Вот уже 11 месяцев, как я торгую на маркетплейсе Ozon в качестве селлера. Продажи идут, но хочется как-то масштабироваться, расширяться, поэтому я решила попробовать выставить свои товары на Яндекс Маркете - вдруг пойдёт? Прошло 2 месяца с тех пор, как я сотрудничаю с Маркетом. О своих размышлениях, успехах, разочарованиях и всяком таком я хочу поведать в этом отзыве. Возможно, чуть рановато, но вряд ли что-то поменяется в лучшую сторону.
Уж простите, позволю себе небольшое отступление, чтобы вы понимали моё отношение к Яндексу.
Я всегда очень любила и уважала эту компанию. А 10 лет назад мне даже довелось немного поработать в Яндексе. Я успела прикоснуться к их корпоративной культуре, познакомиться с изнанкой технологического IT гиганта. Не углубляясь в детали, скажу, что там были просто супер условия для работы: современный офис, уютная чистая кухня с хозяюшкой, бесплатное кофе, несколько сортов чая, молоко, свежие фрукты, печеньки и другие ништяки каждый день, и это не всё. Меня всегда подкупала дружелюбность и открытость компании и ее сотрудников. Не знаю, насколько в Яндексе все изменилось за это время, но, думаю, и сейчас всё должно быть прилично. Оттого еще менее понятно, почему так плохо и криво работает Яндекс Маркет? Чего им не хватает?
Дальше я постараюсь отмечать "+" положительные моменты работы с ЯМ, а "-" негативные, с которыми столкнулась я.
Яндекс Маркет для продавцов отзыв
➕ Бесплатная и быстрая регистрация на площадке
Итак, зарегистрировалась я на Маркете 16 марта 2024 года. Если вдруг надумаете регистрироваться, обратите внимание, в какой почте залогинены, потому что потом ее привяжут к вашему магазину. Регистрация максимально простая: вбила ФИО, выбрала форму организации (ИП, ООО или самозанятый), ОГРН, а остальные реквизиты автоматически подтянулись. На почту пришло приветственное письмо.
➕ Понятный лаконичный дизайн кабинета селлера Даже после Озона мне было довольно легко разобраться. Всё интуитивно и понятно.
➕ Удобные варианты загрузки товаров
Следующим шагом требовалось разместить товары. Так как я планировала продавать те же самые товары, что продаю на Ozon, я воспользовалась функцией автоматической загрузки карточек через ключ API. Ниже приложу скриншоты вариантов создания и загрузки карточек.
Все товары подтянулись в каталог, но для продажи на Яндекс Маркете карточки требовалось немного дополнить, как того просит площадка. А также нужно загрузить остатки, что я и сделала.
➖ Долгая модерация карточек и бесконечные ошибки
После размещения в каталоге не надейтесь, что продажи сразу же пойдут. Обычно товар появляется на витрине не раньше следующего дня. Обработка идет очень медленно и криво. Для сравнения - на Озон товар модерируется за несколько минут, после чего его можно купить. А на Яндексе, признаться, еще не было ни одного раза, чтобы карточка загрузилась сразу без косяков. У них то фотографии не отображаются, то товары не объединяются, то бренд не существует, а то и вовсе товар не попадает на витрину. Для решения всех вопросов нужно обратиться в поддержку.
➕ Быстрая поддержка с реальными людьми без ботов
Общение с поддержкой не останавливается почти ни на день. Мне нравится, как ребята отвечают, стараются помочь (не всегда сразу получается), но все их старания перечеркиваются огромным количеством багов платформы. Справедливости ради скажу, что поддержка отнюдь не бесполезная, пока что на все вопросы я получила ответ, и все проблемы (пусть и с трудом) удалось решить.
➖ Очень много ошибок при загрузке товаров
Вот, для примера, мой вчерашний запрос и ответ поддержки на него:
По идее, товары можно объединить, просто прописав номер объединенной карточки. Однако, друзья, это так не работает. Я указала номер в объединенной карточке, заполнила всё правильно и ни-че-го! Судя по ответу поддержки, мой вопрос слишком сложный оказался и требует вмешательства высших сил)) Чудеса какие-то! Чего сложного-то, опубликовать товар на витрине? Ведь в этом простом действии как раз и заложен основной смысл работы маркетплейса.
Если невозможно опубликовать товар, или за каждым чихом нужно писать в поддержку, то тогда встает вопрос в смысле всей этой затеи. Ощущение такое, что тут не высокотехнологичная компания, а какой-то парень клепает каждую карточку на коленке, каждый раз прописывая новый код. Как такое возможно в Яндексе - для меня загадка.
За почти год работы с Озоном всякое было, но карточки успешно загружались без обращений в поддержку и без танцев с бубнами. В общем, если тоже захотите выйти на ЯМ, будьте готовы общаться с поддержкой долго и плотно. После километров переписки и кучи потраченных нервов мои товары успешно расположились на платформе Яндекса. И, конечно, мне очень хотелось получить первый заказ. Не буду писать здесь особо подробно о продвижении, расскажу лишь, что воспользовалась бесплатным бустом продаж для новичков.
