а на обратном пути зальёт моросящим дождём.

 

Маршрут канатной дороги: акклиматизация, питание, инфраструктура

Путь Азау – Кругозор – Мир – Гарабаши живописный с 3-мя остановками-очередями. Отрезок Азау – Кругозор – самый протяжённый, время в пути около 8-10 минут. Остальные 2 участка трассы короче. Подъём очень крутой, на первом отрезке было страшновато, потом привыкла.

В пути периодически "стреляют" уши, и это, пожалуй, весь дискомфорт, который вызвал у меня подъём. Прям существенная длительная акклиматизация мне не понадобилась. На каждой остановке мы провели около 10-15 минут. То самое кислородное голодание, которое часто бывает в горах на отметке выше 2000 м над уровнем моря, я на себе практически не ощутила. Может быть ещё и потому, что сам Терскол находится на этой высоте, а подъём к нему на машине был плавным и небыстрым.

Эльбрус. Новая канатная дорога, 2-я очередь
Поездка на Эльбрус
Эльбрус. Станция Кругозор

Тем не менее на каждой остановке есть мед.пункты. Если у вас есть проблемы с сердечно-сосудистой системой и вы принимаете лекарства на постоянной основе, то берите их с собой. Задерживайтесь на остановках подольше, от получаса и больше. Перекусите, пофоткайте, канатка работает до 16.00, времени на всё хватит. В нашей группе только одному человеку периодически не хватало воздуха, остальные перенесли прогулку легко.

Ещё есть сувенирные лавки, но я ни одну не посетила, что там и как не знаю. Заметила лишь, что в продаже есть толстовки. Если вы просчитались с одёждой для прогулки, то можно что-нибудь прикупить, и тепло и сувенирно. Свой дежурный магнитик я урвала в посёлке на обратном пути с канатки за 50 руб. штука.

Есть смотровые площадки, некоторые из них с экспозициями для более гламурных фото, есть качели над обрывом для экстрималов. На станции Мир находится памятник героям ВОВ, оборонявшим Приэльбрусье.

Памятник защитникам Приэльбрусья в ВОВ

Что касается туалета, то он на каждой стоянке бесплатный. Не сказать, что комфортабельный, даже тесноватый, но чистый, не вонючий, и руки есть, где помыть. Внутрь заходить проще без большого ранца, если есть, кому его можно временно передать, то лучше оставить его снаружи.

Также на каждой остановке есть небольшие закусочные. На обратном пути на второй очереди было 2 кафе. Зашли в одно – много народу, зашли в другое – почти пустое, но меня заманила надпись "хычины". Что за зверь?

Оказалось, это блин с мясом, но не тот традиционный свёрток, а свежеприготовленный жареный круг с фаршем. Жирненький сытный, мне очень понравился. Ещё я взяла солянку, капучино и глинтвейн. К сожалению, карты тут не принимают, только наличка или денежный перевод по номеру телефона. Глинтвейн приносят сразу и тёплым, зашёл на ура. Цена 250 руб. за 150 мл. Солянка обошлась мне в 350 руб., и она меня удивила. Вообще, как оказалось "прочтение" солянки в разных регионах России разное. В Кабардино-Балкарии это суп с говядиной на крепком бульоне с овощами и слабосолёными огурцами вместо оливок. В целом, если бы блюдо называлось как-то иначе, то цены бы ему не было. Порция хорошая, суп сытный и вкусный. Я осталась довольна. Заполировала всё тёплым кофе. Весь обед обошёлся мне в 900 руб.

Что касается сотовой связи, то на маршруте она отличная. Интернет работает быстро. Я делала фото и бросала сразу же в телегу, улетали молниеносно. У меня МТС, который умудрился втиснуть свою вышку на Гарабаши. Впрочем, у других участников был Билайн и Ростелеком, тоже на связь не жаловались.

Эльбрус. Станция Гарабаши. Вышка МТС

 

Что за канатной дорогой? На какую высоту удалось забраться? Общие впечатления

Тут начинается самое интересное для любителей пощекотать... нервишки. Итак, канатная трасса заканчивается на станции Гарабаши на отметке 3847 м, и, если вы думаете, что на этом всё, то вы заблуждаетесь. От Гарабаши к вершине Эльбруса ведёт снежная дорога. По ней можно идти как пешком, так и на снегоходе. Кстати, туристов с палками и снаряжением довольно много.

Поездка на Эльбрус. Снежная дорога от Гарабаши к Приюту 11-ти
Эльбрус. Снежная дорога от Гарабаши к Приюту 11-ти

От Гарабаши до Приюта 11-ти вроде бы совсем недалеко, меньше километра, но подъём всё менее пологий. Метров за 150-200 до Приюта горный уклон резко усиливается. Обычно туристы с подъёмников без снаряжения дальше уже не ходят. Это опасно, да и неприятно по мокрому снегу в летней обуви карабкаться. Тут можно погулять по рыхлому, но довольно плотному снежному насту, посмотреть на вулканические глыбы, пофоткать бурный ручей, подмывающий камни.

