Опубликовано 12 Октябрь, 2023 - 17:38

Продавать на Яндекс-Маркете я начала в октябре 2021. Совсем незаметно пролетели эти два года. Как я к этому пришла и что и этого вышло? Попытаюсь рассказать по порядку.

 

Идея попробовать торговать через маркетплейс, не важно через какой, появилась у меня еще несколько лет назад. Но как-то не решалась…

 

И вот однажды у меня произошла интересная встреча с одним из наших поставщиков (а мы занимались оптовой торговлей очень давно). Поставщик, почти как Рудик из "Москва слезам не верит", утверждавший, что скоро кроме телевидения ничего не будет, заявил мне, что будущее за маркет-плейсами, и что магазины, в текущем своем формате будут отходить на второй план, что обычная оптовая и розничная торговля также с трудом сможет конкурировать с маркет-плейсами из-за огромного ассортимента и отлаженной системы логистики у последних.

Яндекс маркет ПВЗ

К словам поставщика я отнеслась скептически, но почти сразу зарегистрировалась на Яндексе, хотя товары не размещала. И вот однажды мне позвонили из Яндекса и предложили разместить товары. Девушка-менеджер ответила мне на все вопросы про комиссии, стоимость доставки, периодичность выплат и т.д. и оставила свой телефон для решения других вопросов.

 

ПВЗ, куда можно было сдавать заказы по системе FBS, как раз открылся по соседству с нашим офисом и складом.

 

Вначале я разместила три своих товара в категории Канцтовары. Карточки загружала вручную, описание составляла сама, путем сбора информации с карточек аналогичных товаров единое целое и последующего редактирования всего этого винегрета. Основное фото тоже сама делала. Я даже научилась убирать фон и корректировать цвет в бесплатном онлайн-фотошопе.

 

Проблемы возникли только со штрих-кодом для товаров. Работаю я по FBS, т. е. отгружаюсь в ПВЗ со своего склада и заказы сама упаковываю в коробки. Теоретически штрих-коды в моём случае не обязательны, но в поддержке сказали, что они необходимы. Было непонятно не как сгенерировать (бесплатных генераторов полно в интернете), а то откуда брать данные для этих штрих-коды? Как позже оказалось, из головы, т.к. придумываем любой набор цифр (можно и буквы добавить) и вперед.

 

Мои карточки пробыли на модерации больше суток. И вот, наконец-то! Я – продавец на Яндекс-Маркете! Первый заказ пришел через пару дней. Вначале было даже волнительно, я боялась где-нибудь накосячить, что-то перепутать, не вовремя сдать заказ в ПВЗ и т.д. Но первая отгрузка прошла как по маслу!

Добавила еще пару десятков наименований товаров. Нет, заказы не посыпались, как из рога изобилия, но движуха наметилась! Но выявились и проблемы.

Яндекс маркет отзывы продавцов

Проблемы

НЕВЫКУПЫ

Конечно, проблемы есть в любой работе, но при торговле на маркет-плейсах их ОООчень много! Во-первых, на Яндекс-Маркете сразу столкнулась со множеством невыкупов. Вот заказал так называемых "покупатель" товар, я принимаю заказ, фасую, упаковываю, маркирую, сдаю на ПВЗ, на ПВЗ этот заказ приходуют, потом передают водителю, затем заказ поступает на сортировку, потом едет в город покупателя, там приходуется, передается другому водителю, едет на ПВЗ или в почтамат...

А так называемый "покупатель" просто забывает или забивает на этот заказ. Не пришел вот он за заказом и все! Коллеги рассказывали, как один из работников маркета жаловался им, что однажды курьеру никак не удавалось отдать заказ покупателю, то он трубку не брал, то звонок сбрасывал. И так несколько раз. А потом "покупатель" психанул, сказал курьеру, что будет на него жаловаться, что тот его преследует, - "что ты мне названиваешь, у меня все равно денег нет!"