➕ Буст продаж помог довольно быстро получить неплохой охват, а затем и первые заказы. Я читала в одном из отзывов, что лучше не ставить высоких ставок на бусте, и соглашусь с автором на 100%, есть большая вероятность, что люди положат товар в корзину по высокой ставке буста, а выкупят товар уже после завершения льготного периода, тогда вам придется заплатить за продвижение из собственного кармана. Будьте осторожны с этим.
➕ Программа лояльности Маркета Зелёные цены, я их тоже подключила для софинансировании скидки. Не знаю, насколько это сильно влияет на покупку, цены снижаются от этой акции незначительно, но чисто визуально зеленый цвет и скидка выглядят на витрине неплохо, надеюсь, и покупатель думает также.
➖ СФ - софинансирование от Маркета. А вот акция лояльности мне как-то не очень зашла, вернее сказать, из-за нее я сильно поплатилась маржой нескольких заказов. Рассказывать долго, но результат получился такой. Снизила цену порога СФ, чтобы посмотреть, что получится, цена снизилась, стала привлекательной для покупателя, это правда, я спохватилась, что маржа сильно упадет, и повысила порог софинансирования, по идее цена должна была подняться, но она осталась на прежнем уровне. Поддержка не смогла помочь, писала стандартные отписки, в итоге по такой низкой цене с невыгодной маржой у меня ушли несколько товаров. Ладно, хоть не в минус сработала. Избавиться от этого невыгодного порога софинансирования помогло то, что я скрыла товары с витрины, изменила порог СФ скидки, затем обратно вернула товары, и цена стала более менее. Мне хотелось, чтобы цены на Маркете и на Озон примерно были равны, но, видимо, добиться этого можно только за свой счет. Яндекс не делает таких щедрых скидок, как Озон. Сейчас, чтобы хоть как-то нивелировать разницу в цене, я чуть завышаю цену на Озон, чуть занижаю цену на Маркете ( СФ + зеленая цена), и даже так на Озоне цена остается более выгодной для покупателя, и моя маржа на Озон тоже остается более выгодной.
Исходя из вышеизложенного, смело делаю вывод, что продавать на Озоне выгоднее и покупать выгоднее, если только селлер не допустит ошибку с ценами, как это сделала я. И вообще, я думаю, большинство продавцов, продающих в минус, делают это от невнимательности и от незнания. Особенно легко попасть на деньги, когда выходишь на новую площадку, еще ничего непонятно, и хочется всё попробовать. Так что вылететь в трубу можно не только на ЯМ, а на любой площадке.
Мой первый заказ пришел 20 марта 2024 года, спустя 4 дня после регистрации на Яндекс Маркете. Ну, судите сами, быстро это или не очень. Хоть и маржа была не такая приятная, было очень радостно, что и на Яндексе удалось продать)
➕ Процесс сборки и отгрузки заказов
Я положительно оцениваю процесс сборки и отгрузки. Мы отгружаем товары в ближайшем ПВЗ Яндекс Маркета, настроить адрес отгрузки и график работы склада можно в личном кабинете селлера по цепочке: Логистика - Склады. Видела, что возникает множество вопросов про маркировку товара, люди не знают, где брать штрих-код. Рассказываю, штрих-код я беру с самого товара, если он имеется, если на товаре нет своего штрих-кода, можно придумать свою собственную последовательность цифр, заношу ее в карточку товара на Озон. Так как я продаю одни и те же товары на Озон и Яндекс по модели FBS, соответственно клею на товар ту же самую этикетку, что и для Озон, и упаковываю в точности также, как и при отгрузке на Озон. Отличается только ярлык на курьерском пакете, ярлык можно скачать в личном кабинете в отгрузках или в приложении Яндекс Маркета. Размер ярлыка для Яндекс Маркета точно такой же по размеру, что и для Озона - 120х75мм, даже ленту в термопринтере менять не надо.
➖ Количество продаж😢😭 За всеми мелочами работы я забыла о самом главном минусе - это продажи (ради чего, собственно, всё и затевалось), а их на Маркете у меня почти нет)) За всё время 8 заказов!!
Для сравнения, в Озоне за неделю больше 30. Простите, что сравниваю, но иначе бы я не знала, проблема во мне, в товаре или в площадке. Почему мало продаж на ЯМ?
Думаю, тут несколько причин, поделюсь своими мыслями:
На Маркете просто меньше потенциальных покупателей, другими словами, площадка генерит меньше трафика;
Вполне возможно, мне не повезло, и на Маркете мало покупателей именно на мою категорию товаров. И это не бред сумасшедшего, действительно, люди на разных маркетплейсах, как и их покупки, сильно отличаются. Кто-то предпочитает покупать на ВБ, кто-то на Озон, и лишь малая часть покупает на Яндексе или других площадках.
