Опубликовано 13 Март, 2017 - 16:52

  • Опыт использования:
    один раз
  • Стоимость:
    120 рублей

Есть такой народ - караимы. Малочисленный - всего около 2000 человек, причем бОльшая часть его проживает именно в Крыму. Путешествуя по этому региону, слово "караим" можно услышать достаточно часто - этот народ оставил след во многих уголках полуострова, причем исключительно культурный и облагораживающий след.

 

Немного о том, кто такие караимы.

Загадочное слово "караим", столь созвучное названию Крымского полуострова, не имеет к нему никакого отношения.

«Караим» с древнееврейского - буквально "читающие". А именно - читающие Ветхий Завет.

Караимы считают себя приверженцами истинного учения Библии (Ветхого Завета) и не признают ни Талмуд, ни Новый Завет.

Караимы - это не нация, а

этническая группа, происходящая от тюркоязычных последователей караимизма в Восточной Европе.

Если обобщить, то выделяют две теории о происхождении караимов и об отнесении их к той или иной народности. Одна из них относит караимов к семитской (еврейской) группе, другая - к потомкам хазар.

Караимский язык относится к группе тюркских языков. Вместе с тем, в некоторых традициях караимов угадываются еврейские черты.

 

Обо всем этом и не только я узнала сначала на экскурсии по Евпаторийским кенассам, а затем уже "закрепила знания" в интернете.

 

А теперь о Евпаторийских караимских кенассах

Вообще в Евпатории мы оказались случайно и, спросив у Всезнающего Гугла, что бы посмотреть здесь, на первых строчках экскурсионных маршрутов были как раз Караимские кенассы.

О караимах на тот момент я уже слышала, а слово "кенассы" звучало привлекательно и таинственно - поэтому решено было посетить именно их. Надо сказать, к посещению этого места мы подошли безответственно, не прочитав внимательно о нем, а ведь это религиозно-культурный комплекс, храм караимской религии. И посещать его нужно было в соответствующей одежде - мужчинам в брюках, женщинам - в юбках-платьях; шорты и пляжная одежда были под запретом, о чем гласил стенд на входе. И хотя меня в шортах никто не выгнал из комплекса, но всю экскурсию мне было неловко за свое несоответствие и невнимательность.

 

Караимские кенасы в Евпатории - это храмовый комплекс, который был построен в XIX веке (1803 г.), когда в сюда переселились караимы из пещерного города Чуфут-Кале.

Евпаторийские кенассы - один из пунктов туристического маршрута "Малый Иерусалим".

 

Стоимость посещения Кенасс (самостоятельного осмотра): для взрослых - 75 рублей, для школьников - 30 рублей.

Стоимость экскурсии по Кенассам, где всё расскажут и покажут: 120 рублей для взрослых и 60 рублей для школьников.

Конечно же, мы выбрали экскурсию и не прогадали. Нам повезло, и нашим экскурсоводом был Виктор (Давид) Захарович Тирияки - караимский общественный и религиозный деятель, руководитель караимской религиозной общины Евпатории, газзан (караимский священнослужитель, совершающий богослужение в кенассе). Правда, о его чинах и заслугах мы узнали позже, из интернета, но и во время экскурсии уже было ясно, что это необычный человек - так интересно и подробно он рассказывал о своем народе, религии, традициях.

 

Евпаторийские кенассы представляют собой храмовый комплекс караимов и состоят из:

зданий Большой и Малой кенасс (молитвенных домов), здания религиозной школы, благотворительной столовой, хозяйственного подворья и нескольких внутренних двориков (Виноградный, Мраморный, Ожидания молитвы, Ритуальный, Мемориальный).

 

При входе на территорию кенасс попадаешь в тихий и тенистый уголок (что особенно ценно жарким шумным летом). Что поражает в первую очередь, это ослепляющая белизна строений - белым выбелено всё, и только зеленые листья виноградной лозы, да свисающие с них гроздья винограда (которые и дали название дворику - "Виноградный") разбавляют этот священный и чистый цвет. В таком месте наполняешься спокойствием и умиротворенностью.

На стенах дворика висят таблички, рассказывающие об истории, религии, языке караимов

Так как Кенассы - это место религиозных священнодействий, человек должен оставить вне их всю грязь, как духовную, так и физическую. Для этого в Виноградном дворике есть источники для омовений.

 

Пройдя чуть далее, попадаешь в Мраморный дворик, пол которого выложен мрамором. В нем находится мраморный же обелиск, установленный в честь посещения Кенасс Александром I в 1825 году.

 

По правую и левую стороны от Мраморного находятся Мемориальный дворик и лапидарий.

В Мемориальном дворике размещены плиты из белого мрамора, на которых высечены имена погибших во время Великой Отечественной войны караимов.

 

Караимы как малочисленный народ во времена Российской империи были освобождены от воинской повинности, но вот в советское время такая "поблажка" была устранена, и караимские воины сражались на фронтах Великой Отечественной наряду с другими народами.

Караимов могло погибнуть гораздо больше, вплоть до полного истребления (помним о их немногочисленности), если бы во время войны ряд крупных еврейских ученых не дал официальное заключение руководству фашистской Германии о том, что караимы не имеют никакого отношения к евреям.