 

Безобразие это продлилось ровно до тех пор, пока Яндекс не ввел обязательную предоплату заказов. Невыкупов стало гораздо меньше! Но за теми немногими невыкупами мне приходилось все равно ездить на большой терминал на другой конец города.

Яндекс маркет отзыв

Когда невыкупов было много, мотаться через все пробки было даже не так обидно, как за 2-3. Муж матерился... Но к счастью, не прошло и года, как Яндекс стал выдавать невыкупы в том же ПВЗ, куда мы сдавали заказы.

РАСТУЩИЕ ТАРИФЫ

Тарифы Маркета постоянно растут. Начинала я с гораздо меньшей комиссии, чем сейчас.

Комиссия зависит от категории товара, его веса и габаритов. Все можно заранее рассчитать и принять решение о целесообразности вывода конкретного товара на маркетплейс. Вот ссылка на калькулятор: [ссылка]

В приведенном расчете пример того, чем НЕ надо заниматься - пачка бумаги Svetocory А4 с соответствующими параметрами. Выложили мы товар за 400 руб, Маркету отдали без малого 200 руб., получили МИНУСА.... Или кому-то канцтовары бесплатно с неба падают?

Ну ладно, пусть Светокопия - тяжелый товар, весит 2,5 кг, возьмем товар весом 200 г, с него все равно услуги маркета составят 162 руб.

С дешевыми товарами вообще нерентабельно выходить на маркет-плейсы. Каждый отдельный товар - это отдельная доставка, отдельная оплата услуг ПВЗ, даже если вы 100 ед. товара отправите в одной коробке. Одно время Яндекс-Маркет расщедрился и сделал для товаров до 500 руб. пониженные фиксированные комиссии. В сумму комиссии входил и процент маркета, и доставка клиенту, и услуги ПВЗ. Было так:

  • Цена товара до 99 руб - комиссия 55 руб.
  • Цена товара до 299 руб - комиссия 70 руб.
  • Цена товара до 499 руб - комиссия 85 руб.

Я прямо обрадовалась, загрузила карточки товаров до 299 и 499 руб и какое-то время успешно продавала дешевые товары. Но через несколько месяцев работы аттракцион щедрости от маркета закончился и все вернули как было.

Сейчас есть только 2 более-менее подходящих способа продажи недорогих товаров:

  • Продажа квантами - настраиваем В КАРТОЧКЕ товара минимальное кол-во товара в заказе и рядом ставим КВАНТЫ. Тогда комиссию маркет будет брать со всей суммы заказа, но за доставку и услуги ПВЗ как за 1 отправление.

  • Второй вариант - объединять несколько товаров в комплект и ставить цену за набор. Но тогда товар будет плохо индексироваться и плестись в самом низу после всех продавцов, т.к. обычно товар фильтруют по цене, а цена за набор естественно выше, чем за штуку.

КОНКУРЕНТЫ

По конкурентам это вообще отдельная тема! У некоторых товарищей ценообразование на маркете не поддается вообще никакой логике! Вот пример из телеграмм-чата от одного из поставщиков:

Ребята, помогите 🆘🆘🆘

Объясните мне, как покупая товар у меня за 1000р, продают конкуренты его на маркете за 1313р.? (Вес товара 10кг.)
Если комиссия 17%
Эквайринг допустим 1%
Доставка 5,5%
ПВЗ-25р.
Это уже 334р.!

1313-334=979р.

И это не считая доставки в регионы, платного продвижения, системы лояльности.

Я ничего не понимаю уже!!!

 

У меня, например, частота выплат ежедневно, т.к. за эквайринг я плачу еще больше.

Яндекс Маркет выплаты продавцам

В результате несложных математических расчетов складываем:

  1. Себестоимость товара
  2. Логистика
  3. Упаковка (коробка, наклейки, скотч, пакеты, пупырка)
  4. Налоги
  5. Сумма всех услуг Маркет плейса.

Расходы на офис, электроэнергию, интернет, телефон, услуги бухгалтера в расчет даже не берем.

Получаем УБЫТОК.