Далеко не в каждом регионе есть ПВЗ Яндекс Маркета, у них сетка еще не так развита, как у конкурентов.
А возможно, всё гораздо банальнее - люди смотрят на цены, а цены на Маркете часто выше, чем на ВБ и Озон.
Очень много читала негативных отзывов о самых разных ситуациях, связанных с маркетом, были и проблемы с отгрузкой КГТ, и доставка барахлит, и отказы, и обратная логистика, и потери, неправильно определенные категории, у кого чего. Чат продавцов бомбит не по-децки. У меня тоже была отмена, возврат пришел в тот же ПВЗ, в который мы относим заказ, всё прошло в штатном режиме, товар не повредился. Такого вот сильного треша с площадкой (не считая вышеописанные ошибки с публикацией товаров на витрине) я еще здесь не встречала, поэтому писать, что ЯМ - полное дно, не стану. Однако и высоких баллов от меня Маркет не заслужил. Продаж очень мало, комиссии для продавцов растут, особо больших скидок для покупателей Маркет не делает. Сколько раз уже переносила все остатки на Озон, так как там уже все продалось, а на Яндексе тишь да гладь. Слышала, что без рекламы вообще здесь ничего не продашь, а платить за рекламу, когда и так условия, мягко говоря, не очень, не хочется.
Не знаю, поставлю Маркету 3 звезды и в очередной раз дам ему шанс на исправление. Повторюсь, что мне очень грустно видеть, что такая, казалось бы, технологичная компания, которая совсем недавно была на вершине, сейчас так слабо и тухло себя показывает. Никаких тебе прорывов. Сейчас ВБ или Озон выглядят гораздо бодрее и профессиональнее. Оставила там товара по чуть-чуть, на случай, если чудо произойдет, и кто-то что-то купит. Рекомендовать Яндекс Маркет могу лишь в качестве дополнительной площадки, если у вас есть достаточно товара, и хочется пробовать продавать где-то еще.
Никогда не пробовал себя в сфере продаж, для ознакомления прочитал. Как покупатель в 99% случаев выбираю МП ОZON. Широкий охват, хороший ассортимент, никаких вопросов с покупкой товаров не было. Товары на ЯМ не смотрю вообще, так получилось
Да, так и происходит, человек выбирает площадку по вкусу и на другие даже не заглядывает. Бывают исключения - моя мама, которая штудирует цены везде, ещё и Казань экспресс юзает)) И покупает там, где цена ниже. А я вот недавно впервые сделала заказ на Мегамаркете, посмотрим, чем он удивит.😅
Подпишусь под каждым словом, специально здесь зарегался, что бы комментарий оставить, 6 месяцев кропотливой работы, около 60 товаров, я так задалбался с этими карточками, и всё это на фоне очень низких продаж, в 10 раз ниже, чем на озоне. Я решил и многим рекомендую повысить цены на Яндексе и оставить его, зато озон будет сравнивать цены и лучше продвигать товар, видимо Яндекс маркет только для этого и годится, поддержка отвечает там конечно быстро, как и закрывает диалог, пока пишешь им ответ они уже всё успешно решили и закрылизакрыли обращение, по три раза приходится создавать по одному вопросу. Если честно не ожидал от такой технологичной компании такой лажи, надеюсь они прочитают и сделают выводы.
Спасибо за комментарий и внимание к отзыву. Мой запрос уже 3 сутки не могут решить, обращение закрыли, написав, что через 1-2 суток все должно обновиться и заработать)) Но вроде бы последние пару дней дают бесплатные охваты, хорошие, заказы тоже появляются. У Вас также? Есть изменения в охватах?
Ну я стал видеть свой товар в Яндексе, видимо стали продвигать, но продаж пока не вижу, а на озоне они есть, склеили мне тут 4 разные товара в одну карточку и ни как не отклеивается, а писать в поддержку уже даже не хочется, я на озоне за 15 мин подправил штук 30 карточек и всё работает, а тут думаю на 2 дня переписок. Месяц назад я думал, что просто мало трачу времени и денег на яндексмаркет и потратил месяц на карточки и продвижение стоит в бусте по 28 процентов, это я без прибыли остаюсь, только что бы двигалось, но продаж нет. А сегодня зашёл в отзывы покупателей, у них тоже миллион претензий к Яндексу.
С интересом прочитала ваш отзыв. Когда это интересовалась этой темой торговли на площадках. Кстати муж заказывает товары именно на Яндекс. Его устраивает, что можно рассчитаться наличными, ну и привычка.
Спасибо за внимание к отзыву. К сожалению, я полностью разочарована в работе с Яндекс маркетом. Не знаю, как другие продавцы умудряются продавать на нем. Мне прямо совсем никак, Озон несравнимо лучше продает, и маржа на нем лучше. Оставила один товар на Маркете, пусть болтается, но никаких надежд уже не питаю.