Поездка на Эльбрус. Вулканические глыбы
Эльбрус. 150 м до Приюта 11-ти
Эльбрус. Бурный ручей между Гарабаши и Приютом 11-ти

А вот на остановке Гарабаши можно за наличку нанять снегоход или ратрак. Небольшие группы из пары человек арендуют снегоход с водителем. Цена 5000 руб. с носа. Группы побольше берут дизельный ратрак по стоимости 2000 руб. с человека. Это цена до Приюта 11-ти, а дальше стоимость растёт на 1000 руб. за человека за каждые 300-400 м. На каждой остановке есть возможность или остановиться и повернуть назад или подняться выше.

Эльбрус. Станция Гарабаши. Стоянка ратраков и снегоходов
Поездка на Эльбрус. Вид на стоянку ратраков

Нас было четверо и мы взяли ратрак. Договорились о цене, уселись в кузов и погнали в гору. Тягач едет медленно, страшно шумит и дымит, но уверенно прёт вверх. И вот, когда до Приюта осталось 200 м и дорога резко пошла на подъём, мне стало страшно. Снег мокрый, рыхлый, скользкий, правее лёд тает, рожая целую речушку. Казалось, что тяжёлую шайтан-машину, которая ползёт по отвесной стене, вот-вот подмоет бурным потоком, она пойдёт юзом и мы кубарем рухнем вниз. На подъёме я с ужасном думала, что спуск наверняка будет не просто страшнее, а кошмарнее в разы. В горах такое бывает, при восхождении взгляд упирается в горную стену, а при спуске – в пропасть.

Эльбрус. Подъём на ратраке
Эльбрус. Подъём на ратраке выше Приюта 11-ти
Эльбрус. Спуск на ратраке

Добравшись до Приюта 11-ти, водитель остановился на плоском пятачке, позволив нам осмотреться и нафоткаться всласть, а дальше спросил хотим ли мы выше. На следующей остановке цена с человека уже не 2000, а 3000 руб. Прости, читатель, я ехать дальше не хотела, но осталась в меньшинстве. Группа приняла решение подняться ещё выше. На мой трусливый вопрос, водитель заверил меня, что ратрак намно-о-о-о-ого безопаснее снегохода. Ну-ну. Не исключено, что водители снегоходов точно также успокаивают своих пассажиров "сказками" про ратрак )))

В общем, мы поднялись ещё на 350 м выше по крутому склону, обгоняя пеших туристов. Местами в снегу торчали одинокие палатки. И пока мы развлекались на высоте 4400 м, снизу станцию Гарабаши, с которой мы поднялись на тягаче, накрыл грозовой фронт. Ещё 10 минут назад там было солнечно, а сейчас шёл снег с дождём.

Эльбрус. Грозовой фронт накрыл Гарабаши и Приют 11-ти

Выше мы забираться не стали, т.к. во-первых, мне уже не хватило моральных сил держать свой лютый страх при себе, а во-вторых, там выше начинались облака. Это просто белое густое молоко, разлитое в воздухе. Видимость практически нулевая. К сожалению, с погодой нам не повезло. В Терсколе было солнечно, но двойная вершина скрывалась в тумане. Такое на Эльбрусе бывает часто, т.к. он является естественным генератором облаков. Но я не пожалела, свою порцию адреналина я отхватила.

 

Сколько нужно денег? Мои расходы

Подъём от Гарабаши на высоту 4400 м обошёлся нашей группе в 12000 руб. Мои же личные затраты на экскурсию таковы:

  • 1500 руб. за канатку;
  • 200 руб. – стандартный сбор за нахождение в национальном парке;
  • 900 руб. оставила в кафе за плотный обед;
  • 250 руб. за дополнительный глинтвейн пока ждала своих с кресельного подъёмника;
  • 3000 руб. за поездку на ратраке.

Итого: 5850 руб. Можно было потратить больше, можно было обойтись и меньшей суммой, заплатив только за подъёмник, но я ни в чём себя не ограничивала, позволив себе всё, на что была готова. И осталась довольна. На мой взгляд, 10000 руб. на одного вполне достаточно.

 

Что взять с собой на экскурсию? Какую одежду брать в августе?

Одежду надо брать согласно вашим планам. Я на Эльбрус попала 2-го сентября. Это был один из последних жарких дней лета 2022 года. В Терсколе было +21 солнечно, туристы в футболках и шортиках. Если вы желаете ограничиться лишь прогулкой на канатке, то вам вполне хватит ветровки с капюшоном или тёплой толстовки с капюшом.