Люди не дружат с математикой или просто "делают объем продаж", работая на дядю?

ТЕХНИЧЕСКИЕ

Периодически бывают такие проблемы:

Заказы не добавляются в отгрузки

Не формируются ярлыки

Не формируются акты

Новые заказы не добавляются в отгрузки из-за сбоя

Для этих заказов можно сформировать акты приёма-передачи вручную и привезти вместе с остальными. На индекс качества задержки и отмены не повлияют. Также не формируются электронные акты — пожалуйста, пользуйтесь бумажным.»

ДАТЫ ОТГРУЗОК

Маркет сам назначает дату отгрузки каждого заказа в ПВЗ. Привозить в другой день нельзя, даже заранее. Во-первых, акт на отгрузку формируется только в день отгрузки утром, во-вторых, отправку в ПВЗ просто не примут (так в у них в регламенте прописано), для нее не сформируется ячейка DROP-OFF и отправление могут просто потерять.

Даты отгрузок ЯМ ставит не так как удобно селлеру, а так как удобно Яндексу. Вот пример - вечер четверга у меня было 3 заказа на отгрузку и я бы преспокойно сдала бы их уже в пятницу, но нет - буду на следующей неделе по 1 штуке в разные дни приносить!

Яндекс Маркет даты отгрузок
Иногда вообще ставят сроки за гранью здравого смысла - заказ приходит, например, 10-го числа, а отгрузить его я должна только 20-22-го! Плюс срок доставки от Яндекса до города клиента. Какой же покупатель столько ждать будет! В итоге эпопея с такими сроками оканчивалась для меня только невыкупами и дополнительными необоснованными расходами.

СЛОЖНАЯ БУХГАЛТЕРИЯ

Продажа на маркет-плейсах - это не обычная купля-продажа, как мы все привыкли, а торговля по агентскому договору. Яндекс-маркет перечисляет деньги от покупателей, вычитая свой процент, а приходовать в 1С надо всю сумму, которую оплатил покупатель.

Деньги чаще всего приходят не от ООО "Яндекс", а от ООО "СБЕРБАНК ФАКТОРИНГ", ООО «ГПБ Факторинг», АО "Райффайзенбанк", АО "АЛЬФА-БАНК" с пометкой в назначении платежа:

«Перечисление денежных средств, полученных в связи с исполнением поручения в соответствии с условиями Договора № *****». по поручению ООО ЯНДЕКС

Но это ерунда, я уже привыкла.

Иногда сумма в нашей бухгалтерии вообще не сходится с бухгалтерией ЯМ.

 

В целом, работать можно, но много но...

Достоинства
  • Продажи по всей стране
Недостатки
  • Большой риск получить убытки
  • Плохая техподдержка
Екатерина Туларекомендует
Читать все отзывы 34
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
12.10.2023
Самое интересное поподробнее бы, про бухгалтерию😁
С бухгалтерией маркетплейсов после 2 лет работы до сих пор у меня сложности.
29.08.2024
А что там продается ? По моему пустая трата времени ! Пробовал , продажи мизерные. Деньги подвисают. Тарифы вслед за Озон , драконовские. Не вижу смысла ! Такой же лохотрон !
В Озоне лучше сейчас продажи идут.
Верим верим, что отзыв действительно ваш, а не отзыв самого ям, из всех 33 отзывов только 2 положительных, как они еще существуют не понимаю
Читала вчера ваш отзыв. Да, тяжко работать стало. Я ещё застала время, когда комиссия была 8 или 9 процентов. Плюс логистика подорожала. Буду осваивать другие способы продаж. Знакомый на Авито хорошо продаёт.
Можете попробовать продавать на ВБ, не могу сюда приложить к сожалению скриншот, но комиссия и суммы логистики нас устраивают, за 2 месяца работы, прибыль около 400 тысяч. Учитывая что каждый товар мы выкладываем вручную
А вы на WB по FBO работаете? Они дорого берут за хранение?
По FBS
Другие отзывы
Читать все отзывы 34
Смотрите также