 

Напротив Мемориального дворика находится лапидарий.

Лапидарий — экспозиция образцов старинной письменности, выполненной на каменных плитах (в том числе надгробиях)

Здесь хранятся старинные надгробия богатых караимов. Величественные камни со старинными надписями вызывают трепет и заставляют задуматься о вечном...

Самих захоронений здесь нет.

 

После Мраморного дворика следует дворик Ожидания молитвы.

Здесь праведные караимы должны настроиться на священное действо, изгнать прочь мысли о бренном. Тут же находится интересное устройство - солнечные часы, правда, оценить их действие не пришлось из-за набежавших облаков.

 

Через беседку, увитую виноградом, где проводятся праздничные торжества,

мы попали в Большую кенассу, точнее, в ее преддверие.

 

В сами кенассы нас не пустили, все-таки это место для молитв, а не для того, чтобы глазеть любопытным туристким взглядам. Но заглянуть в Большую кенассу удалось. Внутри она напоминает (на мой взгляд) католический храм.

О том, как выглядит Большая кенасса внутри, можно узнать из информационных вывесок, расположенных недалеко от входа в нее.

Здесь же есть наглядная информация и о Малой кенассе.

Сама кенасса была закрыта, и лично увидеть ее нам не удалось.

 

Как внутренняя, так и внешняя отделка здания Большой кенассы поражает своей красотой. На потолке - цветная лепнина:

Витражные окна создают радужное настроение:

В зале перед входом в Большую кенассу есть макет храмового комплекса:

В храмовом комплексе в целом очень много стендов и вывесок с описанием жизни, быта и культуры караимов. Есть, например, сведения о традициях мужского и женского костюма

Многие стенды подчеркивают тесную связь караимов с правящей династией Романовых. Караимские кенассы в Евпатории неоднократно посещали русские императоры и члены царской семьи. И даже после падения царской власти потомки дома семьи Романовых также бывали в Кенассах.

 

Этот народ внес большую лепту в благоустройстве городов и селений Крыма, в налаживании торговли и образования, в строительстве зданий и сооружений. О том, что было построено на деньги караимской общины (а построено было немало!), также можно узнать из красочных щитов:

 

Среди караимов было много богатых и знатных людей. Однако караимская община имеет принцип, который не позволяет становиться нищими ее членам. "Бедняк - позор для богача", - примерно так гласит этот принцип, обязывая богатых членов общества заботиться и поддерживать менее удачливых сограждан-караимов.

 

Окончанием экскурсии стало посещение музея караимской истории, где хранятся образцы традиционной одежды, оружия, предметов быта и религиозных обрядов караимов (но фотографировать в музее нельзя). По завершении экскурсии у нас была возможность задать интересующие нас вопросы, и мы ее не упустили, хотя информации и так уже было предостаточно.

 

Однако на этом наше посещение не закончилось. Рядом с храмовым комплексом есть караимское кафе - "Караман", где можно отведать блюда национальной кухни. Мы купили несколько пирожков, напоминающих самсу, и напиток со смешным названием "буза".

Правда, бузить с нее не пришлось - это, если по-простому, пшеничный квас. Вкусный, сладковатый и освежающий напиток!

 

На протяжении всей экскурсии росло и крепло убеждение, что караимы - не "Иваны, родства не помнящие", а, напротив, - народ, по крупицам собирающий свою историю, гордящийся и ценящий свою культуру, и это вызывает искреннее уважение и восхищение этим малочисленным народом!

 

Рекомендую посетить это место и прикоснуться с историей и культурой такого замечательного народа!

 

P.s. По пути в Евпаторию нам встретилось целое лебединое озеро, где можно покормить и насладиться видом этих прекрасных и величественных птиц!

 

Мои отзывы о других уголках Крыма:

Город Судак

Природный парк "Белая скала" - там, где снимали "Всадник без головы" и "Человек с бульвара Капуцинов"

Парк Айвазовского в Партените - чудо ландшафтного дизайна и красивое место для фотосессий

Поселок Новый Свет

Водопад Джур-Джур

Парк львов "Тайган"

Экскурсия на розовые плантации

Арпатский водопад и урочище Панагия

Потухший вулкан Карадаг в Коктебеле

Караимские кенасы в Евпатории

Парад тюльпанов в Никитском ботаническом саду

Чуфут-Кале - самый сохранившийся из пещерных городов Крыма

Семь чудесрекомендует
Читать все отзывы 6
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
13.03.2017
Были там))) спасибо за приятные воспоминания)
а кафе приятное, если я не путаю)) название не помнила, но там прям рядом
13.03.2017
saheza, рада, что пробудила в вас приятные эмоции))
Да, кафе хорошее, с "национальным" колоритом))
21.04.2017
захотелось там побывать Smile
21.04.2017
Ираида Fox, да, интересное место! СтОит посетить! ?
26.07.2017
В каком месяце Вы были ?
26.07.2017
star7579, мы были в августе
07.09.2017
Очень красиво!
07.09.2017
madamNN, спасибо! ?
Другие отзывы
Читать все отзывы 6
Смотрите также