Однако, как известно, аппетит приходит во время еды. Если пойдёте дальше по снегу или наймёте транспорт, то без тёплой зимней куртки не обойтись. Чем выше, тем холоднее. Ветер пронизывающий. Обязательно нужна шапка и не помешают перчатки. Что касается обуви, то на мне были летние беговые кроссовки, и мне было комфортно. В зимней обуви было ты тяжело. Если вы готовитесь к пешему восхождению, то вам понадобится горное снаряжение.

Вид на вершину

Подытожим. Я рекомендую взять с собой:

  • воду, небольшой бутылочки будет вполне достаточно, чтобы утолить внезапную жажду;
  • лекарства, если есть проблемы со здоровьем;
  • ветровку или толстовку с капюшоном для 2-й и 3-й очереди;
  • дождевик, если планируете кататься на кресельном подъёмнике или ратраке. Если нет, то можно будет укрыться в кафе;
  • зимняя куртка и шапка понадобятся только для восхождения на вершину от Гарабаши, для канатки хватит и ветровки;
  • наличку, т.к. еда, сувениры, транспорт на маршруте за нал;
  • солнцезащитные очки тоже не помешают, если нет желания жмуриться от солнца;
  • крем от загара рекомендую нанести у подножия. У меня было с собой дешёвенькое солнцещащитное средство, я нанесла его на лицо в машине непосредственно перед подъёмом, и оно меня спасло, иначе была бы катастрофа;
  • паспорт в общем-то не нужен, но я рекомендую взять просто на всякий случай. Это горы, плюс граница рядом.

На канатке легко провести полдня. Время летит очень быстро. Мы подошли к кассе примерно в районе 10 часов в пятницу. Туристов было мало, а вот к полудню их количество увеличилось в несколько раз. Причём это ещё не сезон. Спустились в Азау мы в начале 16 часов, т.е. наша прогулка длилась 5 часов, а мы и не заметили. На мой взгляд, на подъёмники лучше всего идти с самого утра примерно с 9-10 часов.

Эльбрус. Смотровая площадка, 2-я очередь
Эльбрус. Смотровая площадка, 2-я очередь
Эльбрус. Гранит на склоне

 

Что в итоге?

Экскурсия на Эльбрус сродни полёту на Марс. Если вы хотите перенестись из тёплого лета в мягкую зиму с пустынными снежными вершинами и гранитными скалами, то вам сюда. Даже, если с погодой не повезёт, и вы не увидите обе вершины, впечатлений от визита всё равно останется масса. Хлебнуть порцию адреналина, а потом пережить бурный выброс гормонов удовольствия удастся с лихвой.

Сервис меня устроил. Со мной были вежливы везде, даже в туалете на выходе пожелали хорошего дня, но и у меня в ассортименте "здравствуйте-спасибо" всегда припасено. Еда понравилась. Хычины на Эльбрусе интереснее, чем на Домбае, глинтвейн везде одинаково вкусный. Добраться несложно, порядок цен, имхо, демократичный для курортной зоны. Инфраструктура может и не суперразвитая, но достаточная и современная, всё работает исправно. На вершине и в посёлке много стройки. Новую канатку будут тянуть до Приюта 11-ти, и это прекрасно. Плюс в планах возвести ещё одну трассу уже по другому маршруту.

Это отличный отдых для молодых людей (их было много!), для пожилых пар (таких тоже достаточно, причём не только на канатке, но и на пешем восхождении к вершине), для семей с детьми. Правда тащить грудничка в горы всё же не рекомендую, хотя попадались и такие. В посёлке у подножья множество гостиниц, можно остановиться поближе к канатке или подальше от неё и за несколько дней обойти все достопримечательности. Я же здесь была проездом и провела всего полдня, но это было здорово!

Если вы живёте на равнине и никогда не видели гор, и даже, если вы живёте в горах, как я, и созерцаете их ежедневно, поехать на Эльбрус всё равно рекомендую. Это незабываемо.

 

Тихое "ламповое" местечко для отдыха в Челябинской области с прогулками, купанием, рыбалкой

Достоинства
  • Горный воздух
  • Демократичные цены
  • Есть бесплатный туалет
  • Есть закусочные и сувенирные лавки
  • Захватывающий пейзаж
  • Можно покататься на кресельном подъёмнике
  • Можно покататься на снегоходе или ретраке
  • Удобная канатная дорога
Недостатки
  • Возможно кислородное голодание
  • Нужна тёплая одежда
  • Сердечникам и гипертоникам может стать нехорошо
Ясный_Взглядрекомендует
Читать все отзывы 35
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
09.09.2022
Была там, красивые места)
Меееечтааа...хочу туда. Отзыв в закладки😁
Другие отзывы
Читать все отзывы 35
Смотрите также