Весной этого года я подала заявку на рефинансирование ипотеки и позже заключила сделку. Расскажу о плюсах и минусах и на что нужно обратить особое внимание.
1. Подача и рассмотрение заявки. Я оформила всё через мобильное приложение. Анкета несложная, заполняется быстро. Но ответ приходит не сразу, рассматривают тщательно. В моем случае это был плюс, потому как другие банки сразу отказали. Здесь же через некоторое время позвонил сотрудник, уточнил некоторые данные и уже после этого дали предварительное одобрение.
2. Проверка документов. Моя заявка была по программе льготной ипотеки (семейная ипотека: жилье в новостройке и наличие ребенка). Поэтому мне выслали список документов, которые нужно проверить, чтобы убедиться, что мой случай подходит по условиям. Это заняло около суток. Документы самые обычные: паспорт, выписка ЕГРН, договор долевого участия, кредитный договор, свидетельство о рождении ребенка. Никаких справок делать было не нужно.
3. Оценка квартиры. После проверки и одобрения попросили сделать оценку квартиры. Я заказала через их же компанию, наверное, можно выбрать и любую другую. Есть режим самоосмотра, когда сам делаешь фото и видео и загружаешь в специальное приложение. Так выходит дешевле, обошлась такая оценка в 3000 рублей. На оформление, съемку, проверку и подготовку документа ушло около трех дней.
4. Подготовка документов для сделки. Мне назначили менеджера для ведения сделки. Работала она отлично, всегда была на связи, отвечала на все вопросы. Она запрашивала дополнительные документы и всегда отписывалась о получении. Из таких документов: СНИЛС, квитанции при покупке квартиры, остаток долга по ипотеке (можно сделать скрин в приложении). В моем случае еще потребовалось нотариальное согласие супруга. Образец мне прислали.
5. Страховка. Менеджер сразу рассчитывает стоимость страхования жизни и жилья. Варианта оформить в другом месте даже нет. Менеджер присылает готовые документы на почту, после проверки можно оплатить. Сумма разбивается на две части: одна оплачивается заранее, другая - во время подписания сделки. В принципе не слишком дорого, не больше, чем у меня выходило в Сбере.
6. Сделка. Все документы (а их очень много) менеджер высылает на почту заранее. Нужно обязательно их проверить и задать вопросы, если появятся, потому что на самом подписании будет обычный оператор. По крайней мере, в Твери так.
Я всё проверила, согласовала удобный день и время. Меня приняли в обычном отделении, потому как других в городе нет. Документы были подготовлены, распечатаны и подписаны со стороны банка, осталось подписать мне. Процесс был долгий, около часа, потому что потом все документы сканировали и отправляли на проверку менеджеру, который сам находится в Москве. Пока шла проверка, мне выдали карту, с которой можно пополнять счет для погашения ипотеки.
Спустя пару часов после заключения сделки поступили деньги на счет. Я самостоятельно погасила первую ипотеку, после чего осталось дождаться снятия обременения (спасибо Сбербанку, который делает всё сам, без визита в офис).
7. Оформление закладной. А вот тут начинается цирк с конями. По условиям нужно оформить закладную в течение 60 дней, иначе ставку повысят на 3%. А сделать это можно только с представителем банка. Казалось бы, времени предостаточно. Но меня начали тупо игнорить! Мне прислали адрес, на который нужно выслать подтверждение снятия обременения. Я всё отправила, пришел автоматический ответ, что мое сообщение рассмотрят в течение двух рабочих дней. Через два дня тишина, я дублирую сообщение и происходит то же самое. Дозвониться до кого-то нереально: телефонов в контактах нет, при попытке набрать номер, с которого звонил менеджер, попадаешь в колл-центр. На третье мое письмо пришел вопрос с уточнением, где будет происходить оформление закладной. То есть письма доходили и кто-то их читал. Я ответила и получила снова "мы рассмотрим ваше письмо в течение двух рабочих дней".
Это либо безобразная работа, либо специальное затягивание с целью повысить ставку. В итоге мне помогла жалоба, причем не в самом приложении, а сообщение официальной странице Альфа-банк в ВКонтакте. Тут же позвонил менеджер из Москвы (не тот, что занимался сделкой, из другого отдела), пообещал разобраться, а к концу дня мне позвонил менеджер уже из Твери и попросил выбрать удобный день для похода в МФЦ.
Сам визит в МФЦ прошел быстро и без каких-либо проблем. Спустя несколько дней я получила уже готовые документы, отсканировала и отправила в Альфа-банк. Мне ответили, что всё принято, и вот тогда я смогла выдохнуть: повышения ставки удалось избежать.
8. Обслуживание ипотеки. Пока могу оценить только ежемесячные списания. За несколько дней мне приходит уведомление о грядущем платеже. Как-то раз я забыла пополнить счет, и накануне списания мне позвонили (!) и напомнили. Это мне очень понравилось. А еще каждый раз присылают сообщение, что платеж прошел, не нужно переживать и проверять. Очень удобно.
Также мне нравится, что в приложении сразу видно, какая часть платежа пойдет на погашение процентов, а какая - по основному долгу.
Итог. Мне понравилось тщательное рассмотрение заявки, работа менеджера по подготовке документов, простота оформления. Однако затягивание сроков при оформлении закладной портит всё впечатление. Возможно, это плохая работа именно Тверского отделения. Что ж, посмотрим, как будет происходить снятие обременения. Пока по обслуживанию вопросов нет.